Требы и пожертвования
Воскресенье, 13 Ноябрь 2022 09:52

Неделя 22-я по Пятидесятнице. Собор всех Бессребренников

13 ноября, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, в воскресенье, ближайшее ко дню памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских, Святая Церковь молитвенно чтит память врачей и целителей, как телесных, так и духовных, которые составляют Собор Бессребреников и чудотворцев. Всю свою жизнь святые бессребреники помогали людям безвозмездно, даром.

«Безсре́бреников па́мять чту́ще дне́сь, чи́стым се́рдцем и непоро́чною со́вестию те́х воспои́м, я́ко да прии́мем предста́тельством и́х благода́ть врачева́ния» (Канон собору святых безсребреников).

Божественную литургию в монастыре в Неделю 22-ю по Пятидесятнице совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Сергия Постнова, иерея Вадима Козлова и диакона Николая Скафтымова.

На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Неделю 22-ю по Пятидесятнице совершил иерей Александр Мурылёв.

 

 

 

СВЯТЫЕ ЦЕЛИТЕЛИ И ВРАЧИ

«Даром получили, даром давайте»
[Мтф. 10; 8]

Собор всех бессребрениковВ многовековой истории человечества известно немало примеров чудесного избавления больных от тяжких физических страданий. Местом чудесных исцелений часто становились храмы. Сюда стремились тяжелобольные с последней надеждой на выздоровление. Не случайно при храмах стали открываться первые больницы. Обители, предназначенные как для спасения человеческих душ, так и для избавления больных от телесных недугов, изначально соседствовали друг с другом.

Больницы при храмах были «безмездными» (бесплатными). Считалось, что руками и средствами целителей здесь исцеляет больных сам Спаситель. Поэтому от спасаемых требовалось лишь неустанное обращение за помощью к Всевышнему. Однако часть целителей прежних лет, исцелявших страдальцев именем Иисуса Христа, владела профессионально врачебным искусством. К примеру, видными целителями являлись святые апостолы Всевышнего, один из которых – евангелист Лука – был врачом по профессии.

В сонме святых русская Православная церковь различает и прославляет канонизированных ею врачей, снискавших почет и уважение не только безвозмездным врачеванием страждущих, но и самоотверженным служением Иисусу Христу. К ним принадлежали, как утверждал архимандрит Тихон (А.Л. Тихомиров), «те блаженные мужи, которые, получив от Бога дарования исцелений и чудотворений, туне – без всякой мзды, врачевали недуги людей, стараясь в то же время исправить их нравственность и утвердить на пути добродетели» (Тихомиров А. Л. Святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан. Жития и акафист). К этому особому лику бессребреников и чудотворцев, по его мнению, относились Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеймон и Ермолай.

«Я́ко зве́зды пресве́тлыя, разу́мную тве́рдь украша́ете, святи́и Безсре́бреницы, и зна́мений заря́ми ве́рныя просвеща́ете. Те́мже мо́лим ва́с, Богоно́снии: разжени́те тьму́ страсте́й на́ших ва́шим ко Го́споду предста́тельством» – поет святая Церковь в день их памяти. Имена чудотворцев Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида молитвенно призываются в таинстве Елеосвящения (Соборования).

Икона Косьмы и Дамиана АсийскихСреди святых целителей, носивших имена Космы и Дамиана, обычно различают 3 разных семейства, в каждом из которых имелось 2 родных брата. Одни из них жили в Асии (часть территории нынешней Малой Азии). И Косма, и Дамиан были наделены особой божественной благодатью – даром исцелений и чудотворений. Многие болезни прекращались, если они приступали к лечению. Это привлекало к ним множество больных, от которых отказались или которым не смогли помочь другие врачеватели. Но они не были братьям в тягость. Чтобы дарованная благодать стала доступнее для страждущих, братья переходили из одного селения в другое, где «подавали исцеление» всем больным независимо от пола, возраста, звания или состояния. И делали это не для обогащения или земной славы. Их цель была выше – самоотверженно служить страждущему человечеству во имя Всевышнего, беспримерную любовь к которому они выражали в любви к ближним. Поэтому Косма и Дамиан никогда не принимали наград за свои труды. Даром получили они божественную благодать исцелений и чудотворений, даром и раздавали ее всем, кто в ней нуждался. Об одном только просили братья исцеленных ими: твердо верить в господа нашего Иисуса Христа и жить по его священному Писанию. Если же «врачуемые» не были христианами, то Косма и Дамиан старались «обратить их к христианской вере». Таким образом, врачуя недуги телесные, они врачевали и недуги душевные.

В делах сострадания и милосердия прошла жизнь бессребреников и чудотворцев. На Руси издревле было распространено почитание святых врачей-безсребренников Космы и Дамиана. 1/14 ноября было принято в храмах Косьмы и Дамиана молиться об исцелении от недугов. В сборниках для домашнего чтения, распространенных во времена Московской Руси, глава семьи торжественно читал своим домочадцам в этот праздничный день: «Косма и Дамиан, прияша от Бога дар исцеления и подаваху здравие душам же и телесем врачующе всякие болезни, и исцеляюще всяк недуг и всяку язю в людях». Даруют они и духовное здоровье; уже в Московской Руси Косьма и Дамиан становятся покровителями книжного учения. В Азбуковнике XII века упоминаются святые целители: «Есть обычай многим учащимся совершати молебныя пения святым бессребреникам Косме и Дамиану».

Два других родных брата, носивших имена Космы и Дамиана, жили в Риме около второй половины III века. Их родители отличались не только знатностью и богатством рода, но и христианским вероисповеданием, унаследованным братьями. Привилегированное положение позволило им в юности заниматься изучением не только богословия, но и естественных наук, из которых врачебное дело стало делом жизни. Упорство братьев в познании людских недугов, а также целебных свойств растений и трав было замечено Господом, который благословил эту особенность и наделил их особой благодатью – даром врачевания и исцеления болезней человека и животных. С тех пор большинство заболеваний уступало удвоенной силе Космы и Дамиана: больные выздоравливали в результате эффективного лечения и ухода за ними. Чудотворцы не только не брали никакой награды за чудесное исцеление, но и сами помогали неимущим. К примеру, они продали богатое имение, оставшееся после смерти родителей, а полученные деньги раздали нуждавшимся в них больше, чем они. Братья верили, что сила, их руками избавлявшая людей и животных от болезней, есть всемогущая сила Иисуса Христа. Поэтому в общении с больными они выступали и как проповедники христианского вероисповедания, убеждавшие врачуемых в могуществе Спасителя – единого и истинного Бога. Те, кто поверил в него, исцелялись и несли эту веру другим. Так, ежедневно возрастало стадо Христово.

Чудесные исцеления больных, которых во множестве достигли братья, стали причиной зависти их прежнего наставника, у которого Косма и Дамиан учились врачебному искусству. Добрая слава братьев затмила его собственную, от которой остались лишь предания. Эта зависть привела учителя к убийству учеников. Призвав их к себе, он лестью уговорил Косму и Дамиана пойти с ним далеко в горы, где наступило время сбора лекарственных трав. Там наставник предложил братьям разойтись в разные стороны, чтобы каждому собрать больше. Братья вновь послушались учителя. Воспользовавшись уединенным местом, коварный наставник напал сначала на одного, а потом и на другого брата, «побив их каменьями». Тела убитых убийца спрятал на берегу горного ручья, протекавшего неподалеку. Это произошло не позднее 285 г. Однако вскоре коварное убийство бессребреников и чудотворцев было раскрыто.

Остальные родные братья, именовавшиеся Космой и Дамианом, родились и жили в Аравии в то же время, что и Косма и Дамиан (Римские). Подобно другим бессребреникам и чудотворцам, они получили врачебное образование, которое немного помогало им при врачевании болезней. Лишь получив от Бога благодать чудотворений, Косма и Дамиан (Аравийские) достигли выдающихся результатов в исцелении людских недугов. Они также не брали никакой мзды за лечение больных, врачуя недуги именем Христа-Спасителя.

Скоро слава о чудесных врачах достигла дворца правителя Лисия, проживавшего в Киликии, где еще царило идолопоклонничество. Правитель приказал арестовать братьев и доставить их во дворец, что и было выполнено. Расспросив Косму и Дамиана о христианской вере, он приказал им отречься от нее, принеся в знак отречения жертву местным идолам. Когда братья наотрез от казались, Лисий велел бить их без милосердия, а потом связанных бросить в море. Но Господь спас их от смерти. Косме и Дамиану удалось освободиться от уз и добраться до берега. Раздраженный правитель повелел заключить спасшихся братьев в темницу, а на другой день – бросить их в огонь. Но и пламя не причинило зла христианским мученикам, которых Господь продолжал хранить. Тогда жестокий Лисий стал испытывать над братьями новые казни. Когда не удалось их повесить, сначала он потребовал бросать в них камни, а потом стрелять из луков. Но и камни, и стрелы не причинили им вреда. Они отскакивали от тел их, как от стен, и поражали самих мучителей. Тогда правитель приказал обезглавить Косму и Дамиана мечом. Святые мученики приняли смерть с именем Христа на устах. Это случилось в конце III века, но память о святых бессребрениках и чудотворцах пережила столетия.

Сампсон (Странноприимец) иконаСвятой Сампсон (Странноприимец) родился в Риме от «четы царского происхождения» и потому получил образование, достойное его высокого рода. Особенно тщательно он изучил врачебное искусство, чтобы помогать страждущему человечеству. После смерти родителей Сампсон продал унаследованное им богатое имение, а полученные таким образом деньги раздал бедным и нуждавшимся в них больше, чем он сам. После этого он поселился уединенно в одном из пустынных мест. Однако затворничество продолжалось недолго. Вскоре Сампсон оказался в Константинополе, где стал владельцем небольшого дома. Это жилище он приспособил для проживания странников и бездомных, которым он оказывал посильную материальную, а также врачебную помощь. В результате Сампсон, как содержатель приюта для странников и обездоленных, был прозван странноприимцем. О его самоотверженном служении делу милосердия стало известно и константинопольскому патриарху, который посвятил его в сан священника. Кроме того, он пользовался широкой известностью, как «безмездный» врачеватель, на счету которого имелось несколько случаев исцеления больных, считавшихся неизлечимыми. Сохранилось предание об обращении к Сампсону даже императора Юстиниана, долго страдавшего от тяжелой болезни. Когда наступило выздоровление, император предложил врачевателю значительную часть своих сокровищ, но Сампсон не принял щедрого царского подарка. Вместо этого он просил его построить еще один странноприимный дом в Константинополе, чтобы оказывать всяческую помощь еще большему числу странников и обездоленных сограждан. Император поспешил исполнить это пожелание. В результате выиграло дело милосердия, которому Сампсон (Странноприимец), как содержатель приютов, искусный врачеватель и христианский священник, посвятил всю свою жизнь. Он достиг глубокой старости и скончался в Константинополе около 530 г., где был погребен в церкви священномученика Мокия.

Память о святом целителе Сампсоне (Странноприимце) издавна принято чтить и в России. В день церковного празднования его памяти (27 июня) была одержана победа в Полтавской битве (1709 г.). С тех пор святой Сампсон был провозглашен покровителем российского воинства. Петр I построил в его честь одну из первых церквей С.-Петербурга, велел устроить подле нее первое городское кладбище и назвал Сампсониевским проспект, проложенный по кратчайшей дороге, ведущей в Швецию, а также мост, соединявший город (Петербургскую сторону) с его предместьем (Выборгской стороной).

Святые целители Кир и Иоанн иконаСвятой целитель Кир родился в египетском городе Александрии, известном богатыми врачебными традициями. Здесь, получив врачебное образование, он начал врачебную практику. Здесь же среди большинства язычников Кир стал одним из немногих тогда христиан. Исповедуя мотивы христианского подвижничества, он лечил больных бесплатно. Когда они пытались как-то отблагодарить своего врачевателя, то Кир просил их обращать эту благодарность в молитвах к Богу, уверяя, что истинным целителем является Иисус Христос, а он – лишь земной проводник его небесной воли. Когда в Александрии начались преследования христианских проповедников, организованные императором Диоклетианом, Кир удалился в Аравийскую пустыню, где христианам жилось спокойнее. Здесь продолжались его чудесные исцеления телесных и душевных страданий аравийских кочевников. Молва о чудесах, творимых христианским врачевателем, приходила в поселения раньше его самого. Она же привлекла к нему бывшего воина Иоанна, ставшего его верным учеником и последователем как во врачебном деле, так и в проповеди христианского вероучения. Иоанн, поселившись вместе с Киром, старался со всем походить на своего наставника. В скором времени он тоже овладел искусством врачевания и стал самостоятельно и безвозмездно исцелять больных. Кто-то из арабских кочевников сообщил Киру, что в египетском городе Канопе преследователи христиан схватили христианку Афанасию вместе с 3 малолетними дочерьми и собираются мучить их до тех пор, пока те не отрекутся от христианской веры. Намереваясь предложить себя в обмен на свободу женщины с детьми, Кир и Иоанн пришли в г. Каноп, где сообщили о себе правителю города. Вместо обмена он велел схватить их и подвергнуть жестоким пыткам в присутствии христианки Афанасии и ее дочерей. В результате истязаний и Кир, и Иоанн были обезглавлены. Их останки были захоронены близ того же города. Это произошло в 311 г. Спустя 100 лет мощи святых Кира и Иоанна были перенесены в селение Мануфин, находившегося близ г. Канопе. Сейчас они находятся в г. Мюнхене. Поэтому иконописные образы Кира и Иоанна нередко изображаются вместе.

Святой целитель Диомид, священномученикСвятой целитель Диомид родился в г. Тарсе, где получил врачебное образование, а затем стал исповедовать христианское вероучение. Оказывая помощь больным, он в то же время просил язычников обратиться к Иисусу Христу, отказавшись от идолопоклонства. Таким образом, Диомид, исцеляя больных и проповедуя христианство, путешествовал по разным городам и селениям, пока не пришел в г. Никею, находившийся на территории Малой Азии. Здесь он был схвачен слугами языческого императора Диоклетиана, преследовавшего христиан, и повезен ими на судилище в г. Никомидию. Но по дороге целитель, помолившись, умер мирной смертью. Согласно житию, найдя его тело, воины отсекли голову святого в доказательство исполненного поручения императора, но тотчас ослепли. Диоклетиан приказал отнести голову обратно к телу: исполнившим приказ воинам вернулось зрение.

Святой Трифон родился в первой половине III века во Фригии, в одном из селений, находившихся близ г. Апамеи (в начале ХХ века – турецкий город Динер), в семье небогатых поселян. Трифон был одаренным ребенком и уже с детских лет отличался необыкновенным даром целительства и способностью творить чудеса. Молва о чудесных исцелениях юноши Трифона даже достигла «вечного города» Рима, где в те времена правил император Гордиан. Случилось так, что дочь императора, прекрасная душой и телом, вдруг заболела страшным недугом. В нее якобы вселился злой дух, немилосердно мучивший бедную царевну, которая, чтобы избавиться от него, кидалась то в огонь, то в воду. В Рим были созваны самые искусные врачи, но ни один из них не сумел излечить или даже облегчить страданий царевны. Тогда в императорский дворец был доставлен 17-летний Трифон, изгнавший злого духа из царской дочери. Обрадованный отец предложил юному чудотворцу щедрые дары, которые тот с благодарностью принял, но не для себя, а чтобы поддержать тех, кто нуждается больше его. Возвращаясь в отчий дом, Трифон по дороге раздавал подарки императора нищим и обездоленным.

Икона святого великомученика Трифона с частицей мощей в Свято-Алексиевском женском монастыреПосле возвращения в его жизни ничего не изменилось: он продолжал дело христианского милосердия, исцеляя больных, помогая бедным и вразумляя заблудших. Римский император Гордиан царствовал недолго. Вскоре после него императорский престол языческого Рима занял Декий (249–251 гг.), который не отличался веротерпимостью и прослыл жестоким гонителем христиан. Поэтому в скором времени епарху Аквилину, правителю Фригии, последовал донос от части ее жителей. В нем утверждалось, что Трифон не только христианин и целитель, но и христианский проповедник. Зная искусство врачевания, он ходит по фригийским селениям, исцеляя больных и заодно обращая их в веру христианскую.

Правитель Аквилин, живший в г. Никее, потребовал от Трифона отречься от христианской веры. Но Трифон отказался от измены вере, заявив Аквилину, что готов отдать за нее даже жизнь. Он достойно встретил мученическую смерть (был обезглавлен) в 250 г. Никейские христиане тайно перенесли его тело в селение Кампсад, где он родился, и там его предали земле. Части мощей святого Трифона хранятся в церкви святого Трифона, что в Напрудной (Москва), а также в Покровском соборе Русского Пантелеймонова монастыря, находящемся на святой горе Афон (Греция).

Святой бессребреник Фалалей был, по преданию, сыном ливанского воеводы. Изучив врачебное искусство, он прославился тем, что «безмездно лечил больных», успешно исцеляя их от различных недугов. Был арестован римскими властями, как христианин, но не отрекся от христианской веры, несмотря на пытки. Принял мученическую смерть (был обезглавлен) в 284 г. в городе Киликии (ныне – территория Малой Азии). В наши дни его мощи находятся в монастыре греческого острова Наксос.

Впервые общая память святых бессребренников была объединена в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, где хранятся мощи всех святых бессребреников, частички которых собраны в одном ковчеге, который и выносится для поклонения в день их общей памяти.

Служба Собору святых бессребреников была составлена монахом Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря Венедиктом в XIX веке и с тех пор она традиционно совершается в обители на протяжении уже более 100 лет.

Святии безсребренницы и целители, молите Бога о нас!

По материалам статьи «Святые целители и врачи»
Ю.Л. Шевченко, академика РАМН, доктора богословских наук, архимандрита.
Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова 2006, т. 1, № 1
https://cyberleninka.ru/ https://pravoslavie.ru/ https://spasperovo.ru/ http://dimitri.moseparh.ru/

Просмотров: 1228  

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 11 10 2024dynmod 401
  • 08 28 2024dynmod 508
  • 11 05 2024dynmod 201
  • 08 28 2024dynmod 507
  • 11 21 2023dynmod 101
  • 11 05 2024dynmod 202
  • 10 02 2024dynmod
  • 10 14 2024dynmod 513
  • 10 14 2024dynmod 503
  • 11 04 2024dynmod 102
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 11 21 2024dynmod 501
  • 08 03 2024dynmod 300
  • 09 17 2024dynmod 901
  • 10 14 2024dynmod 507
  • 11 04 2024dynmod 105
  • 11 04 2024dynmod 104
  • 11 05 2024dynmod 204
  • 10 14 2024dynmod 505
  • 07 21 2024dynmod 702
  • 10 27 2024dynmod 810
  • 10 08 2024dynmod 301
  • 10 14 2024dynmod 506
  • 11 21 2024dynmod 502
  • 10 14 2024dynmod 512
  • 10 14 2024dynmod 504
  • 11 21 2024dynmod 503
  • 08 29 2024dynmod 703
  • 10 27 2024dynmod 814
  • 10 14 2024dynmod 508
  • 10 27 2024dynmod 812
  • 11 05 2024dynmod 206
  • 08 04 2024dynmod 208
  • 11 05 2024dynmod 205

Календарь

S5 Box

Патриархия  Православие и современность