15 октября празднуется день преставления небесной покровительницы нашего монастыря святой благоверной великой княгини-инокини Анны Кашинской. Святая Анна Кашинская являет собой образ женской святости, считается покровительницей семьи и материнства, а также заступницей всех, кто избрал путь монашеский.
В честь великой княгини Анны Кашинской освящен второй придел в Алексиевском храме нашего монастыря. Здесь находится икона с частицей мощей благоверной княгини, одной из святых небесных покровителей нашей обители.
Накануне совершалось всенощное бдение с чтением акафиста благоверной Анне Кашинской. В самый день праздника перед началом Божественной Литургии был отслужен молебен святой с водосвятием. Праздничное богослужение совершил игумен Пимен (Хеладзе).
По окончании Литургии было совершено славление.
"РАДУЙСЯ, ГРАДОВ ТВЕРИ И КАШИНА И ВСЕЯ ЗЕМЛИ НАШЕЯ УКРАШЕНИЕ"
Благоверная княгиня Анна Кашинская (ок. 1278 или 1280 года – 1368), супруга благоверного князя Михаила Тверского и правнучка благоверного князя Василия Ростовского, являет собой один из примеров женской святости. «Яко бо лоза плодовита посреде терния, процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми», – поется в тропаре святой.
Великая княгиня Анна Кашинская была Ростовской княжной. В 1294 году мать Тверского князя Михаила княгиня Ксения, с именем которой связано знаменитое сказание о Тверском Отроче монастыре, узнав о добродетелях княжны Анны, отправила в Ростов сватов. Так в возрасте 15–16 лет в день архистратига Михаила 8 ноября 1294 года Анна вышла замуж. Дочь Анны Феодора (1299) скончалась во младенчестве. Вскоре родились сыновья: Дмитрий (1300), Александр (1301), Константин (1306), Василий (1309).
Супруг Анны, прямодушный и независимый Михаил, не хотел мириться с утвердившейся на Руси при монголах политикой лести и подкупа. Став в 1304 году законным наследником Владимирского княжества, Михаил вскоре был вынужден уступить его более энергичному племяннику Юрию, упредившему его в Орде. Однако Юрий захотел прямого противостояния и в ходе сражения с тверской ратью был разбит. Попавшая в плен супруга Юрия, Кончака, неожиданно скончалась в Твери, и поползли слухи, что она была отравлена. В августе 1318 года Михаил был вызван в Орду. Его благословил епископ Варсонофий, а княгиня Анна с сыном Василием провожала князя и старшего сына до берега реки Нерли. Вероятнее всего, она понимала, что больше никогда не увидит мужа. Отправляясь в Орду, Михаил спасал от разорения Тверское княжество.
«Молю тя, господи мой, благоверный княже! Егда предстанеши нечестивому царю, яко добр воин Христов, и егда нанесут тебе злоковарныя своя муки, хотяще покорити тя своему умышлению, тогда, господи мой, никако да не убоишися от грядущих на тя зол, виже огнь или колеса, или мечи, или сечива устрашать тя», – так напутствовала Анна своего супруга. Впоследствии на Святой горе – высоком холме у волжского села Едимоново – была возведена часовня, в которой находилась икона-картина «Прощание Михаила с Анною и двумя сыновьями».
В Орде после тягостного полуторамесячного ожидания состоялся суд, вынесший князю смертный приговор. Закованный в деревянную колоду, лишавшую его возможности двигать головой и руками, в течение 26 дней Михаил ожидал казни. В Орде с Михаилом были игумен Марк, два иеромонаха, два белых священника и два диакона, и князь еженедельно причащался. Каждый день Михаил неукоснительно соблюдал келейное правило: отрок переворачивал ему страницы Псалтири.
22 ноября под Дербентом князю Михаилу Тверскому вырвали сердце. Его тело привезли в Москву, и лишь десять месяцев спустя княгиня Анна узнала о судьбе мужа и «плакахуся на многи дни неутешне». Со скорбью встретив останки мужа, Анна похоронила их в Спасском соборе, рядом с могилами его родителей – отца Ярослава (в постриге Афанасия) и матери Ксении (в иночестве Марии). Вскоре княгиня Анна поспешно женила Дмитрия, Александра и Константина, чтобы оградить сыновей от навязываемых браков с ордынками.
В 1322 году старший сын Дмитрий отправился в Орду для официального утверждения на тверском столе. Вероятнее всего, он сообщил хану об оклеветавшем его отца Юрии. Хан вызвал Юрия к себе, и Дмитрий снова поспешил в Орду, чтобы не дать Юрию возможности прибегнуть к большей клевете. Однако при личной встрече с обидчиком отца Дмитрий, прозванный «Грозные очи», в порыве гнева отомстил за князя Михаила и убил Юрия «без царева слова», то есть без одобрения хана. Разгневавшийся на Дмитрия за его самоуправство хан держал его в заключении в течение года, а потом приказал казнить.
Так Анне пришлось пережить еще одно горе – гибель своего первенца, так похожего удалью и порывистостью на своего убиенного отца. Однако череда ее страданий только начиналась.
В 1327 году в Тверь прибыл двоюродный брат хана Узбека Шевкал (Щелкан). Он держался вызывающе, притесняя тверичан и совершая грабежи, вдобавок расположился в княжеских хоромах, и княгине Анне с сыновьями пришлось искать себе иное пристанище. В народе разнеслись слухи, что целью приезда ханского посланника является избиение князя Александра Михайловича и насаждение магометанской веры. Негодование горожан нарастало. В праздник Успения мелкая ссора с татарином переросла в драку, а драка – в настоящее побоище, во время которого были избиты все татары Твери. Шевкал заперся в княжеском дворе, и горожане подожгли хоромы. «Не осталось и вестоноши», – так записано в летописи. Уцелевшие пастухи, сторожившие ханских коней, поспешили с вестью в Москву и Орду.
Шесть лет спустя, в 1335 году, князь Александр решил отправить с повинною в Орду своего сына Феодора. Но хан Узбек потребовал прибытия в Орду самого Александра. Смирение Александра Михайловича удивило Узбека, и он на время простил тверского князя. Управляемое младшим братом Константином тверское княжество вернулось к Александру. Однако в 1339 году Александр был вновь вызван в Орду, и здесь и ему, и его сыну Феодору отрубили головы. В житии князя Михаила Тверского приводится плач княгини Анны: «Не мои руки закрывают глаза дорогих моих людей…».
Похоронив мужа, двоих сыновей и внука, а до этого и умершую во младенчестве дочь, Анна последовала примеру других благочестивых жен и во время княжения сына Константина (между 1339 и 1346 годами) приняла монашеский постриг. Однако и в течение всей своей жизни княгиня строго соблюдала посты и устав, творила молитву, помогала странникам, нищим и сиротам, заступалась за беззащитных. В постриге София, благоверная княгиня удалилась в Девичий (Софийский) монастырь. Младший сын Василий построил для матери монастырь в своем удельном городе Кашине, и в 1364 году в ответ на мольбы сына Анна переехала в Кашин. Весь город встречал прибывшую сюда подвижницу.
В возрасте около 65 лет княгиня постриглась в схиму со своим прежним именем Анна. Инокине Анне было дано узнать время своей кончины. Отдав последние наставления сыну, с молитвой на устах княгиня возлегла на свой одр и мирно преставилась Господу в возрасте около 90 лет.
«Целомудрие брака, материнская любовь, безутешность вдовства, иноческие подвиги – покорная своей доле безмерно-терпеливая христианская душа», – об этих любимых народом добродетелях древнерусской благоверной княгини пишет ее жизнеописатель Т.И. Манухина (Т.И. Манухина. «Православная энциклопедия»).
По материалам статьи Галины Бесстремянной
«Радуйся, градов Твери и Кашина и всея земли нашея украшение»
https://pravoslavie.ru/