Требы и пожертвования
Суббота, 15 Октябрь 2022 09:30

День памяти благоверной княгини Анны Кашинской

15 октября Русская Православная Церковь молитвенно вспоминает день преставления небесной покровительницы нашего монастыря, святой благоверной великой княгини-инокини Анны Кашинской. Святая Анна Кашинская является образцом долготерпения и духовной стойкости. Святая Анна прошла сложный жизненный путь, полный потерь и несчастий, поэтому она близка каждому, кто хоть раз провожал близкого человека в опасный путь, кто оплакивал смерть родных, кто скорбел о детях…

В Свято-Алексиевском монастыре в храме во имя святителя Алексия, митрополита Московского, есть образ святой Анны Кашинской с частицей ее мощей. К этой святой люди обращаются с самыми различными просьбами. Ждут ее помощи и прихожане, и сестры обители, ведь святая Анна Кашинская несла свой крест и в миру, и в монастыре, поэтому она считается как покровительницей семьи, так и помощницей тех, кто избрал монашеский путь. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская своей жизнью указывает нам на крепкий, незыблемый оплот в нашей сложной жизни — это надежда на Господа и истинное благочестие.

Накануне в монастыре совершалось всенощное бдение с чтением акафиста благоверной Анне Кашинской. В самый день праздника перед началом Божественной Литургии был отслужен молебен святой с водосвятием. Праздничное богослужение в монастыре совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении диакона Николая Скафтымова.

По окончании Литургии было совершено славление.

 

Фотогалерея

 

 

СВЯТАЯ БЛАГОВЕРНАЯ ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ИНОКИНЯ АННА КАШИНСКАЯ

Желание смиренных услышал Ты, Господи,

преданным Тебе сердцем внимало ухо Твое. Псалтирь (9,38)

Икона преподобной Анны КашинскойПреподобная Анна родилась в городе Кашине около 1279 года, получив при крещении имя в честь святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Летописи отмечают также рождение брата и двух ее сестер. Духовником княжны Анны стал всеми почитаемый Ростовский святитель Игнатий. Долгие годы был близок семье князя Дмитрия Борисовича святой Петр, царевич Ордынский, побратим деда Анны, «дядя» для ее отца. Этот праведный старец, татарин, крещенный епископом Ростовским Кириллом, удостоился видения святых апостолов Петра и Павла.

В 1294 году скончался отец Анны, Ростовский князь Дмитрий Борисович. Анна с сестрой Василисой остались круглыми сиротами, судьбой их распоряжался дядя Константин Борисович.

Беды, обрушившиеся на жителей княжества, вызывали глубокое сострадание в Анне. При дворе княжны по ее просьбе кормили голодающих. Она ходила по городу к тем, кто не мог дойти до княжеского двора, кормила стариков и женщин; особым вниманием и заботами ее пользовались сироты и вдовы. Она ухаживала за больными, ранеными, искалеченными. Среди постоянных усобиц, жестокостей и насилий ее образ сиял как солнце, смягчая самые грубые и жестокие сердца.

Слава о ее красоте, мудрости и милосердии дошла до матери тверского князя Михаила Ярославича, Ксении. Летописи отзываются о княгине Ксении с почтительной похвалой, называют ее премудрой, блаженной, преподобной. Она направила к ростовскому князю посланца с таким наказом: «Есть бо у него дщерь едина, зело добродетельна премудра же и прекрасна, сию желаю видети в супружестве сыну моему в жену; возлюбив бо ю добронравия ея ради».

Прибыла Анна в Тверь в ноябре 1294 года, в день Архангела Михаила – день Ангела ее жениха. Венчал Михаила и Анну Тверской епископ Андрей в кафедральном Спасо-Преображенском соборе. Кашинцы впоследствии запечатлели это событие устройством церкви в честь Архангела Михаила и «Михайловских» ворот от Кремля к Тверской дороге.

Летописи говорят о женитьбе князя Михаила, что «бысть радость велия в Твери». Свадьбу отпраздновали осенью 1294 года, а весной 1925 года, на 6-й неделе по Пасхе, погорел «град Тверь весь». Через три года новая беда: в ночь на Фомину Неделю загорелся княжий двор: «И сгоре двор князя Михаила весь. Божией милостью пробудися сам князь Михаиле и выкинуся с княгинею своею в окно, а сени полны княжат и боярченков спяще и много сторожей, и никто же не слыша… се же чудо бысть, како Бог заступи князя».

В тот же год была великая засуха и горели «леса и боры, и болота, и мхи, и поля… и бысть нужа велия и бысть мор на скот».

В 1299 году у великой княгини родилась дочь Феодора (скончалась во младенчестве). Затем родились сыновья: Дмитрий (1300), Александр (1301), Константин (1306), Василий (1309). Анна сама занималась воспитанием и образованием детей. Ее личный пример научил детей истинной христианской жизни. Дети участвовали в благотворениях и молитвах матери, всегда ходили в храм на Богослужение.

В 1304 году скончался великий князь Андрей, и Владимирское великое княжение досталось Михаилу Тверскому, оказавшемуся теперь старшим. Но лишь только князь Михаил съездил к хану за ярлыком на великое княжение, с притязаниями на великое княжение выступил племянник Михаила Юрий, сын покойного московского князя Даниила. Так началась борьба Москвы с Тверью, которая будет тянуться более полутора веков.

В 1318 году князь Михаил отправился в Орду, чтобы отвратить нашествие татар, которое могло принести разорение всей Тверской земле.

Зная, что супруг отправляется на верную смерть, великая княгиня благословляет его в этот путь. Летописи сохранили слова, сказанные княгиней при расставании: «Не бойся мучения, пребудь верен Господу до смерти… Молю тебя, господин мой, когда предстанешь перед нечестивым царем, как добрый воин Христов, и когда предадут тебя злокозненным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса, ни меч, ни сечиво, но будь терпелив, пойдя на него добровольно… Возлюби, господин мой, Единого Господа Иисуса Христа… тогда и я буду блаженна тебе ради во всех российских женах…»

Последние слова оказались пророческими. Великая княгиня провожала своего супруга до реки Нерли. На месте их расставания была поставлена часовня, которую народ назвал «святой часовней». Сюда ежегодно в праздник Вознесения Господня с незапамятных времен совершался крестный ход. В часовне находилось изображение прощания князя Михаила с супругой.

В Орде Михаил был предан мучительной казни, ему вырвали сердце из груди и бросили обнаженное и истерзанное тело. Останки Михаила привезли не в Тверь, а в Москву.

Девять месяцев томилась Анна в полной неизвестности о судьбе мужа и сына: «Княгиня же с сыновьями не ведущи ничтоже сотворшагося, далече бо бе земля и не бе кому вести донести». Узнав об убийстве князя, Анна долго умоляла московского князя, чтобы тело супруга разрешили перевезти в Тверь. В обмен за тело Михаила Юрий продиктовал унизительнейшие условия договора.

После подписания этого договора тело князя Михаила привезли Волгой в Тверь. И, о чудо! Тело князя не истлело и не издавало никакого запаха, хотя его везли и в жару, и в мороз, то на телеге, то в санях, целое лето оставалось оно в Москве непогребенным. Почитание князя началось вскоре после его погребения в соборе Святого Спаса, но лишь в 1549 году он был канонизирован.

Святая Анна испила горькую чашу неправды и злобы татарской, став утешительницей народа в его горести и бедах. По кончине мужа скорби ее умножились и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию. Однако она переносила невзгоды со смирением и покорностью воле Божией, была спокойна и не отчаивалась.

В 1325 году старший сын ее, великий князь тверской Дмитрий Грозные Очи, встретил в Орде московского князя Юрия, виновника смерти отца и многих бед народа его княжества, и убил его, за что был казнен ханом.

А год спустя пришла еще большая беда: в Тверь прибыл с войском татарский посол Шевкал, двоюродный брат хана Узбека.

Расположился он в княжеских хоромах, а княгине Анне с сыновьями и их семьями пришлось поселиться где-то в городе. Начались притеснения, грабежи. И народ не выдержал: за сто лет накопившиеся в народной душе ненависть, возмущение, отвращение к татарам выплеснулись. Кровавым потоком затопило город. Целый день шла битва, к вечеру тверитяне одолели. Шевкал со свитой и остатками войска был сожжен в княжеских хоромах. К утру на всей Тверской земле не осталось в живых ни одного татарина. Для княжеской семьи оставалось одно – бежать. Князь Александр, получивший в 1326 году великое княжение, бежал в Новгород и дальше во Псков. Анна с сыновьями Константином и Василием скрывались неизвестно где. Той же осенью на Тверь двинулась огромная татарская рать в 50 тысяч воинов, князь московский Иван Калита и другие князья со своими полками. Вся Тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома княжество не испытывало никогда ни до, ни после.

В 1327 году князья Константин и Василий с матерью вернулись в Тверь: «И седоша в Твери в велицей нищете и убожестве, понеже вся земля тверская пуста и все бывше лесы и пустыни непроходимые, крамолы ради и лукавства и насилия татарского; и начаша помалу собирать люди и утешать от великия скорби и печали и во святых церквах и монастырех паки начинашеся пение и служба божественная».

Хан потребовал от всех русских князей доставить в Орду князя Александра. Иван Калита собрал полки и двинулся к Пскову. Александр убежал в Литву. Через десять лет он вернулся в Тверь и отправился к хану вместе с сыном Феодором. И снова провожает княгиня Анна сына и внука на верную смерть. 29 мая 1329 года по приказу хана оба были казнены.

В Твери, как двадцать лет назад, когда привезли останки погибшего Михаила Ярославича, собрались духовенство, княгиня Анна с семьей и толпы народа. Князья и бояре подняли гробы «на главы своя» и понесли в город в собор Спаса. «Мати же его (Анна), братья, княгиня его с детьми и весь город плакали о них горько и долго. И тако Тверское княжение до конца опустело…», – заключает летописец. В житии Михаила Тверского приведены слова княгини Анны над убиенным сыном и внуком: «Радость моя, сын Димитрий Грозные Очи, сын Александр, ненаглядный внук Феодор… точно земли не хватило в Твери, Кашине и Ростове, сложили вы свои правдивые, честные головы у злых татар! Не судил Господь: не мои руки закрывают глаза дорогих моих людей!»

После трагических событий 1339 года наступило мирное правление Константина, третьего сына Анны. В 1346 году он отправился в Орду, где скончался.

Схима святой Анны Кашинской. Фото С.М. Прокудина-Горского, восстановлено С.О. ПрохоровымВ княжение Константина Анна приняла монашество в Софийском Тверском монастыре с именем Евфросиния. В последние годы перед постригом княгиня Анна была старицей-молитвенницей и религиозно-нравственной наставницей для своего семейного круга. К монашеству она была подготовлена всей предшествующей жизнью. Ростов воспитал ее в вере и благочестии, научил послушанию воле Божией и милосердию. Несокрушимое женское терпение – еще один дар, давший ей силу вынести все скорби и испытания. В годы вдовства она уже жила по-монашески, соблюдала строгий устав с его молитвенным правилом, постами, благотворила нищим, сиротам и вдовам, заступалась за беззащитных и обиженных.

Около 1364 года единственный оставшийся в живых сын княгини Василий упросил мать переселиться в Кашин – его удельное княжество, родину святой Анны. В Кашине для нее был построен Успенский монастырь, в котором она приняла схиму с прежним своим именем Анна.

Господь открыл преподобной Анне день кончины, которая произошла 2 октября 1368 года. Тело ее было погребено в Успенском соборе монастыря.

«Ничто Анну не отлучало от любви Божией, – заключает свое повествование составитель ее жития, – ни слава мира сего, ни красота века сего, ни честь, ни величество. Как с юности была, так и до конца…»

Удивительно изображение святой княгини Анны на иконах. В основном ее иконография сводится к единственному изображению, дошедшему до нас со времени первой канонизации святой в XVII веке. Дышит благодатью само его название – Моление святой Анны ко Облачному Спасу. Княгиня в схимническом облачении молится на берегу реки Кашинки, где возвышается служивший ей прибежищем Успенский монастырь. И в ответ на ее мольбу из ослепительного сияющего облака простирает к ней Свою благословляющую десницу Господь.

С годами Успенский монастырский собор обветшал, гробница святой открылась, но никто не знал, кто в ней захоронен. В 1611 году благоверная княгиня Анна явилась тяжело больному пономарю Успенского собора Герасиму. Она исцелила его от болезни и велела передать соборному протопопу Василию и жителям города Кашина, что Господь по её молитвам сохранит город от литовцев, разорявших в то время северо-западную Русь. С той поры кашинцы стали благоговейно почитать мощи и хранить гробницу святой княгини. Неоднократно около неё совершались чудеса.

Внутренний вид Воскресенского собора города Кашина. Справа рака с мощами преподобной Анны Кашинской. Фото начала XX века.При Патриархе Московском и всея Руси Иосифе, в царствование Алексия Михайловича жители Кашина ходатайствовали об открытии мощей покровительницы своего города. 21 июля 1649 года святые мощи благоверной княгини Анны были обретены нетленными. В том же году Собор Русской Православной Церкви причислил её к лику святых. Торжественное перенесение мощей княгини из деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский состоялось 12 июня 1650 года.

История почитания святой благоверной княгини Анны уникальна: во время церковной реформы патриарха Никона, вызвавшей раскол Русской Церкви и повлёкшей возникновение старообрядческих течений, княгиня была деканонизирована, а через несколько столетий повторно прославлена. Современные исследования показали, что деканонизация кашинской святой была совершена потому, что в составлении жития благоверной княгини принимал участие Игнатий Соловецкий – один из лидеров старообрядческого движения. Только в 1909 году указом императора Николая II произошло восстановление церковного почитания Анны Кашинской. Поэтому память преподобной совершается трижды в год: 15 октября – в день преставления, 3 августа – в день обретения честных мощей и 25 июня (по новому стилю) – вторичное её прославление и установление повсеместного празднования.

Почитание святой Анны Кашинской особенно возросло с началом войны. Образ святой княгини, благословившей мужа и сыновей на борьбу с неприятелем и пережившей их утрату, засиял в сонме русских святых особым теплым и утешительным светом. В тревожные годы войны и революции образ благоверной княгини Анны стал русским людям даже ближе и понятнее. Вспоминалось, что благоверная Анна тоже провожала мужа и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, хоронила и оплакивала их, тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги громили и жгли ее землю, а потом жила «в нищете и убожестве», утешая измученный народ.

Церковь Вознесения Господня – нынешнее место пребывания мощей преподобной Анны Кашинской. Фото начала XX века.Имя преподобной Анны означает «благодать». Она стала четвертой из святых жен Руси, носивших имя Евфросинии в монашеском постриге, утверждая дар благодатной радости духовной. При постриге в схиму она принимает свое прежнее имя Анна.

Духовное делание ее полностью отвечает имени. Преподобная Анна благодатная – это основное ее качество. Благодать Божия и Пречистой Матери Господа даруется ей за великий подвиг терпеливого несения страданий и утрат в жизни, а после смерти – за подвиг терпения хулы. Преподобная Анна вынесла все, проявляя величайшее мужество.

В службе преподобной Анне поется: «В женском естестве мужескую крепость имела еси» (канон, песнь 6-я, тропарь 2).

Преподобная Анна с радостью духовной несла подвиг терпения хулы, за это терпение даруется ей благодать, и в ее лике особенно проявились те черты русской женской праведности, которые даровала русским женам Сама Пречистая Матерь Господа (полное послушание воле Божией; смиренная, несудящая любовь, милосердие, радость и величайшее терпение).

И ныне мощи преподобной великой княгини Анны Кашинской пребывают открыто для поклонения в ее родном городе Кашине. Мощи святой Анны покоятся в Воскресенском соборе, огромная белая колокольня которого видна из любой точки этого уютного древнего городка.

https://azbyka.ru/
http://www.simblago.com/

Просмотров: 425  

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 11 10 2024dynmod 401
  • 08 28 2024dynmod 508
  • 11 05 2024dynmod 201
  • 08 28 2024dynmod 507
  • 11 21 2023dynmod 101
  • 11 05 2024dynmod 202
  • 10 02 2024dynmod
  • 10 14 2024dynmod 513
  • 10 14 2024dynmod 503
  • 11 04 2024dynmod 102
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 11 21 2024dynmod 501
  • 08 03 2024dynmod 300
  • 09 17 2024dynmod 901
  • 10 14 2024dynmod 507
  • 11 04 2024dynmod 105
  • 11 04 2024dynmod 104
  • 11 05 2024dynmod 204
  • 10 14 2024dynmod 505
  • 07 21 2024dynmod 702
  • 10 27 2024dynmod 810
  • 10 08 2024dynmod 301
  • 10 14 2024dynmod 506
  • 11 21 2024dynmod 502
  • 10 14 2024dynmod 512
  • 10 14 2024dynmod 504
  • 11 21 2024dynmod 503
  • 08 29 2024dynmod 703
  • 10 27 2024dynmod 814
  • 10 14 2024dynmod 508
  • 10 27 2024dynmod 812
  • 11 05 2024dynmod 206
  • 08 04 2024dynmod 208
  • 11 05 2024dynmod 205

Календарь

S5 Box

Патриархия  Православие и современность