Вечером 5 мая, в Светлое Христово Воскресение, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил Великую пасхальную вечерню в Покровском соборе г. Саратова. Его Высокопреосвященству сослужил сонм духовенства Саратовской епархии.
Во время богослужения в храм был доставлен Благодатный огонь, сошедший в Великую Субботу в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.
За богослужением молились также Матушка Игумения Феодосия с сестрами обители и настоятельница Свято-Сергиевского монастыря поселка Алексеевка Базарно-Карабулакского района Игумения Сергия с сестрами.
По окончании Великой пасхальной вечерни Матушка Игумения Феодосия доставила Благодатный огонь в нашу обитель.
Все лампады в храме в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» были зажжены от Благодатного огня. По окончании вечернего богослужения Матушка и сестры прошли крестным ходом с Благодатным огнем по территории монастыря.
Воскресение Христово – величайшее Чудо и величайшее Событие в истории человечества. В этот святой день сердца христиан переполняются чувством любви, радости и мира.
«Воскресением Своим Христос победил грех и смерть, сокрушил мрачное царство сатаны, освободил порабощенный род человеческий и снял печать с величайших тайн Бога и человека» (Святитель Николай Сербский).
Светлая и радостная Пасхальная служба, на которую прихожане собрались в храме целыми семьями, началась с чтения Пасхальной полунощницы, Пасхальной утрени и Крестного хода. Традиционно на этой части пасхального богослужения, которую клирики монастыря совершили соборно, бывает больше всего молящихся.
Раннюю Литургию святителя Иоанна Златоуста совершил духовник монастыря игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Антония Хорькова и диакона Сергия Дегтяренко.
Позднюю Литургию в монастыре совершил иерей Вадим Козлов в сослужении иерея Димитрия Болгова и диакона Николая Скафтымова. За Литургией пел хор, большую часть которого составляли воспитанники воскресной школы монастыря. Среди причастников также было много детей.
После праздничной трапезы в келейном корпусе воспитанники воскресной школы поздравили Матушку Игумению, сестер, гостей праздника и исполнили небольшой спектакль, придуманный и отрепетированный под руководством сестер монастыря.
На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в праздник Светлого Христова Воскресения совершил иерей Александр Мурылёв.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, братья и сестры!
Трудной, но и радостной лестницей Великого поста мы с вами взошли к вершине, к величайшему торжеству христиан — торжеству победы Жизни над смертью — Пасхе Христовой. Мы с радостью произносим: «Христос воскресе!», с радостью отвечаем: «Воистину воскресе Христос!». Но давайте вспомним, что означали эти слова для первых христиан, живших среди враждебного языческого мира. «Христос воскрес!» — «Да, Он воскрес» — это было своего рода паролем, способом узнать единоверца; это было исповеданием веры, отчетом в уповании (см.: 1 Пет. 3, 15), свидетельством о том, что Воскресший действительно оставил здесь, на земле, Свою Церковь, Свое мистическое Тело, Свою семью, и семья эта жива, она растет и будет расти, как бы ни преследовали ее членов, каким бы мучениям и казням их ни подвергали.
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
В нынешний праздник праздников и торжество из торжеств, которое, по слову святителя Григория Богослова, столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды (Слово 45. На Святую Пасху), с великой радостью обращаю к вам древнее и вечно новое, всем привычное и в то же время неизменно окрыляющее наши сердца приветствие:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
В этих двух жизнеутверждающих словах содержится столько силы, что от них лица людей сияют духовной радостью и буквально преображается окружающая нас действительность: небо, земля и даже преисподняя исполняются света, видимый и невидимый мир празднует, ибо восстал Христос, веселие вечное (канон праздника).
В Великую Пятницу мы воспоминаем святые, спасительные и страшные страдания Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, которые Он добровольно претерпел за нас.
«Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже ангелов Царь: в ложную багряницу облачится, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девыя. Покланяемся Cтрастем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Cтрастем Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение» (Антифон 15, глас 6).
Царские часы совершалась в монастыре на утреннем богослужении в пятницу. Позже, отдельно от Царских часов, была совершена вечерня Великого Пятка с выносом Плащаницы Господа, а также читалось малое повечерие с каноном «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы».
На утрене Великой Субботы Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия. После великого славословия, Плащаница Спасителя крестным ходом под погребальный перезвон была обнесена вокруг храма. Затем, по внесению Плащаницы во храм, она была поднесена к открытым Царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.
Богослужения клириками монастыря были совершены соборно.
На Крестовоздвиженском подворье монастыря Вечерню Великого Пятка с выносом Плащаницы и Утреню с Погребением Господним совершил иерей Александр Мурылёв.
Вечером в Великий Четверг совершается утреня Великой Пятницы, или служба 12 Евангелий.
Богослужение посвящено благоговейному воспоминанию последних часов земной жизни Христа – на нем читаются двенадцать отрывков из Евангелий, описывающих путь спасительных страданий и крестной смерти Господа Иисуса Христа.
Утреню с чтением Двенадцати Евангелий в монастыре совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Вадима Козлова, иерея Антония Хорькова, диакона Николая Скафтымова и диакона Сергия Дегтяренко.
На протяжении всей службы сёстры и прихожане стояли с зажжёнными свечами. Существует благочестивый обычай относить домой и сберегать до Пасхи четверговый огонь в лампадах как символ просвещения мира светом Евангельского учения.
На Крестовоздвиженском подворье монастыря утреню с последованием Страстей Господа нашего Иисуса Христа совершил иерей Александр Мурылёв.
ЖИЗНЬ МОНАСТЫРЯ
МОНАСТЫРЬ Каждый раз возвращаюсь другой-
Вырываясь из душных квартир,
Здесь и дышится легче стократ,
Там внизу, под горой, суета
Здесь просфоры, святая вода -
Я на землю схожу, не спеша, Валерия Соколова
|