Требы и пожертвования
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Саратовская и Вольская епархия
Воскресенье, 10 Октябрь 2021 11:10

Неделя 16-я по Пятидесятнице. Священномучеников Германа, епископа Вольского, Михаила Платонова, пресвитера. Священномученика Петра, митрополита Крутицкого.

10 октября, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, Православная Церковь вспоминает о трагической гибели, расстреле саратовских новомучеников епископа Вольского Германа и иерея Михаила Платонова.

Также сегодня день памяти священномученика Петра, митрополита Крутицкого, новомученика и исповедника Церкви Русской.

Праздничную Божественную литургию в монастыре совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Дионисия Ермолова, иерея Сергия Постнова и диакона Николая Скафтымова. По окончании Литургии было совершено славление священномученикам.

На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Неделю 16-ю по Пятидесятнице совершил иерей Александр Мурылёв.

 

 

 

 

ПАМЯТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКОВ ГЕРМАНА, ЕПИСКОПА ВОЛЬСКОГО, И С НИМ МИХАИЛА ПРЕСВИТЕРА САРАТОВСКОГО

Еписком ГерманЕпископ Герман, в миру Николай Васильевич Косолапов, родился 22 октября 1882 г. в Саратове в семье статского советника, преподавателя русского языка и словесности Саратовского реального училища. Духовным отцом Николая Косолапова стал свщмч. Гермоген (Долганёв), в ту пору епископ Вольский. По окончании Саратовской первой мужской гимназии, в 1902 г., Николай поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 8 января 1905 г. он принял иноческий постриг с именем Герман. В 1906 г. будущий новомученик заканчивает Академию в сане иеромонаха и звании кандидата богословия и назначается помощником смотрителя Сарапульского духовного училища Вятской губернии. Через год, в 1907 г. он переводится на ту же должность в Камышинское духовное училище. С 13 марта 1908 г. иеромонах Герман занимает должность смотрителя Петровского Духовного училища. 2 июля 1911 г., по возведении в сан архимандрита, о. Герман получает назначение на должность смотрителя Обоянского Духовного училища Курской губернии, а с 1 февраля 1913 г. занимают такую же должность в Курске. С 26 апреля 1916 г. архимандрит Герман становится ректором Владимирской Духовной Семинарии, которую возглавляет до ее упразднения.

17 января 1918 г. наречен епископом Вольским, первым викарием Саратовской епархии. С 18 июля по 7 сентября 1918 г. временно замещал Саратовского епископа, присутствовавшего на Поместном Соборе в Москве.

Иерей Михаил Павлович Платонов родился 2 ноября 1868 г. в семье диакона Нижегородской епархии. 20 октября 1894 г. рукоположен во диакона к храму села Уварово Княгининского уезда Нижегородской губернии, 19 июня 1897 г. рукоположен во иерея в то же село. В 1907 г. о. Михаил перешел на служение в Саратовскую епархию. Он был определен в г. Хвалынск с назначением вести со старообрядцами миссионерские чтения и беседы по предметам веры. 16 января 1913 г. о. Михаил перемещен в Саратов, настоятелем Свято-Серафимовского храма. После февральской революции 1917 г. он создает православное общество «За веру», целью которого были определены защита веры, устройство школ, взаимное ознакомление с фактами гонения на церковь, молитва. С началом гонений о. Михаил активно обличал в проповедях безбожную власть.

4 августа 1918 г. отец Михаил совершил в храме краткое молитвенное поминовение убиенного страстотерпца Императора Николая II и сказал слово о гонениях на веру. 24 августа он был арестован. После его ареста владыка Герман дал благословение Епархиальному совету прекратить богослужение в храме, кроме требоисполнения, и обратиться к прихожанам с призывом бороться за своего пастыря и требовать его освобождения.

В сентябре 1918 года в Саратов прибыл Председатель Реввоенсовета РСФСР Л. Д. Троцкий, который дал указание Председателю Саратовского губисполкома В. П. Антонову-Саратовскому «подорвать влияние Церкви». Последний приказал арестовать епископа Германа и весь Епархиальный совет и провести над ними показательный судебный процесс. 16 сентября 1918 года по обвинению в «инсценировке запрещения богослужения советской властью» и в подстрекательстве к выступлениям против советской власти были арестованы владыка Герман и все пятеро членов Епархиального совета.

иерей Михаил ПлатоновПосле показательного процесса, проведенного в Большом зале саратовской консерватории 5-6 октября 1918 года, владыка Герман был приговорен к 15 годам лишения свободы с привлечением к выполнению принудительных работ, свящ. Михаил Платонов к высшей мере наказания — расстрелу, секретарь Епархиального совета прот. Алексий Хитров к 15 годам лишения свободы с привлечением к выполнению принудительных работ. Другие члены Епархиального совета были подвергнуты наказанию в виде лишения свободы сроком на 10 лет условно. Все обвинения они отрицали. Вполне вероятно, что это был первый в России публичный процесс над духовенством Русской Православной Церкви. На приговор была подана кассационная жалоба. Около 10 тысяч верующих Саратова и Вольска подписались под прошением об освобождении владыки Германа и других арестованных священнослужителей. Вольские прихожане так писали о владыке: «У него была всегда одна дорога — в храм, где он совершал богослужения для верующих и в своих проповедях излагал только чистые истины Христова учения, призывая всех к миру, любви, осуществлению в жизни правды Божией, смирению, кротости, терпению и прочим христианским добродетелям… и сам епископ Герман представляет образец архиерея кроткого, тихого, глубоковерующего».

Определением Кассационного отдела при ВЦИК от 5 декабря 1918 г. из-за нарушений делопроизводства, приговор был отменен и дело направлено на новое рассмотрение Определением распорядительного заседания Саратовского ревтрибунала от 20 декабря 1918 г. к владыке Герману был применен акт амнистии и из-под стражи он был освобожден. Дело назначено было вновь к рассмотрению на 28 декабря, но за неявкой некоторых свидетелей было отложено. 10-11 января 1919 г. состоялось публичное судебное заседание Саратовского ревтрибунала, по приговору которого за то же деяние владыка Герман был повторно осужден к лишению свободы сроком на 15 лет с привлечением к принудительным работам, свящ. Михаил Платонов осужден к тюремному заключению на 20 лет с применением общественных работ, протоиерей Алексий Хитров осужден к условному заключению в тюрьму на 10 лет. Определением распорядительного заседания этого же трибунала от 2 апреля 1919 г. на основании акта амнистии владыка Герман досрочно был освобожден от наказания и ему удалось даже выехать к своей пастве в Вольск, но определением Кассационного отдела при ВЦИК от 5 мая 1919 г. приговор был оставлен без изменения. Владыка Герман был снова арестован.

И в узилище Епископ Герман и священник Михаил Платонов продолжали совершать в общей камере богослужение. Покинуть застенки ЧК новомученикам было уже не суждено; тюремные камеры стали последними храмами, в которых им довелось предстоять перед Богом за себя и за тех, кто томился рядом с ними.

Во второй половине 1919 г. Саратов оказался в непосредственной близости от театра военных действий Гражданской войны. На фоне военной угрозы городу ГубЧК принимает решение об уничтожении «непримиримых врагов рабоче-крестьянской власти».

В заседании Саратовской Чрезвычайной комиссии 9 октября 1919 г. было постановлено применить красный террор: «за антисоветскую агитацию и как непримиримые враги рабоче-крестьянской власти» к расстрелу были приговорены 13 человек, в том числе епископ Герман и иерей Михаил Платонов. Смертный приговор был приведен в исполнение практически сразу — в ночь с 9 на 10 октября 1919 г. на окраине саратовского Воскресенского кладбища.

По преданию, когда узники узнали о готовящемся расстреле, священнослужители во главе с владыкой совершили в стенах саратовской тюрьмы отпевание самих себя и своих соузников-мирян.

Они были похоронены на месте своей гибели в братской могиле, где в общей сложности погребены тела 41 казненного. Почитание этих страдальцев как мучеников началось сразу после их гибели. Место их захоронения отмечено простым крестом из перекрещенных рельсов. По народному преданию, он был установлен в знак покаяния после посмертного явления убиенных священнослужителей одним из тех людей, кто донес в ЧК о совершенном в Серафимовской церкви поминовении Царя-страстотерпца. Все годы Советской власти, когда таясь, а когда и открыто у этой могилы служились панихиды по замученным за Имя Божие в годы «красного террора». Долгие годы не были известны точно ни имена, ни сан, ни общее количество захороненных под рельсовым крестом. Лишь в 1998 г. удалось точно идентифицировать имена казненных, их сан и установить даты их мученической кончины.

Постановлением прокуратуры Саратовской области от 13 сентября 1999 г. было установлено, что владыка Герман и с ним пострадавшие репрессированы незаконно, по политическим мотивам и социальному признаку. Все они реабилитированы.

26 декабря 2006 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви священномученики Герман и Михаил были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

По материалу статьи иерея Максима Плякина http://centr-blg-sar.ru/

 

 

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПЕТР, МИТРОПОЛИТ КРУТИЦКИЙ

Митрополит Петр (Полянский; 1862–1937) — священномученик, митрополит Крутицкий, местоблюститель патриаршего престола с 1925 по 1937 год. Продолжил дело патриарха Тихона и остался верным его позициям. Двенадцать лет он нес тяжелый крест возглавителя Русской Православной Церкви, находясь в далеких ссылках и одиночных тюремных камерах. Во многом благодаря его стойкости было сохранено единство Церкви, раздираемое ее гонителями.

Священномученик Петр, митрополит КрутицкийСвященномученик Пётр, митрополит Крутицкий (в миру Петр Федорович Полянский) родился в 1862 году в благочестивой семье священника села Сторожевое Воронежской епархии. В 1885 году он закончил по I разряду Воронежскую духовную семинарию, а в 1892 году — Московскую духовную академию и был оставлен при ней помощником инспектора.

Затем он занимал ряд ответственных должностей в Жировицком духовном училище, а впоследствии был переведен в Петербург, в штат Синодального учебного комитета. Будучи высокопоставленным синодальным чиновником, Петр Федорович отличался бессребреничеством и строгостью. Он объездил с ревизиями едва ли не всю Россию, обследуя состояние духовных школ.

Петр Федорович принимал участие в Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. После революции он служил управляющим московской фабрикой «Богатырь».

В 1920 году патриарх Тихон предложил Петру Федоровичу Полянскому принять монашество, священство, епископство и стать его помощником по управлению Православной Церковью. Предложение патриарха было сделано во времена гонений на Русскую Православную Церковь. Уже были убиты некоторые епископы, и имена мучеников входили в летопись Поместного Собора. Убивали также тех, кого Собор посылал для выяснения обстоятельств убийств архиереев. Поэтому сан епископа сулил Петру Федоровичу не почет и комфорт, а гонения и мученическую кончину. Ему было уже пятьдесят восемь лет, но он решился на этот шаг, что свидетельствовало о его мужестве, незаурядности и силе характера.

Сразу после хиротонии епископ Петр был арестован и сослан в Великий Устюг. Его возвращение из ссылки в Москву совпало с арестом архиепископа Илариона (Троицкого), и епископ Петр вместо него становится ближайшим советником и помощником патриарха Тихона, который возвел его в сан архиепископа и включил в состав Временного Патриаршего Синода. На совещании епископов, состоявшемся в Свято-Даниловом монастыре в конце сентября 1923 года, архиепископ Петр высказывался против компромисса с обновленцами. В марте 1924 года вместе с еще двумя архиепископами, членами Патриаршего Синода, он был возведен в митрополиты и назначен митрополитом Крутицким.

В последние месяцы жизни Патриарха Тихона митрополит Петр был его верным помощником во всех делах управления Церковью. В начале 1925 года Святейший назначил его кандидатом в Местоблюстители Патриаршего Престола после митрополита Казанского Кирилла и митрополита Ярославского Агафангела, будущих священномучеников. После кончины Патриарха Тихона обязанности Патриаршего Местоблюстителя были возложены на митрополита Петра, поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке. В этой должности владыка Петр был утвержден Архиерейским Собором 1925 года.

Следуя примеру своих предшественников на этом посту, святых митрополитов Петра, Алексия, Филиппа и Гермогена, местоблюститель решил твердо отстаивать чистоту православной веры, бороться с обновленчеством, не идти на уступки безбожной власти, не обращаться ни по каким вопросам к представителям ГПУ, ни о чем их не просить и в переговоры с ними не вступать.

В ноябре-декабре 1925 года были арестованы епископы, принадлежащие к числу сторонников митрополита Петра.

Предвидя свой скорый арест, Владыка составил завещание о своих заместителях и передал настоятелю Даниловского монастыря деньги для пересылки ссыльным священнослужителям.

В ноябре 1925 года митрополит Петр был арестован — для него началась пора мучительных допросов и нравственных истязаний. После заключения в Суздальском политизоляторе, владыку привезли на Лубянку, где ему предлагали отказаться от первосвятительского служения в обмен на свободу, но он ответил, что ни при каких обстоятельствах не оставит своего служения.

В 1926 году владыка был отправлен этапом в ссылку на три года в Тобольскую область (село Абалацкое на берегу реки Иртыш), а затем на Крайний Север, в тундру, в зимовье Хэ, расположенное в 200 километрах от Обдорска. Ссылка вскоре была продлена на два года.

В той же ссылке владыка вновь был арестован (в 1930 году) и заключен в одиночную камеру екатеринбургской тюрьмы на пять лет. Затем его перевели в верхнеуральский политизолятор. Ему предложили отказаться от Местоблюстительства, взамен обещая свободу, но святитель категорически отказался от этого предложения.

Ни продление срока ссылки, ни переводы во всё более отдаленные от центра места, ни ужесточение условий заключения не смогли сломить волю святителя, хотя и сокрушили могучее здоровье владыки.

В 1931 году владыку частично парализовало. Еще ранее у него началась цинга. В 1933 году больного астмой престарелого святителя лишили прогулок в общем тюремном дворе, заменив их выходом в отдельный двор-колодец, где воздух был насыщен тюремными испарениями. На первой «прогулке» Владыка потерял сознание. Когда его перевели с ужесточением режима в Верхнеуральскую тюрьму особого назначения, то поместили снова в одиночную камеру, а вместо имени дали № 114. Это был режим строгой изоляции.

23 июля 1936 года, владыка Петр, дождавшись дня освобождения в Верхнеуральской тюрьме, вместо свободы получил новый срок заключения еще на три года.

27 сентября (10 октября н. ст.) 1937 года в 4 часа дня священномученик митрополит Петр был расстрелян в магнитогорской тюрьме, и тем самым увенчал свой исповеднический подвиг пролитием мученической крови за Христа.

Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1997 году.

Святый священномучениче Петре, моли Бога о нас!

Священномученик Петр (Полянский) / Сост. О.Л. Рожнева. — М. :
Изд-во Сретенского монастыря, 2016. — 112 с.
https://pravoslavie.ru/ https://foma.ru/

 

Просмотров: 544  

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 11 10 2024dynmod 401
  • 08 28 2024dynmod 508
  • 11 05 2024dynmod 201
  • 08 28 2024dynmod 507
  • 11 21 2023dynmod 101
  • 11 05 2024dynmod 202
  • 10 02 2024dynmod
  • 10 14 2024dynmod 513
  • 10 14 2024dynmod 503
  • 11 04 2024dynmod 102
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 11 21 2024dynmod 501
  • 08 03 2024dynmod 300
  • 09 17 2024dynmod 901
  • 10 14 2024dynmod 507
  • 11 04 2024dynmod 105
  • 11 04 2024dynmod 104
  • 11 05 2024dynmod 204
  • 10 14 2024dynmod 505
  • 07 21 2024dynmod 702
  • 10 27 2024dynmod 810
  • 10 08 2024dynmod 301
  • 10 14 2024dynmod 506
  • 11 21 2024dynmod 502
  • 10 14 2024dynmod 512
  • 10 14 2024dynmod 504
  • 11 21 2024dynmod 503
  • 08 29 2024dynmod 703
  • 10 27 2024dynmod 814
  • 10 14 2024dynmod 508
  • 10 27 2024dynmod 812
  • 11 05 2024dynmod 206
  • 08 04 2024dynmod 208
  • 11 05 2024dynmod 205

Календарь

S5 Box

Патриархия  Православие и современность