20 мая Православная Церковь отмечает день памяти преподобных отцов русского Пантелеймонова монастыря на Афоне. Этот день для почитания памяти всех святых русских афонитов, просиявших на Святой Горе Афон, был утвержден в 2016 г., в год 1000-летия русского присутствия на Афоне, Собором старцев Пантелеимонова монастыря по благословению игумена обители схиархимандрита Иеремии (Алехина). Именно на этот день древнерусская богослужебная традиция относит успение «начальника русского монашества» прп. Антония Печерского, а также в этот день совершается память других русских святогорцев – преподобного Нила Сорского, преподобного мученика Пахомия Русского, преподобного Нила Мироточивого Афонского.
Всего Собор всех преподобных русских святогорцев насчитывает более 60 афонских подвижников, прославленных в разные времена той или иной Поместной Церковью. Некоторые из них были сербами, греками и грузинами, однако их жизнь так или иначе связана со Святой Русью или с Русским монашеством на Афоне.
Духовная связь с Афоном является одной из особенностей русской духовной традиции, нашей духовной идентичности — представление о Руси как о Доме Пресвятой Богородицы, что напрямую связано с преданием о том, что Афон является уделом Божией Матери.
В монастыре совершалась полиелейная служба Собора преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Богослужение в монастыре совершил духовник монастыря игумен Пимен (Хеладзе), полунощница, утреня и Божественная литургия были совершены в ночь со вторника на среду. За богослужением молились насельницы обители.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОГО НА АФОНЕ СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОВА МОНАСТЫРЯ
Свято-Пантелеимонов монастырь – один из двадцати монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Расположен на берегу небольшой бухты на юго-западе Афонской горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт.
Первое русское монашеское поселение на Афоне появилось в XI веке, сохранилось письменное упоминание о нем как действующем монастыре, относящееся к февралю 1016 года. На Афоне принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский.
История русского присутствия на Святой Горе насчитывает более тысячи лет. Еще в эпоху св. равноапостольного князя Владимира выходцам из Руси был предоставлен в вечное владение скит Богородицы Ксилургу. Двумя веками позже, в 1169 году, им был также передан монастырь во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. За эти долгие годы как все русское святогорское иночество в целом, так и Свято-Пантелеимонов монастырь в частности, наряду с периодами расцвета пережили и времена упадка и запустения, что, как правило, было связано с ослаблением по тем или иным причинам духовных связей Афона с Русской Православной Церковью.
В XVII веке монастырь перешел в руки греков. К концу XVIII столетия он пришел в запустение, но в начале XIX был заново отстроен. Возвращение русских иноков началось только в 1830-е годы, с этого же времени монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии. Расцвет обители приходится на конец XIX – начало XX века, когда она стала самым большим монастырем на Афоне по площади и численности братии. К 1913 году здесь насчитывалось более 2000 монахов.
ХХ век был трагическим периодом в истории Русского Пантелеимонова монастыря и вообще всего русского монашества на Святой Горе Афон. Страшные события, которые произошли у нас в отечестве, отразились в том числе и на положении русской святогорской братии. После революции, вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х годов в монастыре оставалось всего семь престарелых монахов. Наибольшей проблемой стала невозможность пополнять братию новыми насельниками, вследствие чего ее численность стала быстро сокращаться. Русское монашество на Афоне оказалось под угрозой полного исчезновения.
После революции связь обителей с Отечеством прекратилась, в разгар безбожных гонений 1920–1930-х годов никто не мог выехать из Советского Союза, и русское иночество пополнялось за счет русской эмиграции, а также братии, происходившей из бывшей территории Австро-Венгрии – из Карпатской Руси. Но этот ресурс быстро иссяк. После Второй Мировой войны сразу же началась «холодная война», Греция принадлежала к блоку НАТО, Советский Союз считался ее противником. Существовал так называемый «железный занавес», и очень трудно себе представить, чтобы какой-нибудь монашествующий из России или других республик Советского Союза смог попасть на Святую Гору. Даже паломничество было абсолютно невозможным.
Первым соотечественником, оказавшимся на Святой Горе в послевоенное время, а именно в 1959 году, был митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) (учитель Святейшего Патриарха Кирилла) – в ту пору он был еще архимандритом. Он застал в живых последних старцев Андреевского скита, побывал в Пантелеимоновом монастыре, и его рассказы об увиденном были первой весточкой о том, что происходит на Святой Горе. Когда владыка Никодим стал председателем Отдела внешних церковных сношений, он не забыл об Афоне и всю свою необыкновенную энергию употребил на то, чтобы изменить положение русских святогорцев к лучшему. Плодом его настойчивых усилий стал приезд на Святую Гору в 1974 году двоих монахов из Русской Православной Церкви, в том числе отца Иеремии, и поселение их в Русском Пантелеимоновом монастыре.
Когда отец Иеремия прибыл на Афон, обитель была в плачевном состоянии: в 1969 году произошел страшный пожар. В то время братия была сплошь вся пожилая – самому молодому иноку было больше 70 лет, – но они мужественно, как могли, противостояли натиску огня. Носили ведрами воду с моря для тушения. Это был один из самых тяжелых периодов для Русского Пантелеимонова монастыря и русского монашества на Афоне. Среди братии было много больных, немощных старцев. Некому было исполнять послушания, поддерживать богослужебную жизнь, заботиться о поддержании монастырских зданий. Кругом царила разруха и безлюдье.
Огонь, конечно, нанес большой ущерб, но, по милости Божией, не уничтожил главные святыни, монастырские храмы, библиотеку с бесценными рукописями. Вплоть до начала уже нашего столетия, подплывая к Русскому Пантелеимонову монастырю, можно было видеть здания без крыши, без межэтажных перегородок, без полов – просто голые стены с пустыми глазницами окон. Слава Богу, что в последующие годы удалось наконец преодолеть последствия той беды.
9 июня 1979 года прошла торжественная интронизация архимандрита Иеремии в игумены Пантелеимонова монастыря. Промыслом Божиим именно в игуменство батюшки Иеремии монастырь стал возрождаться. В то время мало кто мог представить себе масштаб тех восстановительных работ, которые происходят сейчас, и то, что обитель снова наполнится людьми, что будет многочисленная братия и большой наплыв паломников.
Последняя четверть XX века — это период возрождения не только афонского монашества, но и монашества в целом, и он был достоянием греческих обителей. Новый подъем монашества связан с именами старца Иосифа Исихаста и его учеников Ефрема Филофейского, Иосифа Ватопедского, многих других.
Сейчас Свято-Пантелеимонов монастырь находится в канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; его насельники обязаны принимать гражданство Греческой Республики, которое дается автоматически при поступлении в монастырь. В монастыре более 100 русских насельников: монашествующие, послушники и трудники. Есть еще сезонные рабочие, которые приезжают, когда в этом есть надобность. Очень активно идут восстановительные работы. Особенно много было сделано в преддверии 1000-летия русского монашества на Святой Горе Афон. Из объектов, которые уже отремонтированы, можно назвать скит Старый Русик, келлию святого Димитрия, больничную, архондарики, монастырскую пристань. Монастырь сейчас имеет вид ухоженный и благолепный.
В настоящее время к Свято-Пантелеимонову монастырю приписаны скиты Богородицы (Ксилургу), Старый Русик, Новая Фиваида и Крумица. Среди святынь обители – часть Креста Господня, частица камня Гроба Господня, мощи святого великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Силуана Афонского, частицы мощей святого пророка Иоанна Предтечи, праведного Иосифа Обручника, апостола Фомы, великомученика Георгия Победоносца, апостола и евангелиста Луки, святителя Иоанна Златоуста. В монастыре расположена уникальная библиотека, насчитывающая 1500 греческих, 550 славянских, 400 русских, 43 иноязычных рукописных кодекса и свыше 42 000 печатных книг.
В сравнении с другими афонскими обителями, у Русского монастыря есть широкие возможности по приему паломников, имеется два архондарика (гостиницы). Особенный наплыв паломников наблюдается на престольный праздник обители – день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона. То же происходит и в другие чтимые в монастыре праздники: Покров Пресвятой Богородицы, дни памяти святого благоверного князя Александра Невского, святителя Митрофана Воронежского, поскольку в честь этих святых и праздников названы храмы в монастыре.
Значение Афона для России и для Русской Православной Церкви трудно переоценить. Именно через Афон был некогда получен весь корпус духовного наследия Византии. Здесь трудами святителя Саввы Сербского был переведен на славянский язык Иерусалимский Устав, по которому живет Русская Православная Церковь. Выходцами с Афона были такие выдающиеся русские святые, как преподобный Антоний Печерский – основатель русского монашества, преподобный Нил Сорский, преподобный Паисий Величковский – возобновитель старчества в Русской Церкви – и множество других.
Связь России с Афоном установилась сразу после Крещения Руси. И она никогда не прерывалась на протяжении всего тысячелетия. Для русского человека афонская традиция была и остается некой духовной сокровищницей, идеалом духовной жизни. В то же время и Афон на протяжении веков получал существенную поддержку из России, откуда прибывали новые насельники и материальная помощь. И внешнее благолепие русского монастыря на Афоне сегодня, как, наверное, никогда прежде, радует глаз человека. Нам приятно, что этот благодатный уголок не забыт людьми, не оставлен Богом. Пресвятая Владычица незримо пребывает здесь.
https://pravoslavie.ru