Требы и пожертвования
Воскресенье, 25 Март 2018 10:43

Неделя 5-я Великого поста: память преподобной Марии Египетской

В Неделю пятую Великого поста Православная Церковь отмечает память преподобной Марии Египетской. Житие ее читается в храмах на вечернем богослужении в среду на службе именуемой Мариино стояние, оно всем известно.

Во все времена люди особо чтили тех, кто от­давал свои силы и способности на общее благо. Слово Божие и святые отцы также учат нас, что дар Божий дается человеку для того, чтобы быть светом миру; поверхностный взгляд может уви­деть в этом ложно-гуманистический призыв «слу­жить человечеству». Однако в житии святой Ма­рии Египетской ничего подобного мы не находим. Она, получившая от Бога прощение, не стала про­поведницей покаяния. Как до, так и после обра­щения ко Христу она думала лишь о себе. Спер­ва — как получить больше удовольствий, затем — как принести еще большее покаяние. Вся ее воля, вся энергия была направлена лишь внутрь самой себя. Она не думала ни о чем и ни о ком, кроме самой себя и Бога. Ее руководством были слова Спаителя: «Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить?» (Лк. 9, 25). Однако в этом непрестанном самоуглублении и состояло великое и смиренное служение преподобной Ма­рии всему миру. «Без Меня, — говорит Гос­подь, — не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).

Только если человек сам будет открыт Богу, действующая в нем благодать послужит и пользе прочих. Но никакие подвиги и жертвы на благо других не принесут пользы, если между челове­ком и Богом будет стоять стена. Именно это имел в виду преподобный Серафим Саровский, когда говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя».

В евангельском чтении пятой недели по­ста (Мк. 10, 32-45) говорится о том, как ученики Спасителя стали просить, чтобы Он дал им в Царстве Небесном почести наподобие тех, что имеют царедворцы земных владык. В ответ Гос­подь в очередной раз объяснил Своим спутникам, что Его Царство не имеет ничего общего с наси­лием, гордыней, подавлением одних другими, на чем основаны все прочие государства и общества. Царство Христово «не от мира сего» (Ин. 18, 36); оно приходит не «приметным образом» (Лк. 17, 20), но наступает, когда Бог воцаряется в любящем сердце (ср. Лк. 17, 21). Это Царство явилось в жизни и смерти святой Марии Египетской, и к тому, чтобы оно пришло в нашу жизнь, призывает нас Церковь в пятое воскресенье Великого поста.

В воскресный день Божественную Литургию совершил духовник монастыря игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении протоиерея Александра Кружкова и диакона Дионисия Лаврова. На всенощном бдении накануне молилось 96 человек, на Литургии в воскресенье – 187 человек, из них 116 причастилось Святых Христовых Тайн.

Использованы материалы книги
"Вот пост, который Я избрал"

 

 

Фотогалерея 1

 

Фотогалерея 2

 

 

УРОК МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ

 

Мы вспоминаем сегодня святую Марию Еги­петскую; и от нее мы можем научиться многому, что нам нужно. Она была всем известной греш­ницей, предметом искушения и соблазна для всех. Как она стала грешницей — мы не знаем: качествовало ли зло в ней самой? была ли она со­блазнена, подверглась ли насилию? Как она стала блудницей, мы никогда не узнаем. Но одно мы знаем достоверно: как-то она пришла в храм Ма­тери Божией, Которая — образ совершенной цельности, целомудрия, и вдруг почувствовала, что не может войти в него. Не стоит представлять, будто чудесная сила не давала ей переступить по­рог; сила эта была, вероятно, — наверное! — в ней самой. Она почувствовала, что эта область слишком свята, чтобы она посмела войти в Ее присутствие, стоять внутри храма.

Но этого было достаточно, чтобы она осозна­ла, что все ее прошлое темно, и что выйти из это­го можно только одним путем: сбросить с себя все зло и начать новую жизнь. Она не пошла за советом на исповедь; она ушла из города в пу­стыню, в знойную пустыню, где ничего не было, только песок, и голод, и отчаянное одиночество.

Она может научить нас чему-то очень важ­ному. Святой Серафим Саровский не раз гово­рил приходящим к нему, что вся разница между грешником погибающим и грешником, который находит свой путь к спасению, в одном: в реши­мости. Благодать Божия всегда рядом: но мы не всегда отзываемся, как отозвалась Мария; как она отозвалась на ужас, охвативший ее, когда она осознала себя и, вместе, святость, красоту, цель­ность и целомудрие Матери Божией, и на все, на все она была готова ради того, чтобы переме­нить жизнь.

И так год за годом, в посте, в молитве, среди жгучей жары, в отчаянном одиночестве среди пу­стыни, она сражалась со всем злом, накопившим­ся в ее душе. Потому что недостаточно осознать его; недостаточно даже отвергнуть его усилием воли: оно здесь, в наших воспоминаниях, в наших вожделениях, в нашей хрупкости, в той порче, которую приносит с собой зло. Ей пришлось бо­роться всю жизнь, но, в конце концов, она побе­дила; она действительно подвигом добрым под­визалась, она очистилась от скверны, она смогла войти в область Божию: не в храм, не «куда- то» — в вечность.

Она многому может научить нас. Она может научить тому, что когда-то мы должны осознать: та царственная область, куда мы входим так лег­ко, — Церковь, да и просто сам мир, сотворенный Богом, остался чист от зла, хотя покорился, по­работился злу из-за нас. Если бы когда-нибудь мы осознали это и почувствовали, что только нам нет там места, и в ответ покаялись бы, то есть, отвернулись бы в ужасе от самих себя, отврати­лись от себя в непреклонной решимости — и мы могли бы последовать ее примеру.

Этот пример ее образа предлагается нам как завершающий момент постного времени, этой весны жизни. Неделю назад мы слышали учение, призыв святого Иоанна Лествичника, составив­шего целую лестницу совершенства, с помощью которой мы можем преодолеть зло и прийти к правде. А сегодня мы видим пример, — пример той, которая из самых глубин зла поднялась на высоты святости и говорит нам словами Великого канона Андрея Критского: Душа, Бог может про­каженное убелить и очистить, не отчайся, хотя ты и прокаженная...

Пусть ее образ будет для нас новым вдохно­вением, новой надеждой, даже новой радостью, но и вызовом, призывом, потому что напрасно мы воспеваем хвалу святым, если ничему не учимся от них, не стремимся подражать им.

Через неделю мы окажемся на пороге Страст­ной седмицы... Войдем в эту Страстную седмицу с готовностью встретить Матерь Божию лицом к лицу хотя бы нашей решимостью стать достой­ными Ее молитв, и затем пойдем день за днем, следуя за событиями Страстной и ставя все время себе вопрос: «Где я стоял бы, окажись я их участ­ником?»

 

Митрополит Сурожский Антоний

Просмотров: 1190  

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 11 10 2024dynmod 401
  • 08 28 2024dynmod 508
  • 11 05 2024dynmod 201
  • 08 28 2024dynmod 507
  • 11 21 2023dynmod 101
  • 11 05 2024dynmod 202
  • 10 02 2024dynmod
  • 10 14 2024dynmod 513
  • 10 14 2024dynmod 503
  • 11 04 2024dynmod 102
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 11 21 2024dynmod 501
  • 08 03 2024dynmod 300
  • 09 17 2024dynmod 901
  • 10 14 2024dynmod 507
  • 11 04 2024dynmod 105
  • 11 04 2024dynmod 104
  • 11 05 2024dynmod 204
  • 10 14 2024dynmod 505
  • 07 21 2024dynmod 702
  • 10 27 2024dynmod 810
  • 10 08 2024dynmod 301
  • 10 14 2024dynmod 506
  • 11 21 2024dynmod 502
  • 10 14 2024dynmod 512
  • 10 14 2024dynmod 504
  • 11 21 2024dynmod 503
  • 08 29 2024dynmod 703
  • 10 27 2024dynmod 814
  • 10 14 2024dynmod 508
  • 10 27 2024dynmod 812
  • 11 05 2024dynmod 206
  • 08 04 2024dynmod 208
  • 11 05 2024dynmod 205

Календарь

S5 Box

Патриархия  Православие и современность