Требы и пожертвования
Воскресенье, 18 Декабрь 2022 13:11

Неделя 27-я по Пятидесятнице. Преподобного Саввы Освященного.

18 декабря, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, православные верующие чтут память преподобного Саввы Освященного, игумена Муталаскского. Преподобного Савву почитают в Русской Православной церкви как истинного праведника-чудотворца, причисленного к лику святых за великие заслуги пред Господом.

Божественную литургию в монастыре в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, день памяти преподобного Саввы Освященного, совершил иерей Сергий Постнов в сослужении иерея Вадима Козлова. 

На Божественной литургии была провозглашена заупокойная ектения с поминовением протоиерея Александра Пестрякова, который отошел ко Господу 17 декабря. Некоторое время батюшка Александр служил в нашем монастыре, оставив по себе добрую память. 

На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Неделю 27-ю по Пятидесятнице совершил иерей Александр Мурылёв.

 

 

ЖИТИЕ САВВЫ ОСВЯЩЕННОГО

Святой Савва, озаривший палестинскую пустыню своим житием, родился в селе Муталаска, в Каппадокии, в 439 году в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником и был вынужден уехать по делам службы в Александрию. Он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Но уже в восьмилетнем возрасте Савва, осознав суетность мира сего и исполненный пламенной любви к Богу, ушел в расположенный неподалеку Флавианский монастырь и стал там послушником. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание.

Преподобный Савва Освященный иконаНесмотря на все старания семьи вернуть мальчика назад, тот остался непреклонным в своем решении и быстро приобщился ко всем монашеским послушаниям, в особенности к воздержанию и чтению Псалтири наизусть.

Однажды, работая в монастырском саду, он ощутил желание съесть яблоко, однако, едва лишь сорвав плод с ветки, силой преодолел в душе соблазн чревоугодия, сказав себе: «Хорош на вид и приятен на вкус был плод, принесший мне смерть посредством Адама, который возжелал того, что прельщало его плотские очи, и более заботился об услаждении своего чрева, нежели о духовном блаженстве. Неужели же мы станем, впав в духовную дремоту и оцепенение, удаляться от благостного воздержания?» Тотчас бросив яблоко на землю и поправ его стопами, он одержал победу над вожделением и дал обет за всю жизнь не вкусить более яблок.

В мальчике было столько самоотверженности и духовной зрелости, что он предавался посту и бдению наравне с самыми опытными подвижниками и превосходил всех собратьев в смирении, послушании и самообладании.

И после возвращения родителей и их уговоров вернуться в мир, последовать профессии отца и жениться, Савва снова отказался покинуть монастырь, а в 17 лет принял монашеский постриг. Святой так преуспел в посте и молитвах, что уже в юном возрасте был удостоен дара чудотворений.

После десяти лет, проведенных в этом монастыре, святой Савва с благословения настоятеля отправился в Иерусалим (456). Разыскав там знаменитого святой жизнью преподобного Евфимия Великого, Савва со слезами умолял старца взять его к себе в ученики. Однако тот сперва отослал юношу в монастырь святого Феоктиста, поскольку не в его обычаях было принимать безбородых юнцов в число суровых пустынножителей.

Под началом святого Феоктиста, Савва, являя собой образец отречения от собственной воли и смирения, целый день неустанно служил братиям, проводя ночи в молитвах и песнопениях. Вскоре юноша достиг такого совершенства в добродетелях, что сам преподобный Евфимий называл его «отроком-старцем». При этом Савва был известен как неутомимый работник: он помогал братьям в самых тяжелых работах, рубил дрова и носил воду.

По смерти святого Феоктиста в 469 году, а Савве было в то время 30 лет, настоятель дал ему разрешение удалиться в пещеру, расположенную на некотором расстоянии от монастыря. Там Савва проводил пять дней в непрестанной молитве, без всякой пищи и занимая руки плетением пальмовых корзин: каждый воскресный вечер он нес с собой пальмовые ветви с целью делать десять корзин в день. А к субботе возвращался в монастырь для участия в литургиях и совместной трапезе, принося полсотни готовых корзин, чтобы братия могла их продать для нужд монастыря.

Преподобный Евфимий имел обыкновение брать с собой Савву с отдания праздника Богоявления и до Вербного воскресенья в пустыню Рува, где, никем не отвлекаемый, он упражнялся в самых высоких добродетелях и богообщении. Так святой Савва возрос в меру величайших подвижников веры, и после кончины святого Евфимия окончательно удалился в безлюдную пустыню для единоборства с самим сатаной и его служителями. Его оружием были лишь знамение Креста Господня и призывание святого имени Иисуса.

Проведя в отшельничестве несколько лет, святой Савва был приведен ангелом к пещере, расположенной у самого края обрыва на левом берегу Кедрона. Здесь преподобный провел в созерцании и молитве следующие пять лет. Лишь после этого Господь дал знать Своему испытанному воину, что настало время передавать опыт подвижнической жизни ученикам.

Каждого приходящего к нему послушника святой обучал всем премудростям пустыннического жития. Весьма многие из подвижников, живших в других лаврах, и одиночных, узнав о вновь организующейся общине, пожелали вручить себя духовному руководству столь опытного, как святой Савва, игумена.

С 484 г. к Савве Освященному начали отовсюду стекаться подвижники; в числе первых братьев новой обители монах Кирилл указывает: Иоанна, Фирмина, Иакова, Севериана и Юлиана Кирта, основавших впоследствии свои собственные монастыри. Савва Освященный, как и святой Евфимий, каждому из приходивших к нему подвижников давал место, в котором находилась небольшая келия и пещера. Число келиотов скоро дошло до 70: это был лик ангелов, народ подвижнический, град людей благочестивых, новые семьдесят апостолов. Во всем они следовали своему начальнику, путеводителю и пастырю - Савве Освященному. Он, как имеющий ясное понятие обо всех, каждого из них научал и увещевал мужественно стоять против хитростей диавола, нимало не ослабевать против него и не предаваться унынию в случай бесплодной на первых порах борьбы с плотью.

По молитве святого из расселины у подножия его пещеры забил источник живой воды в утешение и укрепление братии. Монахи собирались вместе для совершения общих богослужений в просторной пещере, видом напоминавшей храм. Эту пещеру святой Савва отыскал, ведомый знамением огненного столпа.

Богослужение в небольшой молельне лавры святого Саввы совершалось сперва приходившими пресвитерами, так как ее основатель, имея великую кротость и истинное смирение, не хотел принять рукоположения в пресвитера, или вообще быть посвященным в служители церкви. Св. Савва неоднократно повторял, что желание быть причисленным к клиру есть начало и корень честолюбивых мыслей.

Пока число подвижников, искавших духовного руководства Саввы Освященного, было не велико, он не отказывал никому из желавших жить в его лавре, принимал всех приходивших к нему. Но когда состав последних стал чрезвычайно разнообразным и, наряду с пустынниками, стали являться к Савве Освященному и мирские люди, желавшие отречься от мира, то есть такие, которым было необходимо прежде, чем стать келиотами, прилежно изучать строгий монашеский устав, то для них была устроена киновия к северу от лавры. Цель, смысл и значение жизни киновитов определены Св. Саввою в таких словах: как цвет предваряет плод, так жизнь в киновии предваряет отшельническую.

Кроме киновий для новоначальных, Савва Освященный устраивал общежития и для тех из подвижников, которые, вследствие слабости и преклонных лет, не могли сами для себя доставать скудное пропитание и нуждались в заботах других; в эти киновии молодые подвижники не допускались. Такое назначение имела Кастеллийская киновия, лежавшая к северо-востоку от лавры в расстоянии двадцати стадий от нее на возвышенности Мерт.

Монахи жили в большой бедности относительно телесных потреб, но богатели духовными дарами. Число насельников основанной преподобным лавры непрерывно увеличивалось, достигнув 150 человек. Также множество паломников все время стекалось в обитель, чтобы получить спасительное наставление и благословение. Несмотря на смиренный отказ преподобного, он все же был рукоположен в пресвитера в 53 года, дабы иметь возможность должным образом руководить учениками.
Материальное положение лавры заметно изменилось, когда мать Св. Саввы, распродав имение умершего своего мужа, отдала деньги Святому Савве, а сама отреклась от всего мирского. Тогда святой Савва купил в Иерихоне странноприимный дом (гостиницу для паломников) с небольшими садами, построил и в самой лавре ксенодохию, а также совершил весьма многие другие дела.

Кирилл Скифопольский говорит, что Савва Освященный, при содействии Христа и по вдохновению Святого Духа, населил пустыню множеством монахов и основал в ней много славных монастырей. Большое число послушников не мешало, однако же, святому Савве по-прежнему питать любовь к уединению. Ежегодно, по примеру своего духовного отца преподобного Евфимия, он на время Великого поста уходил далеко в пустыню.

Замечательно, что сам Савва Освященный смотрел на себя, как на продолжателя дела своих великих предшественников - святых Евфимия и Феоктиста и, продолжая их заботы о возможно лучшем устройстве монашеской жизни, поддерживал благосостояние основанных ими древних монастырей.

Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы. Святой мирно преставился к Богу в 532 году, незадолго до этого назначив себе преемников, в возрасте девяноста четырех лет. Тело преподобного было положено в его лавре при огромном стечении монахов и мирян.

«Но не умер сей святой, а спит», писал Кирилл монах в ближайшее время к году смерти палестинского подвижника; неукоризненная жизнь прославила и тело святого, которое осталось нетленным и источало ряд чудотворений. А монастырь Саввы Освященного находился и находится как бы под особым покровительством своего основателя.

Во времена Крестовых походов нетленные мощи святого были перевезены для спасения в Венецию.

После периода разрушений монастырь был восстановлен русским правительством в 1840 году и в настоящее время его населяют монахи православной церкви. Мощи святого возвращены в ковчег в монастырь святого Саввы уже в наше время, 26 октября 1965 года папой Павлом VI. В Венеции остался монашеский крест преподобного Саввы, основу которого составляет часть Животворящего Древа, оправленная в серебро.

Лавра святого Саввы, ставшая впоследствии общежительным монастырем, сыграла выдающуюся роль в истории египетского и палестинского монашества. В ней просияли многие святые.

В 524 году в Лавре преподобного Саввы был введён написанный им монастырский устав, получивший название Иерусалимского, или Палестинского. (Позднее он был введён в общежительных обителях всей Палестины, откуда распространился по всему православному Востоку. На Руси появился в широком употреблении со времени митрополита Киевского Киприана). Устав преподобного Саввы регламентирует порядок богослужений, хотя и описывает монашеские традиции палестинских монастырей VI века.

https://hramsavva.by/
https://pravoslavie.ru/

 

 

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР ПЕСТРЯКОВ

Протоиерей Александр Пестряков17 декабря, в день памяти святой великомученицы Варвары, на 61-м году жизни, вследствие осложнения хронических заболеваний, отошел ко Господу клирик Митрофановского храма Саратова протоиерей Александр Пестряков.

Отец Александр родился 11 сентября 1961 года в Саратове, в семье врачей. Семья была неверующей, к Богу пришел в детстве благодаря своей няне, Варваре Тимофеевне, с которой был очень близок. В 1983 году окончил Саратовский медицинский институт, работал на «скорой помощи». 6 ноября 1984 года втайне от родных принял Святое Крещение в Свято-Троицком соборе Саратова, а в 1988-м тайно от родителей, пока они были в отъезде, уехал в Москву и поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил с отличием.

11 августа 1991 года был рукоположен архиепископом Саратовским и Вольским Пименом во диакона, 18 августа того же года — во иерея. Преподавал в Саратовской православной духовной семинарии. В 1997 году был назначен первым настоятелем (точнее и. о. настоятеля) первого на постсоветском пространстве армейского храма святого великомученика Димитрия Солунского, г. Саратова (ныне храм Спасо-Преображенского мужского монастыря). В октябре 1999 года при участии отца Александра было возвращено Церкви здание саратовского храма Рождества Христова (в 1974-1999 годах там размещался кожвендиспансер), и на Рождество 2000 года он совершил там первую Литургию. Служил во многих храмах Саратовской епархии: в Покровском, Серафимовском храмах, Свято-Алексиевском женском монастыре, Свято-Никольском мужском монастыре, Георгиевском храме, храме Архистратига Михаила с. Донгуз, Свято-Сергиевском храме п. Сергиевский, Свято-Духовском соборе, храме священномученика Космы Саратовского г. Саратова. Награжден набедренником, скуфией, камилавкой, наперсным крестом и палицей. Последним местом служения стал храм святителя Митрофана Воронежского г. Саратова.

https://eparhia-saratov.ru

Просмотров: 579  

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 11 10 2024dynmod 401
  • 08 28 2024dynmod 508
  • 11 05 2024dynmod 201
  • 08 28 2024dynmod 507
  • 11 21 2023dynmod 101
  • 11 05 2024dynmod 202
  • 10 02 2024dynmod
  • 10 14 2024dynmod 513
  • 10 14 2024dynmod 503
  • 11 04 2024dynmod 102
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 11 21 2024dynmod 501
  • 08 03 2024dynmod 300
  • 09 17 2024dynmod 901
  • 10 14 2024dynmod 507
  • 11 04 2024dynmod 105
  • 11 04 2024dynmod 104
  • 11 05 2024dynmod 204
  • 10 14 2024dynmod 505
  • 07 21 2024dynmod 702
  • 10 27 2024dynmod 810
  • 10 08 2024dynmod 301
  • 10 14 2024dynmod 506
  • 11 21 2024dynmod 502
  • 10 14 2024dynmod 512
  • 10 14 2024dynmod 504
  • 11 21 2024dynmod 503
  • 08 29 2024dynmod 703
  • 10 27 2024dynmod 814
  • 10 14 2024dynmod 508
  • 10 27 2024dynmod 812
  • 11 05 2024dynmod 206
  • 08 04 2024dynmod 208
  • 11 05 2024dynmod 205

Календарь

S5 Box

Патриархия  Православие и современность