Требы и пожертвования
Воскресенье, 09 Август 2020 10:10

Неделя 9-я по Пятидесятнице. Великомученика и целителя Пантелеимона.

 

В Неделю 9-ю по Пятидесятнице Православная Церковь чтит память Великомученика и целителя Пантелеимона. В нашем монастыре находится икона святого великомученика Пантелеимона, написанная в 2013 году, на которую был установлен мощевик с частицей мощей святого.

Воскресную Божественную литургию и всенощное бдение накануне совершил духовник монастыря игумен Пимен (Хеладзе).

На всенощном бдении молилось 60 человек, на Божественной Литургии - 121, из них 37 человек причастились Святых Христовых Тайн.

По окончании Литургии было совершено славление.

 

  

 

СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК И ЦЕЛИТЕЛЬ ПАНТЕЛЕИМОН

Це­ли­тель Пан­те­ле­и­мон – хри­сти­ан­ский свя­той, по­чи­та­е­мый в ли­ке ве­ли­ко­му­че­ни­ков. Он ро­дил­ся в го­ро­де Ни­ко­ми­дии в се­мье знат­но­го языч­ни­ка Евстор­гия, при этом его мать, свя­тая Евву­ла, бы­ла хри­сти­ан­кой. Она хо­те­ла вос­пи­тать сы­на в хри­сти­ан­ской ве­ре, од­на­ко ра­но умер­ла, ко­гда он был еще под­рост­ком.

Усечение главы святого Пантелеимона целителяРо­ди­те­ли бу­ду­ще­го свя­то­го на­зва­ли его Пан­то­лео­ном («по все­му лев»), так как хо­те­ли вос­пи­тать его му­же­ствен­ным и бес­страш­ным. Отец от­дал его в на­чаль­ную язы­че­скую шко­лу, окон­чив ко­то­рую, мо­ло­дой че­ло­век стал обу­чать­ся вра­чеб­но­му ис­кус­ству у зна­ме­ни­то­го в то вре­мя в Ни­ко­ми­дии вра­ча Ев­фро­си­на, по­сле че­го стал из­ве­стен им­пе­ра­то­ру Мак­си­ми­а­ну (284-305 н.э.), ко­то­рый, оце­нив его про­фес­сио­наль­ные ка­че­ства, спо­соб­ность к крас­но­ре­чию и хо­ро­шие ма­не­ры, за­хо­тел сде­лать его при­двор­ным вра­чом.

В то вре­мя в Ни­ко­ми­дии про­жи­ва­ли тай­но свя­щен­но­му­че­ни­ки пре­сви­те­ры Ер­мо­лай, Ер­мипп и Ер­мо­крат, уцелев­шие по­сле со­жже­ния 20 ты­сяч хри­сти­ан в Ни­ко­ми­дий­ской церк­ви в 303 го­ду и стра­да­ний свя­щен­но­му­че­ни­ка Ан­фи­ма. Св. Ер­мо­лай неод­но­крат­но ви­дел Пан­то­лео­на, про­хо­див­ше­го ми­мо его убе­жи­ща. Од­на­жды он при­гла­сил его к се­бе и рас­ска­зал о хри­сти­ан­ской ве­ре – по­сле это­го раз­го­во­ра бу­ду­щий це­ли­тель стал ре­гу­ляр­но при­хо­дить к св. Ер­мо­лаю, бе­се­дуя с ним.

Од­на­жды Пан­то­ле­он уви­дел на ули­це мерт­во­го ре­бен­ка, ко­то­ро­го уку­си­ла ехид­на, еще не успев­шая отой­ти от него. Он на­чал мо­лить­ся Гос­по­ду Иису­су Хри­сту о том, чтобы Он вос­кре­сил умер­ше­го и умерт­вил ехид­ну, твер­до при этом ре­шив, что в слу­чае ис­пол­не­ния про­си­мо­го, при­мет Кре­ще­ние и станет хри­сти­а­ни­ном. Ре­бе­нок ожил, а ехид­на раз­ле­те­лась на кус­ки – и все это про­изо­шло на гла­зах у Пан­то­лео­на.

По­сле это­го он был кре­щен св. Ер­мо­ла­ем с име­нем Пан­те­ле­и­мон, ко­то­рое озна­ча­ет «все­ми­ло­сти­вый». Его отец Евстор­гий так­же кре­стил­ся чуть поз­же, ко­гда уви­дел, как его сын ис­це­лил сле­по­го при­зы­ва­ни­ем име­ни Иису­са Хри­ста. К то­му же, став хри­сти­а­ни­ном, Пан­те­ле­и­мон ча­сто бе­се­до­вал со сво­им от­цом, разъ­яс­няя ему ос­но­вы хри­сти­ан­ской ве­ры.

Ко­гда Евстор­гий умер, свя­той ре­шил по­свя­тить свою жизнь боль­ным, ни­щим и страж­ду­щим. Он ле­чил всех, об­ра­щав­ших­ся к нему, ис­це­ляя их Име­нем Спа­си­те­ля. Он при­хо­дил к уз­ни­кам в тем­ни­цы и ле­чил их – осо­бен­но это ка­са­лось хри­сти­ан, ко­то­ры­ми в то вре­мя бы­ли пе­ре­пол­не­ны тюрь­мы. В ско­ром вре­ме­ни слух о ми­ло­сти­вом вра­че рас­про­стра­нил­ся по все­му го­ро­ду и жи­те­ли боль­ше не об­ра­ща­лись к дру­гим вра­чам, а ис­ка­ли встре­чи с це­ли­те­лем. То­гда вра­чи из за­ви­сти до­нес­ли им­пе­ра­то­ру о том, что свя­той ле­чит хри­сти­ан­ских уз­ни­ков.

Им­пе­ра­тор Мак­си­ми­ан уго­ва­ри­вал свя­то­го опро­верг­нуть до­нос и при­не­сти жерт­ву идо­лам, до­ка­зав тем са­мым вер­ность язы­че­ству. Но Пан­те­ле­и­мон от­кры­то ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном – кро­ме это­го, он пря­мо на гла­зах им­пе­ра­то­ра ис­це­лил рас­слаб­лен­но­го.

Им­пе­ра­тор Мак­си­ми­ан, оже­сто­чив­шись, при­ка­зал каз­нить ис­це­лен­но­го, а свя­то­го це­ли­те­ля под­верг же­сто­ким пыт­кам. Его по­ве­си­ли на де­ре­ве и рва­ли те­ло же­лез­ны­ми крю­ка­ми, рас­тя­ги­ва­ли на ко­ле­се, об­жи­га­ли све­ча­ми, бро­са­ли в ки­пя­щее оло­во. Од­на­ко по­сле всех этих ис­тя­за­ний свя­той оста­вал­ся невре­дим, и Гос­подь неод­но­крат­но яв­лял­ся ему и укреп­лял его. К сло­ву, в это же вре­мя пе­ред язы­че­ским су­дом пред­ста­ли пре­сви­те­ры Ер­мо­лай, Ер­мипп и Ер­мо­крат, ко­то­рые ис­по­ве­да­ли се­бя хри­сти­а­на­ми и бы­ли обез­глав­ле­ны.

Да­лее свя­то­го Пан­те­ле­и­мо­на при­ве­ли в цирк и бро­си­ли на рас­тер­за­ние ди­ким зве­рям – но они ли­за­ли его но­ги и стре­ми­лись при­кос­нуть­ся к нему, от­тал­ки­вая друг дру­га. Ви­дя это, зри­те­ли под­ня­лись с мест и ста­ли кри­чать: «Ве­лик Бог хри­сти­ан­ский! Да бу­дет от­пу­щен непо­вин­ный и пра­вед­ный юно­ша!». По­сле это­го им­пе­ра­тор при­ка­зал сво­им во­и­нам убить всех, кто сла­вил Иису­са Хри­ста, при­чем да­же зве­рей, не тро­нув­ших свя­то­го му­че­ни­ка. Свя­той Пан­те­ле­и­мон при этом вос­клик­нул: «Сла­ва Те­бе, Хри­сте Бо­же, что не толь­ко лю­ди, но и зве­ри уми­ра­ют за Те­бя!»

Разъ­ярен­ный Мак­си­ми­ан при­ка­зы­ва­ет от­ру­бить ве­ли­ко­му­че­ни­ку го­ло­ву. Его при­вя­за­ли к мас­лич­но­му де­ре­ву, по­сле че­го свя­той на­чал мо­лить­ся. Один из во­и­нов уда­рил его ме­чом, но меч стал мяг­ким, как воск, и не при­чи­нил ве­ли­ко­му­че­ни­ку ни­ка­ко­го вре­да. По­ра­жен­ные чу­дом, во­и­ны за­кри­ча­ли: «Ве­лик Бог хри­сти­ан­ский!». В это вре­мя Гос­подь еще раз от­крыл­ся свя­то­му, на­звав его Пан­те­ле­и­мо­ном, «мно­го­мило­сти­вым», вме­сто преж­не­го име­ни Пан­то­ле­он. По­сле это­го во­и­ны упа­ли на ко­ле­ни пе­ред му­че­ни­ком и про­си­ли про­ще­ния – па­ла­чи от­ка­за­лись про­дол­жать казнь, но свя­той по­ве­лел вы­пол­нить при­каз им­пе­ра­то­ра. То­гда во­и­ны, це­луя его ру­ки, со сле­за­ми про­сти­лись с ним. А ко­гда му­че­ни­ку от­сек­ли го­ло­ву, из ра­ны вме­сте с кро­вью ис­тек­ло и мо­ло­ко, а мас­ли­на, к ко­то­рой он был при­вя­зан, рас­цве­ла и од­новре­мен­но за­пло­до­но­си­ла. Мно­гие сви­де­те­ли это­го ста­ли впо­след­ствии хри­сти­а­на­ми. Те­ло свя­то­го бы­ло бро­ше­но в ко­стер – но оста­лось непо­вре­жден­ным.

Слу­ги ве­ли­ко­му­че­ни­ка Лав­рен­тий, Вас­сой и Про­ви­ан ви­де­ли его казнь и слы­ша­ли Го­лос с Неба. Они на­пи­са­ли по­вест­во­ва­ние о жиз­ни, стра­да­ни­ях и кон­чине свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка. Па­мять свя­то­го Пан­те­ле­и­мо­на из­древ­ле чтит­ся пра­во­слав­ным Во­сто­ком. Уже в IV ве­ке бы­ли воз­двиг­ну­ты хра­мы во имя свя­то­го в Се­ва­стии Ар­мян­ской и Кон­стан­ти­но­по­ле. Кровь и мо­ло­ко, ис­тек­шие при усе­че­нии свя­то­го, хра­ни­лись до Х ве­ка и по­да­ва­ли ве­ру­ю­щим ис­це­ле­ния.

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырьЧест­ные мо­щи ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на ча­стич­ка­ми разо­шлись по все­му хри­сти­ан­ско­му ми­ру. Осо­бен­но мно­го их на Свя­той Го­ре Афон. Чест­ная и мно­го­це­леб­ная гла­ва его хра­нит­ся в Рус­ском Афон­ском Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­на­сты­ре, в со­бор­ном хра­ме, по­свя­щен­ном его име­ни. 

По­чи­та­ние свя­то­го му­че­ни­ка в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви из­вест­но уже с XII ве­ка. Ве­ли­кий князь Изя­с­лав, в Свя­том Кре­ще­нии Пан­те­ле­и­мон, имел изо­бра­же­ние ве­ли­ко­му­че­ни­ка на сво­ем бо­е­вом шле­ме и его за­ступ­ни­че­ством остал­ся жив в сра­же­нии 1151 го­да. Под ко­ман­до­ва­ни­ем Пет­ра I рус­ские вой­ска одер­жа­ли в день па­мя­ти ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на две мор­ских по­бе­ды над шве­да­ми: в 1714 го­ду при Ган­гау­зе (Фин­лян­дия) и в 1720 го­ду при Грен­га­ме (неболь­шая га­вань на Аланд­ских ост­ро­вах).

Имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на при­зы­ва­ет­ся при со­вер­ше­нии Та­ин­ства Еле­освя­ще­ния, освя­ще­ния во­ды и мо­лит­ве о немощ­ном. Па­мять его осо­бен­но тор­же­ствен­но со­вер­ша­ет­ся в Рус­ском Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­на­сты­ре на Афоне. Со­бор во имя его по­стро­ен в 1826 го­ду по ти­пу древ­них Афон­ских хра­мов. В ал­та­ре, в дра­го­цен­ном ков­че­ге, хра­нит­ся глав­ная свя­ты­ня оби­те­ли – гла­ва свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на. По древ­ней тра­ди­ции па­лом­ни­ки Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви еже­год­но со­вер­ша­ют по­езд­ки в Гре­цию и на Свя­тую Го­ру Афон к дню па­мя­ти свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на.

https://azbyka.ru/

Просмотров: 689  

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 11 10 2024dynmod 401
  • 08 28 2024dynmod 508
  • 11 05 2024dynmod 201
  • 08 28 2024dynmod 507
  • 11 21 2023dynmod 101
  • 11 05 2024dynmod 202
  • 10 02 2024dynmod
  • 10 14 2024dynmod 513
  • 10 14 2024dynmod 503
  • 11 04 2024dynmod 102
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 11 21 2024dynmod 501
  • 08 03 2024dynmod 300
  • 09 17 2024dynmod 901
  • 10 14 2024dynmod 507
  • 11 04 2024dynmod 105
  • 11 04 2024dynmod 104
  • 11 05 2024dynmod 204
  • 10 14 2024dynmod 505
  • 07 21 2024dynmod 702
  • 10 27 2024dynmod 810
  • 10 08 2024dynmod 301
  • 10 14 2024dynmod 506
  • 11 21 2024dynmod 502
  • 10 14 2024dynmod 512
  • 10 14 2024dynmod 504
  • 11 21 2024dynmod 503
  • 08 29 2024dynmod 703
  • 10 27 2024dynmod 814
  • 10 14 2024dynmod 508
  • 10 27 2024dynmod 812
  • 11 05 2024dynmod 206
  • 08 04 2024dynmod 208
  • 11 05 2024dynmod 205

Календарь

S5 Box

Патриархия  Православие и современность