Требы и пожертвования
Воскресенье, 30 Январь 2022 08:24

Неделя 32-я по Пятидесятнице, преподобного Антония Великого

В Неделю 32-ю по Пятидесятнице воскресная служба в монастыре совершалась вместе со службой преподобного Антония, величайшего подвижника, основателя пустынножительства и отца монашества. Монашеская жизнь его стала образцом для подражания, поэтому в службе дня он ублажается как «пустыни первый украситель» и «постников началовождь». Преподобному Антонию Великому молятся о даровании смирения, избавлении от страстей, укреплении веры и аскетического делания, телесном здравии.

В монастыре было совершено воскресное всенощное бдение. Божественную литургию в воскресенье совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Сергия Постнова, иерея Вадима Козлова и диакона Николая Скафтымова.

На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Неделю 32-ю по Пятидесятнице совершил иерей Александр Мурылёв.

 

 

 

ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ — ЦВЕТОК ПУСТЫНИ

Преподобный Антоний, первый цветок пустыни, родился около 251 года в небольшой деревушке Кома в долине реки Нил. Его родители были христианами, богатыми и благородными по происхождению, и воспитали сына в вере и страхе Божием. Они сами занимались его образованием, поскольку Антоний не участвовал в шумных играх сверстников, а к светским наукам испытывал лишь презрение. Из дома он выходил только для того, чтобы отправиться в церковь, где со вниманием слушал чтение священных книг и рассказы о подвигах святых.

Преподобный Антоний Великий, иконаКогда Антонию было около 20 лет, его родители умерли. Оставшись старшим в семье, он принял на себя ответственность за воспитание младшей сестры. Однажды он направлялся в храм, размышляя о безмятежной и лишенной всяких забот жизни апостолов и первых христиан, и тут до него донеслось чтение евангельских слов: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). Убежденный, что эти слова были произнесены специально для него, он безотлагательно разделил все земли, которыми обладал, между соседями, продал всю мебель и вырученные деньги раздал нищим, оставив себе лишь малую часть, необходимую, чтобы вырастить сестру. В другой раз, услышав слова: «Не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф. 6: 34), Антоний решил окончательно отречься от мира, раздал остатки имения, оставил сестру на попечении благочестивых девственниц в монастыре и, покинув дом, отправился навстречу подвижнической жизни.

Один из подвижников подвизался рядом с деревней Антония, и тот решил подражать ему. Он также расположился в пустынном месте и, освободив разум от всякого житейского попечения и воспоминаний о прошлой жизни, занялся ручным трудом, отдавая выручку бедным, размышлял над священными книгами и прилагал все усилия к достижению непрестанной сердечной молитвы. Каждый раз, когда Антоний слышал о добродетелях какого-нибудь отшельника, он, подобно трудолюбивой пчеле, направлялся к такому человеку и наблюдал за его смирением, умерщвлением плоти, прилежанием в молитве и созерцательностью, а затем, вернувшись к себе в келью, пытался подражать этим добродетелям.

В этот период жизни преподобный Антоний подвергся тяжким искушениям от диавола. Враг рода человеческого смущал молодого подвижника помыслами, сомнениями в избранном пути, тоской по сестре, пытался склонить Антония к плотскому греху, но преподобный хранил твердую веру, непрестанно творил молитву и усилил подвиги. Антоний молился, чтобы Господь указал ему путь спасения, и ему было явлено видение. Подвижник увидел человека, который попеременно то совершал молитву, то начинал трудиться - это был Ангел, которого Господь послал для вразумления Своего избранника. Тогда преподобный установил строгий порядок своей жизни. Он принимал пищу один раз в сутки, а иногда один раз в два-три дня; все ночи проводил в молитве, предаваясь краткому сну лишь на третью или четвертую ночь после непрерывного бдения.

Но диавол не оставлял своих ухищрений и, пытаясь устрашить преподобного, являлся под видом чудовищ, но святой с непоколебимой верой ограждал себя Животворящим Крестом. Наконец враг явился ему в виде страшного черного отрока и лицемерно признал себя побежденным, рассчитывая склонить святого к тщеславию и гордости. Но преподобный отогнал врага молитвой. Для большего уединения святой поселился вдалеке от селения, в гробнице. В определенные дни его друг приносил ему скудную пищу. И здесь бесы, напав на подвижника с намерением убить его, нанесли ему тяжкие побои. Однако Господь не допустил смерти Антония. Друг святого, принесший по обычаю пищу, увидел его замертво лежащим на земле и отнес в селение. Святого сочли умершим и стали готовиться к погребению. Но преподобный глубокой ночью пришел в сознание и умолил своего друга отнести его обратно в гробницу.

Твердость святого Антония была сильнее ухищрений врага. Приняв вид диких зверей, бесы вновь пытались принудить святого покинуть избранное им место, но он опять отогнал их силой Животворящего Креста. Господь подкрепил силы Своего угодника: в разгар борьбы с темными силами преподобный увидел спускавшийся к нему с неба светлый луч и воскликнул: "Где был Ты, милосердный Иисусе?.. почему с самого начала не явился исцелить мои раны?" Господь ответил: "Антоний! Я был здесь, но ждал, желая видеть твое мужество; теперь же, после того, как ты твердо выдержал борьбу, Я буду всегда помогать тебе и прославлю тебя во всем мире". После этого явления преподобный Антоний встал исцеленный от ран и готовый к новым подвигам. В это время ему было 35 лет.

Приобретя духовный опыт в борьбе с диаволом, преподобный задумал уйти в глубь Фиваидской пустыни и в полном уединении служить Господу трудом и молитвой. Он просил старца-подвижника (к которому обращался в начале своего иноческого пути) удалиться вместе с ним в пустыню, но старец, благословив преподобного на новый, до тех пор неизвестный вид подвига отшельничество, по старческой немощи, не решился ему сопутствовать. Преподобный Антоний ушел в пустыню один.

Диавол пытался остановить его, бросая перед преподобным драгоценности и золото, но святой, не обращая на них внимания, прошел мимо. Дойдя до одной горы, преподобный увидел какое-то заброшенное огороженное строение и поселился в нем, заложив камнями вход. Тот же верный друг приносил ему дважды в год хлеб, а вода имелась внутри ограды.

В полном молчании принимал преподобный приносимую пищу. В полном уединении и непрестанной борьбе с бесами преподобный Антоний прожил 20 лет и обрел, наконец, спокойствие духа и мир в помыслах. Когда настало время, Господь открыл людям Своего великого подвижника. Преподобному предстояло наставить многих мирян и монахов и руководить иноками. Собравшиеся к ограде преподобного люди разобрали заграждавшие вход камни, проникли к святому Антонию и просили взять их под свое руководство. Вскоре гора, на которой подвизался святой Антоний, была окружена целым поясом монастырских обителей, и преподобный с любовью наставлял насельников, уча духовной жизни тех, кто пришел в пустыню спасаться. Он учил прежде всего постоянству в принятом на себя подвиге, неослабному стремлению угодить Господу, щедрому и бескорыстному отношению к трудам, понесенным ранее. Он убеждал не страшиться бесовских нападений и прогонять врага силой Животворящего Креста Господня.

Монастырь преподобного Антония ВеликогоОколо 306 года он основал два монастыря: один – на восток от Нила, в Писпире, а другой – на левом берегу, недалеко от Арсинои. Мир в сердце и непрестанно обращенный к Богу ум дали Антонию власть примирять врагов одним своим присутствием, делать окружающих милосердными и исцелять молитвой болезни.

В это время император Максимин Даза вновь разжег в Египте огонь преследования христиан, и реки крови полились в Александрии (308). Преподобный Антоний, сгорая от желания принять мученический венец, отправился в Александрию и смело столкнулся лицом к лицу с опасностью, служа исповедникам, брошенным за решетку, посещая их в тюрьмах и шахтах, воодушевляя их держаться до конца. Несмотря на жгучее желание Антония разделить их судьбу, Бог хранил его для других битв: он не был схвачен и вернулся в монастырь, где продолжил бескровное мученичество, усилив аскетические подвиги.

Оставаясь по-прежнему затворником, он продолжал совершать чудеса, и поток приходивших к нему только увеличивался. Поэтому преподобный Антоний решил в одиночестве удалиться дальше в пустыню. Присоединившись к каравану бедуинов, Антоний достиг горного района Кользум, расположенного в пустыне около Красного моря в трех днях пешего пути от Нила. Там он остановился, получив на это благословение в Божественном откровении. Поскольку к местному источнику наведывались дикие звери и мутили в нем воду, святой деликатно удалил их одним звуком своего голоса. Он насадил небольшой огород, дававший ему пропитание, и таким образом мог полностью предаваться созерцанию и битве с яростными бесами. Лишь иногда, очень редко, его приходил навестить кто-то из друзей. Уверенность, которую ему придавала непринужденность близкого общения с Господом, делала его разум неколебимым, как Синайская гора, так что и бесы бежали врассыпную, и дикие звери жили с ним в мире.

Так прошло несколько лет, и Антоний, уже будучи в возрасте, решил сходить в Писпир навестить друзей. По дороге он извел в пустыне источник и напоил своих спутников, изнывавших от жажды. Огромной была радость от прибытия человека Божия, и все монахи сочли его визит за повод усилить рвение в борьбе за добродетели. На обратном пути огромная толпа народа следовала за Антонием вплоть до самой его горы: одни просили исцелить телесные недуги, другие искали моральной поддержки и духовных наставлений. Преподобный давал каждому по его нуждам, подобно Самому Богу.

Молчание он нарушал, лишь когда получал вдохновение от Святого Духа. Тогда он говорил словами из Священного Писания, словно сам был их автором. Он мог произнести с надеждой: «Я больше не боюсь Бога – я Его люблю. Ибо“совершенная любовь изгоняет страх” (1 Ин. 4: 18)».

Еще раз преподобному Антонию пришлось покинуть пустыню и прийти к христианам в Александрию, чтобы защитить православную веру от ересей манихеев и ариан. Зная, что имя преподобного Антония почитается всей Церковью, ариане возвели на него клевету - якобы он придерживается их еретического учения. Прибыв в Александрию, преподобный Антоний всенародно, в присутствии епископа, проклял арианство.

Во время своего недолгого пребывания в Александрии он обратил ко Христу великое множество язычников. К преподобному приходили языческие философы, желая своими умствованиями поколебать его твердую веру, но он простыми, убедительными речами привел их к молчанию.

Когда преподобный достиг 105 лет, он отправился, по своему обычаю, посетить монахов, живших на ближайшей горе, и объявил им с радостью, что Господь вскоре призовет его на настоящую родину. Святой вдохновлял их по-прежнему проводить все дни в подвижнических трудах, как если бы смерть была совсем рядом, подражать примеру святых, тщательно хранить богодухновенную традицию отцов и избегать всякого общения с еретиками. Затем он вновь удалился далеко в пустыню вместе с двумя помогавшими ему учениками: Макарием (память 19 января) и Аматой.

Перед смертью он заповедал им не переносить его тело в Египет из боязни, как бы его не забальзамировали, поскольку языческие обычаи были еще в силе, и повелел им похоронить его в месте, о котором никто не будет знать. Часть своей одежды он завещал двум великим исповедникам Православия: святому Афанасию и святому Серапиону Тмуитскому, а свою власяницу – двум ближайшим ученикам, чтобы те, нося эти одежды, были покрыты его невидимой защитой. Затем он с радостным выражением лица, словно ему навстречу шли друзья, мирно отошел ко Господу 17 января 356 года.

Слава об отце всех монахов распространилась повсюду. Вот уже многие века его биография, с любовью написанная святителем Афанасием Александрийским вскоре после смерти преподобного (357), дарует душам, устремляющимся к Богу, совершенный образец пути, по которому следует идти, чтобы достичь совершенства в христианской жизни.

Тело преподобного Антония, по преданию, было обретено в результате одного видения в 561 году и перенесено в Александрию. Около 635 года из-за угрозы вторжения арабов его перенесли в Константинополь, а около 1070 года, по свидетельству западных источников, некий феодальный владетель из Дофине привез часть мощей преподобного Антония во Францию (ныне Сент-Антуан-ан-Дофине), где они доныне привлекают множество паломников.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви»,
вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
https://pravoslavie.ru/
http://www.patriarchia.ru/

Просмотров: 510  

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 11 10 2024dynmod 401
  • 08 28 2024dynmod 508
  • 11 05 2024dynmod 201
  • 08 28 2024dynmod 507
  • 11 21 2023dynmod 101
  • 11 05 2024dynmod 202
  • 10 02 2024dynmod
  • 10 14 2024dynmod 513
  • 10 14 2024dynmod 503
  • 11 04 2024dynmod 102
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 11 21 2024dynmod 501
  • 08 03 2024dynmod 300
  • 09 17 2024dynmod 901
  • 10 14 2024dynmod 507
  • 11 04 2024dynmod 105
  • 11 04 2024dynmod 104
  • 11 05 2024dynmod 204
  • 10 14 2024dynmod 505
  • 07 21 2024dynmod 702
  • 10 27 2024dynmod 810
  • 10 08 2024dynmod 301
  • 10 14 2024dynmod 506
  • 11 21 2024dynmod 502
  • 10 14 2024dynmod 512
  • 10 14 2024dynmod 504
  • 11 21 2024dynmod 503
  • 08 29 2024dynmod 703
  • 10 27 2024dynmod 814
  • 10 14 2024dynmod 508
  • 10 27 2024dynmod 812
  • 11 05 2024dynmod 206
  • 08 04 2024dynmod 208
  • 11 05 2024dynmod 205

Календарь

S5 Box

Патриархия  Православие и современность