Вознесение Иисуса Христа на Небо – одно из главных событий Священной истории.
«Извед же их (Апостолов) вон до Вифании, и воздвиг руце Свои, и благослови их, и бысть, егда благословляше их, отступи от них, и возношашеся на небо. И тии поклонишася Ему, и возвратишася во Иерусалим с радостию великою» (Лк. 24, 50-52).
Праздник Вознесения Господня символизирует воссоединение Иисуса Христа с Богом после своего распятия и воскресения. После Вознесения видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви.
Также сегодня отмечается престольный праздник нашей обители, обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца.
Божественную литургию в обители совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Сергия Постнова и иерея Вадима Козлова. По окончании Литургии было совершено славление, освящено коливо.
На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Праздник Вознесения Господня совершил иерей Александр Мурылёв.
СЛОВО НА ДЕНЬ ПРЕСЛАВНОГО ВОЗНЕСЕНИЯ ПО ПЛОТИ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
Нисшедший, Он же есть и восшедший, превыше всех небес,
дабы наполнить все (небо и землю) (Еф. 4.10).
Приведенныя слова взяты мною, возлюбленные братия и сестры, из послания св. апостола Павла к жителям языческаго города Ефеса, обращенным в христианскую веру. Он говорит, что Христос Бог, нисшедший по плоти на землю для нашего спасения, по совершении Своего великаго дела, опять восшел на небо, или превыше всех небес, но восшел уже Богом во плоти, или Богом и вместе Человеком в двух естествах, но в едином Лице нераздельно, неразлучно, неслиянно. Апостол показывает и причину, почему Господь не остался на земле, а восшел на небеса. Причина та, чтобы наполнить Собою все — небо и землю, быть Главою неба — всех ангелов, или сил небесных, начальств, властей, престолов, херувимов и серафимов и всякаго имени, именуемого не только в этом веке, но и в будущем (Ефес. 1, 21), и вместе Главою Церкви земной, которую Он стяжал Своею Кровью, и которую соединил Себе, ставши Главою ея.
Христос вознесся на небо, но и не оставил нас, чад Своих, но пребывает всегда и будет пребывать с нами до окончания века, — по Его слову. Он вознесся для того еще, чтобы вместо Себя ниспослать на землю, или на Церковь Свою Духа Святаго, третье лицо пресвятой Троицы, собезначальное соприсносущее, животворящее, равносильное, равнославное, всесвятое, всеблагое, всеправедное, всесильное, премудрое, всемогущее, — чтобы Он принял явно торжественноравное участие в спасении искупленнаго честною Кровию Христовою рода человеческаго.
Если бы Христос остался на земле, то Дух Святой не пришел бы на землю, как Сам Христос возвестил, а это было невозможно по причине равенства Лиц пресвятыя Троицы и равнаго их действия и содействия. Как мир весь создан был ипостасным Словом Бога Отца при содействии Св. Духа, так и искупление и спасение человеческаго рода должно было совершаться при непременном содействии Духа Всесвятаго. Слава Твоему всеблагому, премудрому и всеспасительному промыслу, пресвятая Троица, Боже наш, Отче, Сыне и Душе Всесвятый.
На какия мысли и воспоминания наводит нас вознесение Господне на небеса? — На возвышенныя, всерадостныя мысли и воспоминания. Прежде, чем вознестись Иисусу Христу с земли на небо, — Ему должно было снизойти на землю, нужно было зачаться, воплотиться, родиться Духом Святым от пресвятой Девы, быть Младенцем или Богомладенцем, назваться Иисусом, постепенно возрастать, достигнуть отроческаго и мужескаго возраста, принять крещение от Иоанна во Иордане, подвергнуться ради нашего спасения искушению от диавола, победить его, посрамить его, величавшагося своею силою и царствованием на земле, — надобно было Богочеловеку проповедать людям слово Божие, иметь общение с ними, ради их спасения, есть и пить с Мытарями и грешниками, беседовать с блудницами и блудниками, чтобы сделать их целомудренными, иметь общение с мытарями и фарисеями, вразумлять и обличать их, исцелять всякия болезни, воскрешать мертвых, — явить власть Свою Божественную над всеми стихиями, ветрами, водами; явить власть Свою над злыми духами и всем царством сатаны, власть над смертию; нужно было претерпеть всякия неправды от злых людей, пострадать и умереть на кресте, сойти во ад, разрушить его, взять его многочеловечное богатство, лишить сатану всей власти, коею он похвалялся и которую думал иметь вечно, нужно было одолеть жало смерти и воскресить умерших и воскреснуть из мертвых победителем ада и смерти.
Прежде вознесения на небеса Он установил спасительныя таинства: крещение, покаяние и таинство из таинств — тайную Вечерю, или причащение пречистаго Тела и Крови Своей в знак Своей безпредельной к человекам любви, непрестаннаго общения, в очищение, освящение, обновление и обожение нашей возстановлениой от глубочайшаго падения и растления природы.
Прежде вознесения на небеса Он основал на земле Церковь Свою или Божественное общество людей, спасаемых во Христе, соединенных между собою единою верою, законом Божиим, Богослужением, священноначалием и таинствами.
Вот на какия мысли и воспоминания наводит нас преславное вознесение Господа Нашего на небеса.
Положив начало Церкви, Он предоставил дальнейшее ея устроение апостолам при содействии Св. Духа, котораго они имели получить в великий день св. Пятидесятницы.
И насажденная на земле Церковь Божия процвела, как крин, и возрастила благодатию Св. Духа безчисленное множество святых из всякаго народа и племени, из всякаго человеческаго звания и состояния, обоего пола; особенно в первые века земля стала небом по причине безчисленнаго множества просиявших в Церкви святых в ликах апостольском, святительском, мученическом, в ликах преподобных св. отцов, безсребренников, праведников и всех святых.
Церковь Христова на земле была и есть величайшее чудо; в ней совершилось и совершается дивное обновление человечества, искренно верующие люди стали небесными ангелами, украшенными всякою небесною добродетелью. Они украсили Церковь как святою жизнию своею, так и безсмертными, богомудрыми творениями, доселе услаждающими наш слух и назидающими верных чад Церкви.
Слава Тебе вознесшемуся со славою Христу, Богу нашему нас не оставившему, в нас действующему и нас спасающему. Аминь.
Святой Иоанн Кронштадтский.
https://foma.ru/
СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ МОСКОВСКОГО АЛЕКСИЯ
Сегодня мы прославляем великого угодника и покровителя Русской земли Святителя Алексия, и ныне, так же как и в дни жизни своей, пекущегося о благе нашей Святой Православной Церкви, о мире и благополучии Отечества нашего. Много было и до и после него святых и мудрых святителей в Русской Церкви, но среди них особым, тихим и кротким сиянием овеяна память Святителя Алексия.
Его непоколебимая вера, его любовь к Отечеству, его святая жизнь сделали его особенно близким русскому верующему народу. Какую надо было иметь глубокую веру и любовь к Русской земле, чтобы без поколебания пойти в Орду по требованию хана Джанибека для исцеления его болящей жены Тайдулы. Святитель знал, что бедствия и разорения ожидают Русь от хана, если не будет исцеления Тайдулы, и, наоборот, если последует исцеление, то его Родина будет осыпана всякими благами. И он, сотворив молитву у гроба святителя Петра и получив от него знамение, пошел в трудный путь и исцелил болящую.
Святая Церковь, давая каждому из нас имена святых угодников Божиих, напоминает нам этим наш долг подражать их жизни и подвигам. Какой подвиг составляет быть в жизни подражателем Святителя Алексия, его веры, его любви, его святости, для меня, не только носящего его святое имя, но, страшно сказать, являющегося его преемником на Московском престоле!
И потому, как должен я быть благодарен за молитвы Церкви, возносимые ежедневно за меня во всех концах Русской земли.
В Акафисте Святителю Алексию есть такое трогательное место: «Радуйся, друга Божия, Преподобнаго Сергия, присный друже!» Молитвы Преподобного Сергия и Святителя Алексия я всегда чувствовал над собою и верую, что их благословение будет на мне до конца жизни.
Этот день является радостным праздником и для всех граждан нашего града Москвы, так как Святитель Алексий именно здесь подвизался во время своей земной жизни, и Московская Церковь являлась его паствой: и теперь, как и тогда, он невидимо окормляет свою паству и является предстателем за нее пред Престолом Божиим.
Мы счастливы, что имеем его своим предстателем и молитвенником, что драгоценная для нас святыня, святые мощи Святителя, всегда с нами и что каждый из нас может приходить к нему со своими нуждами и печалями, как к живому, и приносить Святителю свои молитвы с верой в его небесную помощь.
Этот день является вместе с тем и праздником всей нашей Церкви, так как Святитель Алексий окормлял не только паству Московскую, но и всю Русь Православную, и Русская Церковь в этот день повсюду совершает в честь его Божественные службы…
Да будет же в стране нашей и во всем мире мир и благословение Божие, предстательством Матери Божией и молитвами чествуемого нами ныне Святителя Христова Алексия, Небесного покровителя града нашего и всей земли Русской. Аминь.
Патриарх Алексий I (Симанский)
ЖМП, 1981г., № 5, с.77-78
https://pravoslavie.ru/