10 октября исполняется 100 лет со дня трагической гибели – расстрела - саратовских новомучеников епископа Германа (Косолапова) и священника Михаила Платонова. Они стали жертвами длительного показательного процесса над «контрреволюционными попами».
Епископ Герман был назначен на Вольскую кафедру 17 января 1918 года. После ареста 24 августа 1918 года священника Михаила Платонова (за проведенную в храме во имя святого Серафима Саровского города Саратова панихиду по Царственным мученикам и за "возмущение народных масс в церковной проповеди, написании и распространении литературы против советской власти"), владыка Герман дал благословение Епархиальному совету обратиться к прихожанам с призывом бороться за своего пастыря и требовать его освобождения.
16 сентября 1918 года епископ и члены Епархиального совета были арестованы по обвинению в подстрекательстве к выступлениям против советской власти. После показательного процесса, проведенного в Большом зале Саратовской консерватории 5-6 октября 1918 года, владыка Герман был приговорен к 15 годам лишения свободы с привлечением к выполнению принудительных работ. Позже приговор был заменен на смертный: отца Михаила Платонова приговорили к высшей мере наказания - расстрелу. Священник Михаил Платонов и епископ Герман (Косолапов) были расстреляны в ночь на 10 октября 1919 года на окраине саратовского Воскресенского кладбища. Святые похоронены здесь же в братской могиле с десятками других жертв репрессий.
В монастыре в день памяти епископа Германа и священника Михаила Платонова было отслужено всенощное бдение. Клирики обители совершили богослужение соборно.
На всенощном бдении молилось 28 человек, на Божественной Литургии – 32, из которых шестеро приобщились Святых Христовых Тайн.
По окончании Божественной литургии было совершено славление.
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ СВЯТЫХ НОВОМУЧЕНИКОВ
…В узилище епископ Герман и священник Михаил Платонов продолжали совершать в общей камере богослужение. Покинуть застенки ЧК новомученикам было уже не суждено; тюремные камеры стали последними храмами, в которых им довелось предстоять перед Богом за себя и за тех, кто томился рядом с ними.
Во второй половине 1919 года Саратов оказался в непосредственной близости от театра военных действий Гражданской войны: 3 июля Кавказская армия генерала П. Н. Врангеля взяла Царицын, 6 октября Добровольческая армия под командованием генерала А. И. Деникина заняла Воронеж. На фоне прямой военной угрозы самому Саратову ГубЧК принимает решение об уничтожении «непримиримых врагов рабоче-крестьянской власти».
В заседании Саратовской чрезвычайной комиссии 9 октября 1919 года было постановлено применить красный террор: «за антисоветскую агитацию и как непримиримые враги рабоче-крестьянской власти» к расстрелу были приговорены 13 человек, в том числе епископ Герман (с формулировкой «ярый черносотенец») и иерей Михаил Платонов (как член Союза Михаила Архангела, что не было поставлено ему в вину даже в ревтрибунале). Смертный приговор был приведен в исполнение практически сразу — в ночь с 9 на 10 октября 1919 года.
По преданию, когда узники узнали о готовящемся расстреле, священнослужи-тели во главе с епископом Германом совершили в стенах саратовской тюрьмы отпевание самих себя и своих соузников - мирян.
Из уст в уста передавалось среди верующих саратовцев предание о мученической кончине епископа Германа и его сострадальцев: «Расстреляны они были ночью. Их привезли на кладбище, заставили вырыть для себя могилу — длинный ров, после чего спросили, не отрекутся ли они от Бога. Мученики отказались и только попросили время помолиться. Как последнее желание смертников, им позволили. Они отпели себя, а во время пения в конце “Ныне отпущаеши...” владыку Германа осиял свет и он поднялся над землей. Устрашенные расстрелыцики стали поговаривать, что это не обычные люди, но тем не менее мученики были убиты. Их похоронили на месте расстрела, в ими самими вырытом рве».
Мы, вероятно, уже никогда не узнаем, насколько верно это предание описывает страшные события, происходившие в Саратове на окраине городского кладбища в далеком уже 1919 году. И тем более невозможно оценить достоверность сообщения о чудесах, сопровождавших их кончину. Но само это предание есть, несомнению, яркое свидетельство того глубокого почитания, которым церковный народ окружил имена и подвиг погибших клириков и мирян.
В общей сложности за два дня (30 сентября и 10 октября 1919 г.) в братские могилы легли тела 41 казненного. Однако С. П. Мельгунов высказывает предположение, что жертв было еще больше — в телеграмме из Москвы, в которой содержалась «разнарядка» на расстрел в Саратове заложников после убийства 25 сентября 1919 года секретаря Московского горкома ВКП(б) В. М. Загорского, говорилось о 60 обреченных.
Почитание страдальцев как мучеников началось практически сразу после их гибели. Сведения о мученической кончине епископа Германа достигли зарубежья и были опубликованы в книге протопресвитера Михаила Польского «Новые мученики Российские». 1 ноября 1981 года епископ Герман (Косолапов) был канонизирован как священномученик Русской Православной Церковью Заграницей. Во время пребывания в Саратове честных мощей святых пре- подобномучениц Елисаветы и Варвары сопровождавший святыню Преосвященнейший Михаил (Донсков), епископ Бостонский (РПЦЗ), посетил могилу новомучеников, почтив их память молитвенным обращением к ним.
Сын священника Михаила протоиерей Василий Михайлович Платонов служил в послевоенный период до 1961 года в Духосошест венском храме города Саратова и был надзирателем и преподавателем в Саратовской духовной семинарии.
Из книги свящ. М. Плякина
Собор Саратовских святых: сборник житий