Воскресенье 21 февраля – в этом году первое из четырех Недель, отводимых Церковью для подготовки к Великому посту. В этот день на Литургии читается отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 18:9–14) – притча Христова о мытаре и фарисее.
В ней рассказывается о пришедших в Иерусалимский храм правоверном фарисее и отверженном еврейским обществом мытаре, сборщике дани для римского императора, под властью которого находилась Иудея. Фарисей, презрительно поглядывая на мытаря, горделиво выставлял себя перед Богом, перечисляя свои достоинства. Мытарь же не смел в храме и головы поднять, а только бил себя в грудь и приносил искреннее сердечное покаяние, говоря: «Боже, милостив буди мне грешному».
И Христос сказал, что молитва мытаря более угодна Богу и он вышел из храма более оправданным, чем довольный своей праведной жизнью фарисей. Ныне с молитвы мытаря начинает свое утреннее правило всякий воцерковленный человек.
На всенощном бдении накануне Недели о мытаре и фарисее впервые поется после 50-го псалма «Покаяния отверзи ми двери…»
«Внемлет Господь воплю человека бедствующего и дает ему познать, как надобно действовать на себя, чтобы отворилась дверь сердца его, - пишет святитель Феофан Затворник, - Вчера пели мы: «Покаяния отверзи ми двери…» ныне в ответ на то, слышим от Господа притчу о мытаре и фарисее. В следующее воскресенье, в ответ на ту же песнь, услышим притчу о блудном сыне. Далее, с той же целью приведется нам на память картина страшного суда и падение первозданных прародителей наших. Господь говорит как бы нам: действуйте по указанию истин, возвещаемых вам сими Евангельскими сказаниями и, может быть, достигните того, что отверзутся, наконец, двери сердца вашего сокрушением»…
Слово Патриарха
Каждый на собственном опыте знает, насколько трудно удержаться от осуждения. В чем же причина этого? А причина заключается в том, что, осуждая других, мы, порой сами даже не подозревая и не отдавая себе в том отчета, превозносим самих себя. Ведь модель осуждения нами другого человека и доныне такова, какой она была явлена нам в притче Спасителя о мытаре и фарисее: Боже! благо¬дарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк. 18, 11). Логика осуждения в явной или скрытой форме всегда подразумевает самовосхваление и самоутверждение за счет поставления себя выше того человека, которого осуждают.