Праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа называют еще Яблочным Спасом, это один из наиболее любимых праздников церковного года. Народное название Яблочный Спас связано с обычаем освящать в праздник Преображения плоды нового урожая.
Накануне, 18 августа, в монастыре было отслужено всенощное бдение.
Праздничную Литургию 19 августа отслужил духовник обители игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении клириков монастыря. После окончания Литургии было освящено коливо и плоды нового урожая.
Слово Патриарха
Что же произошло на горе Фавор? Что это было за Божественное сияние?.. По толкованию святителя Григория Палаты, архиепископа Фессалоникийского, Преображение и было явлением Божиего Царства - того самого Царства, которому Христос по Божеству Своему принадлежал. И свет, который воссиял на Фаворе, был не физический свет, не отражение солнца - это был Божественный свет; причем апостолы видели его не своими физическими глазами, потому что они прозревали нечто большее, чем только свет. Откуда апостолы узнали, что рядом со Спасителем Моисей и Илия? Ведь не существовало никаких портретов, никаких описаний их внешности. Однако апостол Петр безошибочно определяет, что здесь Моисей и Илия. Апостолы видят нечто иное, нежели обычную человеческую реальность. Они видят иной мир, и видят его глазами духовными, которые во мгновение открылись. Свет, который они видят, - не свет, который пришел во мгновение на вершину Фавора, а затем исчез; это свет, который постоянно был со Христом, это свет Божественного Царства, это свет вечности.
Для чего же потребовалось Преображение буквально накануне, совсем незадолго до страданий Спасителя? Кондак праздника отвечает нам на этот вопрос: дабы страдание видя вольное, миру бы проповедовали. Почему нужно было в преддверии этих страданий вольных показать славу Господа? Чтобы не помрачилась вера апостолов, чтобы, взирая на Христа окровавленного, униженного, распятого, они, помня о Преображении на Фаворе, верили, что распятие - вольное, и чтобы распятие не помешало им проповедовать этот образ уничиженного Спасителя миру во спасение.
Святейший Патриарх Кирилл