С 1-го по 4-е мая в поездку к святыням казанской земли отправилась паломническая группа в которую входили несколько сестер нашей обители.
Первый день паломничества начался с посещения Раифского Богородицкого мужского монастыря, основанного в начале XVII века. Обитель находится в тридцати километрах от Казани, располагается на берегу прекрасного озера и окружена заповедным лесом. Каменный ансамбль монастыря окончательно сложился в начале восемнадцатого века и практически не менялся до века двадцатого. С 1930 по 1990 гг. история монастыря печальна отсутствием в нем духовной жизни – на территории обители располагалась колония для несовершеннолетних преступников.
Сейчас об этом времени напоминает только расположившееся рядом с монастырем училище закрытого типа. Сама же обитель полностью восстановлена, поднялись из руин храмы, вернулись в монастырь былые красота и величие. Территория заботливо ухожена, всюду множество цветников, украшенных скульптурными композициями. Не иссякает поток паломников из разных мест России – большая стоянка для экскурсионных автобусов уже утром была заполнена. Паломники стремятся поклониться покровительнице обители – чудотворной иконе Божией Матери «Грузинская». Чрез этот образ Пресвятая Богородица и ныне творит чудеса и исцеления приходящих с верою. При монастыре существует приют для детей-сирот, создан свой издательский отдел, издается газета «Раифский вестник», православная газета для детей.
Далее наш путь лежал на остров Свияжск, в его уникальный город-крепость, построенный когда-то в далеком 16 веке по повелению царя Иоанна Грозного всего за два месяца. Русскому войску требовался надежный форпост для взятия столицы Казанского ханства. За тысячу километров от Казани, на Верхней Волге, в угличских лесах всю зиму рубили город, после пробной сборки все бревна разметили, погрузили на суда и весной доставили к устью реки Свияги, отстоявшем от Казани на 25 километров. Здесь, на горе Круглой, и был выстроен «град древян, хитро сотворен».
Свияжск изначально был городом монастырей и церквей и таким оставался на протяжении всех последующих веков своей истории. Мы посетили древние обители Свияжска Богородице-Успенский и Иоанно-Предтеченский монастыри. Сейчас это мужские обители, до революции Иоанно-Предтеченский монастырь был женским. По территории монастырей идет нескончаемый поток туристов и паломников, братии почти не видно, экскурсии же идут одна за другой. Отрадно, что древние храмы восстановлены, в них совершаются богослужения, ведутся реставрационные работы. В Успенский собор мы не попали – он был закрыт на реставрацию уникальных фресок 16 века. В Иоанно-Предтеченском монастыре мы были в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость», которая является уменьшенной копией Морского собора в Кронштадте. В этой же обители находится древний деревянный Троицкий храм, которому 464 года. На одной из дверей храма сохранился действующий замок, которому столько же лет.
Недалеко от места, где к Свияжску подходит дамба, располагается так называемый «Конный двор» - когда-то это был постоялый двор, а теперь это место можно назвать центром ремесел: здесь расположились гончары, кузнецы, резчики, проводятся мастер-классы для многочисленных паломников.
Дальше маршрут нашего паломничества вел в Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь, но добраться до него мы не смогли: тяжелый большой автобус не прошел по разбитой грунтовой дороге, ведущей по берегу к монастырю. Тогда, с трудом развернувшись на грунтовке, мы отправились искать Седмиезерную Богородицкую пустынь. Этой обители, некогда процветавшей и большой, в этом году исполняется 400 лет со дня основания. Туда мы добрались к вечеру, успев на помазание на воскресном всенощном бдении. Пустынь восстанавливается с трудом, богослужения идут в одной сохранившейся церкви во имя преподобного Евфимия Великого. Главной святыней обители является чудотворная икона Пресвятой Богородицы Смоленская-Седмиезерная. В храме обители сейчас находится особо почитаемый список с этой иконы, сама же икона находится в Петропавловском храме Казани. Также в храме пустыни находится рака с мощами преподобного старца Гавриила (Зырянова).
На этом первый день паломничества завершился.
На следующий день нам предстояло знакомство со святынями Казани. В этом нам помог замечательный гид – Анатолий Михайлович Елдашев, краевед, историк, доцент Казанской Православной семинарии и обладатель других замечательных титулов и почетных званий.
Невозможно подробно описать все памятники, мимо которых проходил наш маршрут и которые упоминал в рассказе наш гид. Это и Казанский Кремль с его Благовещенским собором и прочими достопримечательностями, и Петропавловский собор, где из алтаря нам вынесли приложиться чудотворную Седмиезерскую икону Пресвятой Богородицы. Конечно, это место явления Казанской иконы, расположенное сейчас на территории Казанского Богородицкого мужского монастыря. Это Иоанно-Предтеченский монастырь, где находится частица мощей свт Германа Казанского. Это Арское кладбище, где нам показали православный храм в честь ярославских чудотворцев, основанный в 1796 году, ни разу не закрывавшийся за всю свою историю и ставший хранителем православных святынь в годы советского лихолетья. Наконец, это Успенский женский монастырь на Зилантовой горе, где восстановлены и действуют пять древних храмов. Осталось общее впечатление, что пред тобою разворачивается необычайное историческое полотно, сотканное из невероятно сложных узоров человеческих судеб, событий разных времен, разных религий, где все подчинено замыслу Творца.
Наконец, в последний день паломничества мы отправились в обратный путь в Саратов. Все уже устали и торопились попасть домой. Поэтому предложение заехать в Иоанновский женский монастырь особого подъема не вызвало. Но когда автобус, проехав по окраине Хвалынска, покатил по дороге вдоль самого берега Волги, все невольно оживились, залюбовавшись чудесными видами, развернувшимися перед нами: с одной стороны огромная синяя гладь реки, а с другой - поляны, луга и сады, покрытые нежной весенней зеленью и обрамленные плавной линией Хвалынских меловых гор, поднимающихся вдалеке в голубой дымке. Когда издали стали заметны золотые купола монастыря, они сразу стали центром этой прекрасной картины, как бы показывая, что главное – здесь. И действительно, шагнув за монастырские ворота, сразу вспомнилось, что монастыри – это прообраз Рая на земле.
В монастыре был отслужен молебен святому праведному Иоанну Кронштадтскому с акафистом, батюшка окропил всех, мы приложились к старинным иконам и ковчежцу с частицами мощей святых угодников Божиих и усталости как ни бывало. Тепло приветствовала паломников Матушка Игумения Еликонида, вручив каждому как благословение календарик с изображением храма.
И мы продолжили путь домой, «идяше бо в путь свой, радуяся».