Требы
Воскресенье, 05 Ноябрь 2023 13:20

Неделя 22-я по Пятидесятнице. Память священномученика Владимира Амбарцумова, пресвитера Московского

5 октября, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, Православная Церковь молитвенно чтит память нашего земляка, священномученика Владимира Амбарцумова, пресвитера Московского, пострадавшего в этот день в 1937 году на Бутовском полигоне за веру, не признавшего себя виновным и не выдавшего имена своих друзей и соратников.

Божественную литургию в монастыре совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Вадима Козлова, иерея Антония Хорькова, иерея Олега Артеменко и диакона Николая Скафтымова. По окончании Литургии было совершено славление.

На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Неделю 22-ю по Пятидесятнице совершил иерей Александр Мурылёв.

 

 

ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЛАДИМИРА АМБАРЦУМОВА, ПРЕСВИТЕРА МОСКОВСКОГО

Фото Владимира Амбарцумова, пресвитера МосковскогоСвященномученик Владимир родился 20 сентября 1892 года в городе Саратове. Его отец Амбарцум Егорович Амбарцумов вместе с Федором Андреевичем Pay был одним из основоположников обучения и воспитания глухонемых в России. Овдовев, с тремя маленькими детьми он приехал в немецкую колонию Сарепту под Царицыном в поисках воспитательницы для осиротевших младенцев. В местной кирхе ему порекомендовали добропорядочную девицу из лютеранской семьи Каролину Кноблох.

Взяв на себя заботы о детях Амбарцума Егоровича, Каролина Андреевна со временем полюбилась отцу воспитываемых ею сирот и вышла за него замуж. Во втором браке у Амбарцума Егоровича родилось еще трое детей, младшим из которых был Владимир. Детей воспитывали в лютеранской вере.

В Саратове, по семейному преданию, Амбарцум Егорович содержал частную школу для глухонемых. Будучи человеком милостивым, нестяжательным (детей бедных людей он учил безвозмездно) и непрактичным, он не смог поставить бытие своей школы на прочную материальную основу и разорился. Из Саратова семья Амбарцумовых в конце 1890-х годов переехала в Москву и поселилась на Шаболовке. Владимир Амбарцумович поступил учиться в Московское Петропавловское училище при Петропавловской лютеранской церкви, находившееся в Петроверигском переулке. После окончания училища для продолжения образования он переехал в Берлин, где жили в то время братья его матери Каролины Андреевны.

В 1913-1914 годах, учась в Берлинском политехникуме, Владимир Амбарцумович давал частные уроки. Тогда же он впервые познакомился с христианским молодежным движением.

Однажды утром в июле 1914 года Владимир Амбарцумович проснулся и почувствовал с исключительной остротой, что ему надо возвращаться в Россию. Завершив в течение дня все неотложные дела, он выехал из Берлина на одном из последних поездов, уходящих в Россию перед началом Первой мировой войны.

По возвращении в Россию Владимир поступил на физико-математический факультет Московского Императорского университета. В годы обучения в университете он стал членом Христианского студенческого кружка и перешел в баптизм. Целью христианского студенческого движения была проповедь слова Божия среди молодежи, а основной формой деятельности – изучение Евангелия в небольших кружках. В России в христианском студенческом движении принимала широкое участие и православная интеллигенция.

В Христианском студенческом кружке Владимир познакомился с Валентиной Алексеевой, с которой его связывали общие духовные устремления, и в 1916 году женился на ней.

После окончания университета Владимир, будучи талантливым физиком, оставил научную деятельность, устроился преподавателем и решил полностью посвятить свою жизнь проповеди Евангелия. Смыслом жизни молодой четы стало развитие деятельности молодежного христианского кружка. Такое душевное устроение, при котором религиозные интересы ставились выше всех других, Владимир унаследовал от своих предков, среди которых были миссионеры и религиозные деятели. Искание «единого на потребу» влекло его сердце к православию.

В годы Гражданской войны из-за голода в Москве Владимир Амбарцумович с семьей и близкими друзьями переехал в Самару и устроился на работу в музей. Владимир Амбарцумович организовал в Самаре около десяти христианских кружков, в каждый из которых входило от десяти до пятнадцати человек. Собрания кружков вначале устраивались на частных квартирах, а затем был приобретен дом пятистенок, в одной половине которого поселилась семья Владимира Амбарцумовича, а в другой проводились занятия и собрания кружков.

Брак Владимира Амбарцумова трагически завершился смертью молодой жены. На похоронах все были одеты в белое, шли с песнопениями, и для прохожих это стало настоящим свидетельством христианской веры. Владимир, у которого осталось трое детей, двое родных и приемный, больше не женился, за детьми стала присматривать сестра-кружковка. Владимир же продолжал активно проповедовать Евангелие, периодически оказываясь на нелегальном положении. Бывая дома нечасто, раз в несколько дней, он всегда уделял много времени детям, читая и разбирая с ними Писание, преподавал им математику и физику. Странное это семейство никогда не имело собственного жилья, бесконечно снимало углы и переезжало; дом был в их душах, а не в стенах.

В 1926 году, через несколько лет знакомства с протоиереем Валентином Свенцицким, Владимир неожиданно для многих принимает православие, а через год становится священником. По свидетельству прихожан, служил отец Владимир вдохновенно, проповедовал «живо и доходчиво». Его службы, как и евангельские беседы, собирали полный храм.

Фото из личного дела священномученика Владимира Амбарцумова, пресвитера МосковскогоПосле декларации митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности к советской власти отец Владимир, не снимая с себя сана, ушел на покой. Он продолжал окормлять паству, совершал на дому службы, много занимался с молодежью (именно к этому он имел особенное призвание, как свидетельствуют и его родные, и духовные чада). Не имея возможности часто встречаться с духовными детьми, он прикреплял духовно неопытных чад к более зрелым. На светской работе в это время он занимался разработкой и конструированием приборов и установок в различных научных институтах, имел авторские свидетельства на изобретения.

Одной из постоянных забот отца Владимира была помощь семьям репрессированных. Он отдавал им значительную часть заработка, привлекал к этому делу и своих духовных чад, добиваясь, чтобы помощь поступала регулярно.

Отец Владимир пережил три ареста: в 1920, 1932 и 1937 годах. На допросах он ни разу не назвал фамилий своих знакомых, которые могли бы от этого пострадать. Упоминал или уже умерших, или находившихся в эмиграции. Он смело говорил следователю «о тяжелом ненормальном положении Православной Церкви в СССР», о том, что «бывают случаи, когда служители культа невинно осуждаются за контрреволюционную деятельность и высылаются в концлагеря и в тюрьмы». Третий его арест стал последним: в 1937 году отец Владимир был приговорен к расстрелу; приведенному в исполнение на Бутовском полигоне НКВД, под Москвой.

Сохранились его письма жене, в которых он пишет, что позволило ему всю жизнь отдать Богу, не отказываясь от Него ни при каких обстоятельствах: «[Рассуждая] о всем тяжелом, что вокруг нас и в нашей жизни, я пришел к такому же выводу, как и ты: искать утешения не в перспективах лучшей земной жизни в будущем, а только в Самом Христе. Мы должны научиться больше уходить во Христа от наших всех дум, отдыхать в Нем во время самых тяжелых внешних испытаний».

https://azbyka.ru/
http://aquaviva.ru/

Просмотров: 310  

S5 Box

Патриархия  Православие и современность