Требы
Четверг, 03 Август 2023 09:45

Обретение мощей благоверной великой княгини Анны Кашинской

3 августа Православная Церковь молитвенно чтит память великой святой княгини Анны Кашинской, в этот день были обретены ее святые мощи.

Житие святой Анны Кашинской являет пример достижения смирения через терпение, принятие житейских испытаний и посвящение себя служению Богу и людям. Ей выпала труднейшая судьба, но все беды и горести она переносила с истинно христианским смирением, не уступив сомнениям и соблазнам «мира сего». И даже после смерти, когда великая княгиня Анна была признана святой, ее почитание прекратилось из-за церковного раскола и человеческой немощи. Но, несмотря на все испытания, правда Божия восторжествовала. Мощи святой Анны были вновь обретены, и она снова стала почитаемой святой Церкви Христовой.

«О, преподобная и преблаженная мати Анно! Молися присно Христу Богу нашему даровати людем православным на враги победы и одоление, и миру умирение, и всей Российстей земли великое утверждение, нам же грехов оставление и жития исправление, да тако Небеснаго Царствия наследницы будем…» (Акафист преподобной великой княгине Анне Кашинской)

Великая княгиня Анна Кашинская является небесной покровительницей нашего монастыря, в её честь освящен второй придел в Алексиевском храме. В обители имеется икона с частицей мощей святой, послужившей Господу и на княжеском престоле, и в ангельском чине.

Накануне престольного праздника игумен Пимен (Хеладзе) совершил всенощное бдение, на котором пелся акафист святой благоверной княгине Анне Кашинской. 3 августа была совершена праздничная Божественная литургия. По окончании богослужения было совершено славление.

 

 

СВЯТАЯ ЖЕНА СВЯТОГО МУЖА.
УРОКИ БЛАГОВЕРНОЙ КНЯГИНИ АННЫ КАШИНСКОЙ

Икона святой благоверной великой княгини Анны КашинскойСегодня память великой княгини инокини Анны Кашинской. Сказано: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Но на нее нападки продолжались и после смерти...

Святая благоверная княгиня Анна, дочь великого князя Ростовского Димитрия Борисовича, родилась в XIII веке в городе Кашине, входившем в Ростово-Суздальское княжество. Она возрастала в атмосфере благочестия, с детства прилежала молитве, приобрела навыки рукоделия, – ее духовным наставником был святитель Игнатий, епископ Ростовский.

Ее кроткий, смиренный нрав, ум и природная красота, которая усугублялась «красотою кроткого и молчаливого духа», привлекли внимание тверской княгини Ксении, которая пожелала видеть ее супругою своего сына, тверского князя Михаила, впоследствии благоверного князя-мученика.

И она стала добродетельной супругой и матерью пятерых детей. Вместе с князем они отличались христианскими добродетелями, были щедрыми благотворителями, утешали странников, помогали нуждающимся, убогим.

Князь Михаил принял мученическую кончину в Орде в 1318 году, и его благоверная супруга, предвидя эту телесную смерть, не отговаривала своего любимого мужа от скорбного пути, но, напротив, вдохновила его на подвиг и увещевала не отрекаться от Христа перед лицом самых лютых мучений.

И в этом она уподобилась Соломонии, матери ветхозаветных мучеников Маккавеев, святой мученице Софии, матери Веры, Надежды и Любови, матери святого мученика Пасикрата, святой мученице Наталии, которые видели счастье своих близких не в мирском довольстве и наслаждениях, но в страданиях за Христа, ведущих к Блаженной Вечной Жизни.

Люди, не сподобившиеся такого духовного опыта, желают своим близким родственникам не мученической кончины, но только лишь телесного здоровья, светского преуспеяния, мирских радостей и утешений, отвлекающих от Единого на потребу. Поэтому Господь и говорит: «враги человеку – домашние его» (Мф. 10:36).

И когда благоверная княгиня Анна потеряла своего любимого супруга, то не пожелала вновь вступать в брак, но приняла иноческое пострижение, а впоследствии и великую схиму и провела остальную жизнь в женских иноческих обителях, погруженная в непрестанную молитву.

Анна удалилась в Тверской Софийский монастырь, где приняла постриг с именем Ефросинии. Затем, переселившись в Кашинский Успенский монастырь, постриглась в схиму с именем Анна.

2 октября (15 октября по новому стилю) 1338 года она мирно отошла ко Господу.

Сыновья святой Анны повторили исповеднический подвиг отца: Димитрий (Грозные Очи) был убит в Орде в 1325 году, а Александр, князь Тверской, вместе с сыном Феодором – в 1339 году.

Между тем непрестанная молитва святой Анны не прерывается и по ее кончине. Чудеса при ее гробе начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. Святая княгиня явилась пономарю Успенского собора Герасиму и сказала, что она молит Спасителя и Пресвятую Богородицу об избавлении города от иноплеменников, после чего литовцы отступили.

Как при жизни она отличалась состраданием и молитвой о народе, претерпевающем горести и беды, так и по смерти она оберегала город Кашин от несчастий – например, от пожаров, которые там быстро прекращались. Кашин ни разу не был взят неприятелем во время нашествия поляков, а при вторжении Наполеона он был избавлен от разорения французами. В 1848 году во время холеры мор прекратился после крестного хода по городу с иконой святой Анны.

На Соборе 1649 года было постановлено открыть ее мощи для всеобщего почитания и причислить благоверную княгиню Анну к лику святых Русской Церкви.

В Евангельском чтении, посвященном преподобным женам, содержится притча о десяти девах. В ней говорится, что мудрые девы встречают приход Жениха с елеем в своих светильниках, а юродивые, то есть неразумные девы встречают Жениха с сосудами, в которых нет елея, и эти светильники не горят. Что это значит?

Это – возвращение Бога, Божественной энергии в сердце человека, которое есть обретение Царства Небесного внутрь нас. И это делает сердце горящим светильником, в котором горит огнь Божества, Блаженной Вечной Жизни.

И в конце этого чтения Господь говорит: «Итак, бодрствуйте, ибо не знаете ни дня, ни часа, в который Сын Человеческий приидет» (Мф. 25:13).

Спаситель призывает своих учеников – как апостолов, так и всех следующих Его учению, то есть христиан, бодрствовать и молиться. Ибо не знаем мы ни дня, ни часа кончины – ни своей, ни общей кончины мира. Поэтому надо всегда быть готовым. А этой готовности и содействует бодрствование и молитва.

Вспомним, что преподобный Серафим, любивший молиться с зажженной свечой в руках, и даже с пучком свечей, почил именно с горящей свечой. И от этого произошел пожар, засвидетельствовавший, что кончина последовала среди молитвы. Да и само положение тела свидетельствовало об этом.

У Анны Кашинской, как и у некоторых других святых, персты после кончины так и остались сложенными для крестного знамения, что также является знаком моления в час смерти.

История деканонизации и повторной канонизации Анны Кашинской как бы подчеркнула и запечатлела этот важный момент – законников смутило именно двоеперстие, которое было принято в Русской Церкви при жизни благоверной княгини. На этом основании и в связи с обострением старообрядческого раскола в 1677 году патриарх Иоаким поставил вопрос на Московском Соборе об упразднении почитания благоверной княгини в лике святых.

…Преподобному Серафиму и Анне Кашинской посвящены центральные алтари кладбищенского храма в Донском монастыре (на верхнем и нижнем этажах). А храм на кладбище, на погосте, призван располагать душу к размышлению о смерти и вечности.

Этот храм был построен сразу после прославления в лике святых преподобного Серафима и повторной канонизации Анны Кашинской в 1909 году. И преподобный Серафим, и Анна Кашинская были прославлены по инициативе императора Николая II.

Все это произошло как раз накануне нашей грандиозной катастрофы, – богоборческой смуты, предводители которой отвергли Краеугольный Камень – Всеведущий и вездесущий Разум Божий, поставив на его место падший человечески рассудок и вознамерившись с его помощью построить на земле всеобщее благоденствие.

Сегодня мы знаем о крахе этого безумного и несбыточного проекта.

Господь посредством этого деяния царя-мученика указывает нам путь истинный – не призрачное царство земного благоденствия, неосуществимое в мире, в котором неизбежны болезнь, старость и смерть, но реальное Царство Небесное, «идеже несть болезнь, печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная», должно стать нашей целью. И достигается оно бодрствованием и молитвой, чему как раз учит нас пример преподобного Серафима и благоверной княгини Анны Кашинской.

Да и сам царь-мученик, отказавшись от царства земного, наследовал именно Царство Небесное, блаженное и вечное, к которому стремится каждый христианин.

Гуревич Валентин, Иеросхимонах
Московский Донской монастырь

Просмотров: 266  

S5 Box

Патриархия  Православие и современность