Требы
Суббота, 04 Ноябрь 2023 15:56

Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери

4 ноября Православная Церковь празднует память Казанской иконы Божией Матери, чествует «Заступницу усердную рода христианского» — незримую Покровительницу русских людей в час горьких испытаний. Этот образ является одной из самых почитаемых русских святынь, связанных с важнейшими событиями истории Российского государства. Списки иконы получили широкое распространение, и многие из них прославились как чудотворные.

Осенний праздник Казанской иконы Божией Матери совпадает с Днём народного единства, сегодня мы прославляем доблестное русское ополчение, спасшее Отчизну и веру православную в тяжкую годину Смутного времени.

Праздник в честь Казанской иконы Божией Матери был отмечен в монастыре всенощным бдением и праздничной Божественной литургией. Богослужение клирики монастыря совершили соборно. На всенощном бдении пелся акафист в честь Казанской иконы Божией Матери. По окончании Божественной литургии было совершено славление.

На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в праздник Казанской иконы Божией Матери совершил иерей Александр Мурылёв.

Крестный ход Казанская, митрополит Саратовский и Вольский ИгнатийВ праздничный день духовенство, сестры, воспитанницы и прихожане монастыря приняли участие в традиционном Крестном ходе с Казанской иконой Божией Матери, который проследовал от Казанского храма до Свято-Троицкого кафедрального собора. Возглавил праздничный Крестный ход Митрополит Саратовский и Вольский Игнатий, епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий, епископ Покровский и Новоузенский Фома и епископ Балаковский и Николаевский Варфоломей. В Свято-Троицком кафедральном соборе пребывает одна из важнейших святынь епархии — старинный список с чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы.

В большом крестном шествии со всеобщей горячей молитвой об Отечестве, народном единстве и мире приняли участие губернатор Саратовской области Роман Викторович Бусаргин, глава города Саратова Лада Михайловна Мокроусова, председатель саратовской Областной думы Михаил Александрович Исаев, министр внутренней политики и общественных отношений Наталья Валерьевна Трошина, ректор Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского Алексей Николаевич Чумаченко, глава концерна «Дубки» Игорь Дмитриевич Ефремов, представители власти и общественности, тысячи жителей города.

Шествие крестоходцев сопровождалось песнопениями, обращенными к Божией Матери, которые исполняли три хора: Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии под управлением регента Александра Германовича Занорина, хор Свято-Троицкого собора Саратова под управлением регента Михаила Евгеньевича Толчина, хор духовенства Саратовской епархии и хор Саратовской православной духовной семинарии.

По пути следования крестного хода к его участникам присоединялись жители домов, мимо которых проходило шествие, и просто прохожие, случайно оказавшиеся в этот день в центре города. Но, конечно, больше всего в рядах крестоходцев в этот день было прихожан городских храмов.

Крестный ход с Казанской иконой БогородицыВ конечной точке крестного хода, возле Свято-Троицкого собора г. Саратова, был совершен праздничный молебен. Архипастырям сослужили ректор Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Сергий Штурбабин; секретарь главы Саратовской митрополии по делам монастырей и монашествующих, благочинный монастырей Саратовской епархии, первый проректор семинарии, настоятель храма во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при СПДС иеромонах Серафим (Баранов); и.о. секретаря Покровского епархиального управления, ключарь Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) иерей Аркадий Махсумов; духовник Саратовской православной духовной семинарии, духовник Саратовской епархии, настоятель храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона с. Усть-Курдюм Саратовского района протоиерей Владимир Пархоменко; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов.

Митрополит Игнатий поздравил всех участников крестного хода с праздником и добавил: «В нашей жизни происходит много событий, но ни одно из них не происходит случайно. И каждый человек, встречающийся нам на жизненном пути — это своего рода экзамен, насколько мы человечны. Нам встречаются люди приветливые и не очень, встречаются и агрессивные, но от того, как мы их встретим, зависят наша судьба и развитие нашей души. Всякий человек является носителем образа Божия, и за каждого человека Христос умер на Кресте — для того, чтобы каждый из нас имел возможность войти в вечную жизнь. Умирая, Он в лице апостола и евангелиста Иоанна Богослова весь человеческий род и каждого в отдельности усыновил Своей Пречистой Матери, и теперь Она имеет особое дерзновение, особое ходатайство за каждого из нас. Она изливает Свою материнскую любовь на весь христианский род, и от того, как мы воспринимаем Ее любовь и как мы на нее отзываемся, многое зависит — и в нашей жизни, и в том, что происходит вокруг нас».

Клирики монастыря на Крестном ходе«Мы порой ищем виноватых, когда у нас в жизни что-то не складывается, но дело в том, что каждый человек имеет свободную волю и сам выбирает либо доброе, либо злое. — отметил владыка. — По тому узнают все, что вы Мои ученики, если вы будете иметь любовь между собою,— говорит Господь (Ин. 13, 35). То есть нужно не только говорить о любви, но ее воплощать. Очень многое в нашей жизни зависит в первую очередь от нас и от того, какие у нас отношения с ближними. “Стяжи дух мирен,— говорит преподобный Серафим Саровский,— и вокруг тебя спасутся тысячи”. Сам Спаситель предлагает нам начать с самих себя. Если каждый из нас будет воплощать в жизнь закон любви, который заповедовал Христос, то всё вокруг нас начнет воскресать. Это относится и к нашей любви к родине. Мы порой говорим высокопарные слова, но на деле оказывается, что мы не так уж и любим свою родину. Она начинается с нашей семьи, нашего дома, наших ближних — детей, родителей, бабушек, дедушек, продолжается соседями. Какие отношения у нас с соседями, с которыми мы на одной площадке живем? А как мы следим за этой площадкой? Мы выходим из подъезда и видим, что кто-то кинул окурок, кто-то бумажку – многие ли из нас подымают брошенное? Или мы виним уборщицу в том, что она плохо убралась, возмущаемся, какие плохие люди кругом?.. Но если каждый человек не пройдет мимо брошенного окурка или бумажки, а уберет, представляете, как всё вокруг зацветет? Не надо ждать, пока кто-то добрый вдруг сделает нашу жизнь лучше,— нужно подумать, воплощаем ли мы сами в жизнь законы любви, заповеданные нам Христом. Если мы не любим земного Отечества, которое начинается с самых близких людей, родного дома, подъезда, города, области, то мы не сможем любить и Небесное Отечество. Верный в малом будет верен во многом, говорит Спаситель, а не верный в малом и во многом не будет верным (см.: Лк. 16, 10). Если каждый будет соблюдать правила дорожного движения, поможет перейти дорогу старушке, покормит голодного, не пройдет мимо несчастного животного и так далее, то в нашей жизни все изменится. Все изменения начинаются в нашем сердце, в нашей душе».

В этот праздничный день архипастырь напомнил, что Матерь Божия, несмотря на то что люди бывают достаточно жестоки друг к другу и беспощадны к своим ближним, все равно изливает на всех Свою материнскую любовь и ждет, когда Ее дети придут в состояние мира, любви и взаимопонимания. «Я от всей души желаю, чтобы мы были благодарными детьми Царицы Небесной, Которой нас вверил Спаситель мира, и тогда в нашей жизни будет все хорошо и никто не будет лишним для нашего сердца. Мы все хотим для себя справедливости. Когда кто-то нас обидел, поступил несправедливо, как нам кажется, мы требуем от Бога справедливости. Но если бы Господь был справедлив, мы, наверное, уже не жили бы на земле. Какая может быть справедливость, когда Спаситель мира, Обетованный Мессия, приходит на землю, а Ему не находится места в гостинице, место находится лишь в хлеву! Создатель мира родился на скотном дворе — для Бога не нашлось места на земле и в человеческом сердце. А за то, что исцелял, воскрешал людей, Спаситель умирал оклеветанный, казненный, как последний разбойник и отъявленный преступник. Какая же тут справедливость? Мы хотим справедливости, а Господь не справедлив — Он милостив».

«Молебен возле Троицкого собораГосподь изливает любовь на каждого из нас и ждёт отзыва, потому что каждому Он дал Свой образ, Свое подобие и свободную волю. И она остается свободной, несмотря ни на какие обстоятельства. Мы должны эту волю использовать во благо души. Давайте же помнить, что мы призваны к вечной жизни, не только пожить здесь несколько десятков лет и закончить свое существование, а продолжить его в вечности, в ином бытии. И от того, как мы эти годы, месяцы проживем, зависит наша участь в вечности. А еще нужно помнить, что у нас есть такая Заступница, Царица Небесная, для Которой всегда радостно, когда мы не только Ее просим, но и Ее благодарим. Видно, что ту молитву, которую мы сейчас пели — "Царице моя преблагая…" — практически каждый из присутствующих знает наизусть, потому что мы чувствуем ответ материнской любви. От всей души желаю, чтобы каждый из нас был благодарным сыном — или дочерью — Пречистой Матери, который не только все время просит — "дай", "пошли", "помоги", но и благодарит. Каждый родитель знает, насколько приятно, когда у него растут благодарные дети. Давайте же будем благодарными детьми, и пусть покров Божией Матери простирается над каждым из нас, над нашей страной. Будем просить Пресвятую Деву, чтобы Она ниспослала долгожданный мир и благоденствие нашей родине», – заключил владыка Игнатий.

За богослужением было возглашено многолетие. По окончании молебна верующие приложились к Казанской иконе Божией Матери и другим святыням Троицкого собора.

В крестном ходе приняли участие более 11 тысяч человек.

 

Божественная литургия в монастыре 

Крестный ход 

 

 

ДЕНЬ СПАСЕНИЯ ОТЕЧЕСТВА

Казанская икона Божией Матери4 ноября — 410-я годовщина со дня избавления Москвы и России от польской интервенции. 15 лет в истории России (с 1598 по 1613 г.), названных потом Смутным временем, вместили в себя так много событий, что в истории любого другого государства их с лихвой хватило бы на добрую сотню лет.

«Никогда Россия не была в столь бедственном положении, — отмечал известный русский писатель начала XIX в. Михаил Загоскин в своем романе «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», — как в начале XVII столетия: внешние враги, внутренние раздоры, смуты бояр, а более всего совершенное безначалие — все угрожало неизбежной погибелью земле Русской».

И как всегда, в самых тяжелых жизненных обстоятельствах обратился русский человек к Богу, «чтобы Он пощадил останок рода христианского». Начался беспримерный религиозный подъем всего народа. Иерархи Русской Церкви, многие из которых погибли от рук поляков, но не предали веру своих отцов, показывали пример служения Родине. Это архиепископы Феоктист Тверской, Иосиф Коломенский, Сергий Смоленский, епископы Галактион Суздальский, Геннадий Псковский, Феодосий Астраханский, преподобные Галактион Вологодский, Евфросин-прозорливец Синозерский, Иринарх-затворник Ростовский и оставшиеся безымянными многие и многие монахи и священнослужители.

По всей России набатом разносился голос патриарха Ермогена, «несокрушимого столпа Православия»: «Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими; какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу!» (ноябрь 1609 г.).

После мученической смерти 80-летнего русского патриарха в заточении у поляков в Кремле в феврале 1612 г. его дело по возрождению национально-патриотического сознания русских людей продолжила обитель преподобного Сергия. Ее архимандрит Дионисий (Зобниновский) и келарь старец Авраамий (Палицын) призывали: «Всем православным христианам [надо] стать сообща против вечных врагов Креста Христова — польских и литовских людей. Бога ради, поспешите в Москву на сход»; «…постоять за благочестие и Отечество крепко и мужественно». Эти послания оказывали на людей сильнейшее воздействие. Пришло время долгожданного перелома…

Сказалась и Божья помощь: из уст в уста передавались рассказы о чудесных видениях и явлениях Богородицы, зафиксированные потом в летописях. Так, нижегородскому торговцу мясом, земскому старосте Кузьме Минину-Сухоруку явился преподобный Сергий Радонежский и повелел «разбудить спящих». В этом бесспорном факте (открытом Мининым на исповеди), думается, кроется ответ на вопрос, как один простой человек смог организовать народные массы. Без сомнения, то был Божий Промысл — ведь еще апостол Павел сказал: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13). Ближайшим помощником Минина стал нижегородский протопоп Савва.

Пламенный призыв Минина: «Станем за святую Русь, за Дом Пречистой Богородицы! Продадим жен и детей, но освободим Отечество!» — нашел отклик не только у нижегородцев. Вскоре свои рати и казну прислали Коломна, Рязань, Казань и другие русские города. Второе народное ополчение, составившееся, по словам летописца, из «последних людей от земли», возглавил 35-летний князь Дмитрий Михайлович Пожарский, участник Первого русского ополчения. Минин заведовал казной (кстати, Минин — не фамилия, а отчество Кузьмы Минича Сухорука: простолюдины не имели фамилии, и Минин — значит «Минич», «Минин сын»). Духовным руководителем ополчения стал митрополит Кирилл Ростовский.

20 августа 1612 г. русские войска подошли к Москве. «Возглавлял» ополчение чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери, обретенный всего 30 лет назад и подаренный Пожарскому казаками. Задачи, стоявшие перед русскими, были наитруднейшие: надо было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город, отразить атаки свежих польских полков, усмирить буйство и бесчиние казацких отрядов и воровского воинства Первого ополчения, остававшихся с того времени в столице. К тому же в русском ополчении не хватало оружия и продовольствия, да и военачальники зачастую не находили взаимопонимания...

Осада Китай-города продолжалась уже два месяца. Русские теряли уверенность в своих силах, сомневаясь в возможности захвата каменной твердыни — надежды на освобождение Москвы становилось все меньше. Казалось, что дух русского воинства сломлен. В столь горестном положении оставалась лишь одна надежда, — на помощь свыше — и опять обратились русские люди к Царице Небесной: отслужили торжественный молебен перед Ее чудотворным Казанским образом и наложили на себя строгий трехдневный пост. Князь Пожарский дал тогда обет: в случае дарования победы русскому воинству построить храм в честь Казанской иконы Божией Матери и украсить икону драгоценным окладом.

И небесная помощь не замедлила явиться — Богоматерь простерла Свой милостивый покров над Русской землей. Греческому архиепископу Арсению Елассонскому, которого поляки удерживали в плену в Кремле, явился преподобный Сергий Радонежский и предрек: «Предстательством Богоматери суд об Отечестве нашем преложен на милость — завтра же Москва будет в руках осаждающих, а Россия спасена».

Эта невероятно-радостная весть проникла в ряды ополченцев. Их сердца преисполнились таким мужеством и отвагой, что на следующий день, 22 октября (4 ноября по новому стилю), с упованием на помощь Заступницы Небесной, русские устремились на поляков — Китай-город был взят! А еще через три дня поляки, потерявшие всякую надежду удержать Кремль, сами сдали его русским. Благодарность русских людей к Заступнице Небесной не знала границ… Была зафиксирована она и в летописи: «Иконою Казанскою Пресвятой Богородицы 22 октября была первовзята круглая башня Китай-города».

А через три дня, в воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, крестным ходом направились в Кремль, неся Казанскую икону Божией Матери. На Лобном месте крестный ход был встречен вышедшим навстречу из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, «бывшую в плену» у поляков. Так встретились две русские святыни! В Успенском соборе Кремля было совершено богослужение, и все русские люди в сердечной радости воссылали благодарение Богу и Его Пречистой Матери за избавление от бедствий.

В торжественные дни венчания на царство нового русского государя Михаила Федоровича Романова (22 февраля 1613 г.) оба великих мужа — Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин — были вознаграждены за свой подвиг во славу Отчизны: первый был пожалован в боярство, второй — в думные дворяне (отчество — Минин — теперь стало фамилией). В память столь чудесного заступничества Царицы Небесной было установлено ежегодное празднование Казанской иконы Божией Матери: в день ее обретения — 8 июля (21 июля по н. ст.) и в день избавления Москвы от поляков — 22 октября (4 ноября по н. ст.).

А слово свое боярин Пожарский сдержал: в 20-х годах XVII в. при его деятельном участии на Красной площади был воздвигнут первый деревянный Казанский храм, куда им собственноручно и была перенесена та самая Казанская икона Божией Матери, хранившаяся в его усадьбе на Лубянке.


У Казанской Божьей Матери

У Казанской Божьей Матери
Тихо теплются огни.
Жены, дочери и матери
К Ней приходят в эти дни.

И цветы к Ее подножию
Ставят с жаркою мольбой:
«Матерь-Дева, силой Божией
Охрани ушедших в бой.

Над врагом победу правую
Дай защитникам Руси,
Дай сразиться им со славою
И от смерти их спаси.

На Кресте Твой Сын Единственный
За любовь Свою страдал,
И Его глагол таинственный
К этим битвам Русь позвал.

Мы воюем за спасение
Братьев — страждущих славян.
Мы свершим освобождение
Подъяремных русских стран.

С кем враждует Русь лучистая —
Враг и Сына Твоего.
Дай же, Дева, дай, Пречистая,
Нашей силе торжество!»

У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд.
Жены, дочери и матери
Перед Ней с мольбой стоят.

Стихи Сергея Городецкого
1915 г. (второй год Первой мировой войны)

По материалам статьи Ольги Глаголевой
http://pravoslavie.ru/

Просмотров: 875  

S5 Box

Патриархия  Православие и современность