29 июня отмечается день памяти святителя Феофана Затворника. В этом году к этой дате приурочено еще и празднование двухсотлетнего юбилея со дня рождения этого великого подвижника.
Пожалуй, ни один духовный писатель не уделял такого внимания переписке, как святитель Феофан. Получая 20-40 писем ежедневно, святитель старался ответить на все, поэтому в его письмах-ответах отражены все стороны жизни великого Затворника. В письмах-поучениях даются важнейшие духовные ответы и наставления, и святитель Феофан предстает в них, как заботливый духовный отец. Ниже мы приводим несколько подобных писем, адресаты которых точно не известны, однако ценность советов, в них изложенных, от этого не убывает.
Мирянину о молитвенном правиле
Как проснешься и время вставать, тотчас вставай, не нежась на постели. Вставши, посиди немного, творя крестное знамение, и говори: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! помилуй мя. Потом обуйся, оденься, умойся; но все это время в мыслях Бога имей, говоря: Господи, помилуй... или: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Не вертись, не рассеянничай... Затем становись на молитву... Сначала положи три земных поклона, говоря: Боже, милостив буди мне, грешному. Потом читай положенные молитвы... Царю Небесный... Святый Боже (Трисвятое)... Отче наш... Воставше от сна... От одра и сна... Напрасно Судия... От сна востав, благодарю Тя, Святая Троице... Помилуй мя, Боже... Верую... Богородице Дево, радуйся... Ангеле Хранителю, и конец... положи три поклона земных, приложись к иконе или кресту, и еще сидя или стоя, проговори 20 молитв Иисусовых. А если охота будет, и более. Читать молитвы неспешно, вникая в слова, читать умом, а не языком.
Днем часто читать: Отче наш... и Богородице Дево... и все время старайся помнить о Боге. И пред образами можно положить поклон, другой, третий, чтоб никто не видал.
Вечером, отходя ко сну, так молись. Пред молитвою сядь и, сотворив крестное знамение, говори молитву Иисусову раз до десяти, пока соберутся мысли. Встань и положи три поклона, говоря: Боже! милостив буди мне, грешному. Далее начинательные молитвы от Царю Небесный и по Отче наш. Потом молитвы на сон: Помилуй нас, Господи... Господи, помилуй нас... Милосердия двери... Боже вечный... и еще: Помилуй мя, Боже... Верую... Богородице Дево... Ангеле Хранителю... Вспомни, что сделал худого, и покайся... а за добро Бога благодари. И конец... Три поклона. Затем приложись к иконам... еще, сидя или стоя, проговори 20 молитв Иисусовых или более... Разденься скромно и ложись... Легши, не блуждай мыслями, а помни о Боге и говори молитву Иисусову, пока заснешь.
Чем заняться
Спрашиваете: «Надо же что-нибудь делать?» Конечно, надобно.
И делайте, что попадется под руки, в Вашем кругу и в Вашей обстановке, — и верьте, что это есть и будет настоящее Ваше дело, больше которого от Вас и не требуется. Большое заблуждение в том, когда думают, будто для неба или — по-прогрессистски — для того, чтоб сделать и свой вклад в недра человечества, надо предпринять большие и громкие дела. Совсем нет. Надобно только делать все по заповедям Господним. Что же именно? Ничего особенного, как только то, что всякому представляется по обстоятельствам его жизни, чего требуют частные случаи, с каждым из нас встречающиеся. Это вот как. Участь каждого Бог устрояет, и все течение жизни каждого — тоже дело Его всеблагого промышления. Следовательно, и каждый момент и каждая встреча.
Возьмем пример: к Вам приходит бедный — это Бог его привел. Что Вам сделать надо? Помочь. Бог, приведший к Вам бедного, конечно, с желанием, чтоб Вы поступили в отношении к сему бедному, как Ему угодно, смотрит на Вас, как Вы в самом деле поступите. Ему угодно, чтоб Вы помогли. Поможете? Угодное Богу сделаете — и сделаете шаг к последней цели: наследию неба. Обобщите этот случай — выйдет: во всяком случае и при всякой встрече надобно делать то, что хочет Бог, чтоб мы сделали. А чего Он хочет, это мы верно знаем из предписанных нам заповедей.
Помощи кто ищет? — Помоги!
Обидел кто? — Прости!
Сами обидели кого? — Спешите испросить прощение и помириться!
Похвалил кто? — Не гордитесь!
Побранил? — Не сердитесь!
Пришло время молитвы? — Молитесь!
Работать? — Работайте! И прочее, и прочее, и прочее.
Если, все это обсудивши, положите Вы так во всех случаях действовать, чтоб дела Ваши угодны были Богу, быв совершаемыми неуклонно по заповедям, то все задачи относительно Вашей жизни решатся этим полно и удовлетворительно. Цель — блаженная жизнь за гробом; средства — дела по заповедям, исполнения которых требуют все случаи жизни. Мне кажется, тут все ясно и просто и нечего Вам томить себя мудреными задачами.
Надо выбросить из головы все планы о многополезной, многообъятной, общечеловеческой деятельности, какою бредят прогрессистки, — и жизнь Ваша будет созерцаться вложенною в покойные рамки и без шума ведущею к главной цели. Помните, что Господь и стакана холодной воды, поданного томимому жаждою, не забывает. И благодарение Господу, что Ему угодно было ценность дел наших определять не их широтою и великостию, а внутренним нашим расположением при делании их, окружив между тем нас премножеством случаев к деланию дел по воле Его, так что, если внимаем себе, можем поминутно делать дела богоугодные.
В Санкт-Петербурге мне рассказывали такой случай...
Один джентльмен в каком-то собрании юных болетелей о всеобщем благе держал сильную речь о любви к человечеству и народу. Все восхищались.
Но ворочается он домой; человек, служивший у него, как-то не скоро отворил дверь - это ему уже не показалось; потом свечу не скоро подал, потом с трубкой что-то сделалось, да холодновато было в комнате...
Не выдержал наконец наш филантроп и разбранил своего слугу. Тот - какое-то возражение, а этот его в грудь. И вот наш парень: там распарился от любви к человечеству - а тут и с одним человеком не мог поступить как следует.