Требы
Воскресенье, 24 Сентябрь 2023 11:19

Неделя 16-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Попразднство праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Память преподобного Силуана Афонского

24 сентября, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, попразднство Рождества Пресвятой Богородицы, совершается память преподобного Силуана Афонского, Боговидца и пламенного молитвенника за весь мир, ярчайшего светильника Святой Горы Афон в XX веке.

Преподобный в воздержании и молитвенном подвиге достиг таких духовных высот, что прозревал человеческие судьбы, открывая тайны душ. Своим последователям он оставил писания о сущности христианской жизни и монашеского делания, переведенные на многие языки и получившие большую известность.

В нашем монастыре есть икона преподобного Силуана Афонского, написанная на Святой Горе.

В воскресный день праздничную Божественную литургию совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Вадима Козлова и иерея Олега Артеменко. Перед началом богослужения был отслужен молебен всем святым с водосвятием.

На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Неделю 16-ю по Пятидесятнице совершил иерей Александр Мурылёв.

 

 

СТАРЕЦ СИЛУАН АФОНСКИЙ. ГОРЕНИЕ ЛЮБВЕ НЕУГАСАЮЩЕЕ

«Радуйся, отче Силуане, в молитве за мир горение любве неугасающее».
(Из акафиста прп. Силуану Афонскому)

Икона преподобного Силуана Афонского, монастырьИзбранник Божий, покоряющий мятущиеся сердца, известен сегодня всему православному миру. Душа смиряется в прах перед его святостью, забывая всё земное, наполняется покоем, радостью и молится вместе с ним. Его простота общения с Господом и детская евангельская вера умиляют. Но за этим стоит титанический полувековой подвиг.

Преподобный Силуан Афонский — новый Боговидец и великий молитвенник за весь мир, «онебесивший гору Афонскую в ХХ веке и показавший в ней житие ангельское», родился в 1866 году в России, в селе Шовском Лебедянского уезда Тамбовской губернии, в семье крестьянина Ивана Антонова. Семья была большая: отец, мать, пятеро сыновей и две дочери. Младенца крестили в деревенской церкви Рождества Христова и нарекли Симеоном. Родители занимались нелегким крестьянским трудом и жили относительно безбедно. Они были страннолюбивы, нередко предоставляли кров и пищу нуждающимся. С младенчества Симеона воспитывали в православной вере.

Уже будучи схимонахом на Святой Горе Афонской, Силуан вспоминал, насколько благочестивым человеком был его родитель: «Я в меру отца моего не пришел. Он был совсем неграмотный, но был кроткий и мудрый человек. Вот такого старца я хотел бы иметь; он никогда не раздражался, всегда был ровный».

В школе Симеон учился немного, всего два года, потом стал помогать семье по хозяйству. Он вырос, стал крепким и очень сильным человеком. Почувствовав в себе горячую любовь к Богу, Симеон начал усердно, с плачем, молиться и решил принять монашество. Но намерение уйти в Киево-Печерскую лавру он отложил, не смея ослушаться отца, который велел ему сперва пройти военную службу.

Служил Симеон в Саперном батальоне лейб-гвардии в Санкт-Петербурге под командованием генерала Серебрякова. В армии его любили как исполнительного солдата; он был спокойного характера и хорошего поведения, и товарищи знали его как верного друга.

По окончании службы будущий преподобный отправился к праведному Иоанну Кронштадтскому за благословением ехать на Афон. Не застав отца Иоанна, Симеон оставил ему записку: «Батюшка, хочу пойти в монахи; помолитесь, чтобы мир меня не задержал». После армии Симеон пробыл дома только одну неделю и отправился на Святую Гору.

На Святой Горе Афон

Уже осенью 1892 года Симеон Иванович Антонов приехал на Святую Афонскую Гору. Его встретили большие и малые кресты, венчающие зеленые купола колокольни, храмов и крыш Русского Пантелеимонова монастыря. «Место безмолвия, тайнозрения, подвижничества». Эти слова с древних времен закрепились за Афоном — свидетелем высоких аскетических подвигов устремленных к Богу душ. Сюда и поступил послушником Симеон. Позже он напишет: «Иное дело — веровать в Бога, а иное дело — знать Бога».

В то время Русский монастырь на Афоне насчитывал около двух тысяч насельников. В конце XIX века в обители было пять больших и 13 малых храмов. Все многочисленные монастырские здания и хозяйственные постройки представляли собой чуть ли не целый город.

Первое послушание и явление Спасителя

Мельница в Пантелеимоновом монастыре на АфонеМногие сотни паломников постоянно прибывали из России и подолгу жили в монастырских гостиницах. Работы у послушников было много. Первым трудовым послушанием Симеона стала работа на мельнице.

Преподобный целый день один носил 50-килограммовые мешки на третий этаж мельницы и засыпал зерно в жернова.

Здесь, на мельнице в церкви святого пророка Илии, направо от царских врат, где находится местная икона Спасителя, во время вечерни послушник увидел живого Христа. «Господь непостижимо явился» молодому послушнику, и всё существо, и самое тело его исполнилось огнем благодати Святого Духа. В момент явления ему Бога Симеон всем своим существом был «извещен», что грехи ему прощены.

После этого события начался новый этап в духовной жизни молодого брата Симеона. Всё было хорошо: и мир великолепен, и люди приятны, и природа невыразимо прекрасна, и тело стало иным, легким, и сил словно прибавилось, и слово Божие радует душу, и ночные бдения в храме и особенно молитвы в келлии наедине стали сладостны. От избытка радости душа жалела людей и молилась за весь мир.

Через некоторое время, в праздничный день, после всенощного бдения в храме, утром, когда брат Симеон прислуживал в общей трапезе, его вторично посетила благодать, подобная по роду первой.

С течением времени память о познанном сохранялась, но мир и радость в чувстве и сердце умалялись, а на смену им приходили недоумение и боязнь потери... Через четыре года после поступления в обитель, в 1896 году, Симеон был пострижен в мантию с именем Силуан.

«Держи ум свой во аде и не отчаивайся»

Старец Силуан АфонскийСо дня явления ему Господа монах Силуан вел жесточайшую борьбу со страстями, стремясь сохранить чистоту ума и сердца. В одну из таких мучительных ночей, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не удавалось, Силуан, вставая с табурета для поклонов, увидел перед собой фигуру беса, ставшего впереди икон и ожидавшего поклона себе.

Отец Силуан снова сел на табурет и с болью в сердце воззвал к Богу: «Господи, Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?» И Ответ Божий был: «Гордые всегда так страдают от бесов». «Господи, — молился Силуан, — научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа?» И Господь сказал ему: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся».
После этого откровения монах Силуан твердо стал на духовный путь. С того дня его любимой песнью стало: «Скоро я умру, и окаянная моя душа снидет в тесный черный ад, и там один я буду томиться и плакать по Господе: "Где Ты, свет души моей? Я не могу жить без Тебя"». Но даже этот огненный путь оказался некратким. Пятнадцать лет он продолжал плакать сердцем, страдая, когда умалялась от колебаний изменчивой человеческой природы благодать Божия. И так, пока не получил силу одним мановением ума, никак не выраженным внешне, отражать то, что раньше тяжело поражало его.

В Старом Русике. Уединение

Келья преподобного  Силуана Афонского на Старом РусикеПо мере того как возрастали благодатные посещения по силе своей и продолжительности, возрастала в душе Силуана благодарность Богу: «О Господи, как же Тебя благодарить за эту новую неисповедимую милость: невежде и грешнику Ты открываешь тайны Свои. Мир погибает в оковах отчаяния, а мне, последнему и худшему всех, Ты открываешь вечную жизнь. Господи, не могу я один, дай всему миру познать Тебя».

Постепенно в молитве его начинает преобладать скорбь о мире, не ведающем Бога. «Молиться за людей — это кровь проливать», — говорил старец, Духом Святым наученный любви Христовой.

«Мир стоит молитвою, а когда ослабеет молитва, тогда и мир погибнет», — говорил отец Силуан. «Ради безмолвия и уединения» он «выпросил» у игумена благословение уйти в скит Старый Русик.

Скит расположен в горах, на высоте приблизительно 250 метров над уровнем моря, к востоку от монастыря и на расстоянии часа и десяти минут ходу. Там был установлен более строгий постнический режим, чем в монастыре. Место это пустынное, безмолвное, и потому туда стремились монахи, желавшие большего уединения ради «умного делания» молитвы Иисусовой.

На юго-востоке от братского корпуса до сих пор сохранилась выстроенная здесь преподобным Силуаном и обветшавшая ныне «калибка». Это обыкновенная хижина, называемая сегодня афонскими иноками «монашеским домиком».

Судя по описаниям ученика преподобного, отца Софрония (Сахарова), старец Силуан на Афоне не только молился, но и «косил сено, рубил лес, заготавливал себе дрова на зиму».

В коротких перерывах между молитвами и послушаниями старец «с большим чувством красоты смотрел на облака, на море, на горы, леса, на отдельное дерево». Он останавливался «на созерцании видимой красоты и слова Божия в ней».

Одной из особенностей монашеской молитвы святогорцев является бодрствование во второй половине ночи и богослужения, продолжающиеся всю ночь (всенощные бдения) по важнейшим праздничным дням. Крепкий физически преподобный Силуан спал мало — от полутора до двух часов в сутки, да и то урывками. В 1911 году его постригли в великую схиму.

На послушании эконома

Неизвестно, как долго пробыл он в Старом Русике и когда по благословению духовника возвратился в общежительный монастырь. Здесь преподобному Силуану поручили послушание монастырского эконома. Под его началом оказалось около 200 человек.

Он был человек удивительно нежного сердца, умиленной любви, чрезвычайной чуткости и отзывчивости на всякую скорбь и страдание. Обойдя мастерские, старец уходил в келлию плакать «о народе Божием».

Постоянный, глубокий духовный плач его сердца, болевшего за рабочих, возрастал до Адамова плача за весь погибающий мир. «Господу всех жалко», — говорил исполненный Духа Христова преподобный.

Севернее Преображенского корпуса обители были выстроены помещения с кельями в несколько этажей для тех насельников, кто трудился в расположенных тут же кожевенной, слесарной, кузнечной и других мастерских. Считается, что здесь же, на втором этаже, жил и преподобный Силуан. В 30-е годы и до своей кончины старец проходил послушание в продовольственном магазине.

После революции 1917 года монастырь, особенно в 20–30-е годы, испытывал значительные материальные затруднения. Почти все его мастерские и промыслы, в том числе больница, пришли в упадок. Из-за скудости в деньгах и частых болезней число братии постепенно убывало, в год умирало до 50 человек, а число русских иноков на Афоне уменьшилось до 215 человек.

Но именно в это время расцвел в обители дивный духовный цветок — преподобный Силуан, восшедший на высоту бесстрастия и чистой любви к Богу и ближнему.

Книга «Старец Силуан»

В 1930 году со старцем Силуаном познакомился 34-летний монах Софроний (Сахаров), ставший духовным сыном и сотаинником преподобного. В 1932 году отец Софроний стал иеродиаконом, а в 1941 году — иеромонахом.

Перед своей кончиной преподобный Силуан передал отцу Софронию сделанные им записи, которые после значительного редактирования стали основой самого известного творения отца Софрония — книги «Старец Силуан».

Книга «Старец Силуан» во многом способствовала канонизации преподобного Силуана Афонского в 1987–1988 годах. Несмотря на небольшое количество сведений о внешней жизни святого, отцу Софронию удалось отобразить духовный образ старца Силуана — «богослова в смысле — боговидца и боговедца».

Праведная кончина схимонаха Силуана

Ковчег с честной главой преподобного Силуана АфонскогоСтарец Силуан преставился в 2 часа ночи 24 сентября 1938 года в монастырской больнице. В 30-е годы прошлого века больничное помещение представляло собой «большую залу, разделенную простенком на две половины».

Здесь, «во второй, задней половине, со стороны окон, обращенных к морю, углы отделены от общего помещения тонкими стенками, образовывая две маленькие комнатушки». Схимонах Силуан скончался в нижней палате — «правой комнатушке» на первом этаже, предоставленной ему заведовавшим больницей монахом-«доктором» Фомой.

Причины и сама болезнь преподобного Силуана точно не установлены. Известно, что он уже бывал в этой больнице, когда однажды сильно заболел гриппом. А в последние годы своей жизни старец Силуан долго болел. Он страдал от ревматизма и «мучительных головных болей», как рассказывает об этом архимандрит Софроний.

Прогрессирующие болезни дали о себе знать за девять дней до кончины — 15 сентября, в то самое время, когда старец находился на послушании в магазине. Зашедший к нему отец Софроний, увидев страдальческое лицо старца, посоветовал ему срочно лечь в больницу. Старец сначала возразил, сославшись на то, что в ней «народ», но вот если бы ему определили отдельную комнатку, то он и согласился бы. Больному нашли место в нижней палате.

От начала болезни до своей кончины преподобный Силуан молчал, и часто посещавший его отец Софроний не беспокоил больного никакими вопросами. Никто в течение последующих нескольких дней не выяснял, что за состояние было у старца, но как тяжелобольной он, по монастырскому обычаю, ежедневно причащался.

В понедельник 19 сентября над отцом Силуаном было совершено Елеосвящение (Соборование). Когда через несколько дней его состояние резко ухудшилось, к старцу пришел духовник — иеросхимонах Сергий и прочитал над больным умилительный канон.

Тихим и ясным голосом отец Силуан говорил, что чувствует себя хорошо. После чтения канона Божией Матери и отходной монахи простились «до утра». Зашедшего в полночь больничара старец спокойно спросил, началась ли утреня. Она в больнице вычитывается значительно быстрее, чем в соборе.

Когда через полтора часа после чтения утрени к старцу зашел иеромонах Николай, то нашел его уже скончавшимся. «Никто, — пишет в своей книге отец Софроний, — не слышал его кончины, даже те, кто лежали близко к нему. И так тихо отошел он к Богу».

Погребение старца Силуана

Новопреставленного старца Силуана, как и всех других усопших иноков, в тот же день похоронили по афонскому обычаю. Прожившего 46 лет в монастыре и занимавшего в нем ответственные послушания старца отпевали «собором». После вечерни тело перенесли в кафоликон — главный монастырский храм великомученика и целителя Пантелеимона, где наместником иеромонахом Иустином был совершен уставной чин монашеского отпевания.

Затем старца Силуана перенесли на носилках на монастырское кладбище и примерно в 16 часов опустили в могилу при пении заключительной литии и «вечной памяти». По установленному обычаю для предохранения от повреждений над головой усопшего в могиле укрепили плиту. Тело засыпали землей и на образовавшемся холмике поставили простой деревянный крест.

По монастырским правилам три года имя усопшего старца ежедневно поминалось на проскомидии, а затем его внесли в специальную книгу — «Помянник», называемый на Афоне Куварасом. Такие поминальные книги, читаемые в заупокойные субботы, содержат имена всех усопших монахов обители. Также в течение 40 дней после кончины схимонаха Силуана в монастыре ежедневно благословлялось коливо в память о новопреставленном. Кроме того, по монастырскому обычаю, монахи прочитывали об упокоении его души «одни четки» (то есть повторяли до 300 раз молитву Иисусову по своим четкам).

Прославление святого

Сохранились свидетельства, что после мирной кончины преподобного Силуана стали происходить чудеса от его мощей. Близкий нам по времени старец Силуан, которого называют «ветвью масличной от корене земли Российския», был прославлен в лике преподобных через 50 лет после своей кончины.

В Покровском храме Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне можно приложиться к мощам святого. Честная глава преподобного Силуана Афонского покоится в небольшом серебряном ковчеге на отдельном аналое между иконостасами Покровской и Александро-Невской церквей. На открытой крышке ковчега помещено изображение старца, молитвенно обращенного ко Господу.

24 сентября, день преставления святого, отмечается в Свято-Пантелеимоновом монастыре теперь как панигир (один из главных праздников обители). Совершается торжественное всенощное бдение продолжительностью около 10 часов.

Обычно оно начинается накануне вечером, а заканчивается на рассвете. Литургия служится как в Покровском храме, так и в освященном в 2000 году параклисе преподобного Силуана Афонского, расположенном вне монастыря — «на старой мельнице», где он нес первое свое послушание.

В Пантелеимонов монастырь как приходили, так и приходят письма, свидетельствующие о небесном покровительстве преподобного Силуана за всех тех, кто обращается к нему с молитвой.

О преподобне отче Силуане, ныне ты живешь на небесах и видишь Господа, Которого возлюбила душа твоя еще на земле. Просим тебя: молись за нас, чтобы и мы возлюбили Господа и приносили покаяние, которому радуется Господь. Аминь.

По материалам статьи «Горение любве неугасающее…»
https://obitel-minsk.ru/

Просмотров: 286  

S5 Box

Патриархия  Православие и современность