Требы
Четверг, 25 Май 2023 08:14

Праздник Вознесения Господня

25 мая, в сороковой день по Воскресении Господа Иисуса Христа, совершается праздник Вознесения Господня. Через Вознесение падшее человеческое естество возводится Христом от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни – на Небо.

«О, как радостна эта причина Вознесения Господня! Он вознесся на Небо для того, чтобы широко раскрыть для нас двери небесные, отставить их прочь для нашего беспрепятственного восхождения на Небо. Отверзи же нам, Господи, отверзи двери милосердия Твоего…» (Святитель Димитрий Ростовский).

Своим Вознесением Господь стал еще ближе к верующим, ибо Он ныне находится на земле не только Своим Божеством, но и Прославленным Телом в великом таинстве Евхаристии, в котором все верующие приобщаются Его Тела и Крови.

Божественную литургию в обители совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Сергия Постнова. По окончании Литургии было совершено славление, освящено коливо.

На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Праздник Вознесения Господня совершил иерей Александр Мурылёв.

 

Фотогалерея

  

НА ПРАЗДНИК ВОЗНЕСЕНИЯ

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Вознесся еси во славе Христе Боже наш,
радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа,
извещенным им бывшим благословением,
яко Ты еси Сын Божий, избавитель мира


Вознесение Господне, иконаДорогие наши, вникнем ныне в тайну Божия смотрения праздника Вознесения Господня. После великого события Христова Воскресения забылась скорбь, пережитая на Голгофе. Их Учитель, их надежда и упование снова с ними, и уже ничто не разлучит их от Его любви. За сорок дней уверившиеся в истинности воскресения Его человеческой природы, сердца учеников ликовали пасхальной радостью: «где твое, смерти, жало, где твоя, аде, победа?» Но вот опять они слышат от Воскресшаго слова о предстоящей им разлуке: «се оставляю мир и иду к Отцу» (Ин. 16, 28).

С прискорбием восходили апостолы на Елеонскую гору. Вновь Господь говорил им о разлуке. Мгла скорбного недоумения и смятение помыслов вновь обступили их. Почему Всесильный и Всемогущий Учитель, так необходимый слабым людям, не остается видимо пребывать на земле после Своего воскресения? Кто ответит им на их вопросы, кто рассеет мрак неведения, кто утешит и научит? Зачем опять в бушующем житейском море быть без верного кормчего? Сколько невысказанных вопросов порождалось в сердцах учеников.

Так, дорогие мои, скорбь и радость шествуют по жизни за человеком. Радость обретения и скорбь по утрате. Но как часто именно в недрах скорби зачинается и вызревает истинная чистая богодарованная радость жизни. Но кто из земнородных мог тогда знать пути Господни, кто и теперь, имея от Бога это знание, безропотно, с радостью принимает пути промысла Божия о себе?

Сын Божий и Сын человеческий принес на землю тайны Царства Небесного, но говорил Он о том, что опытно не было познано человеком. За давностью времени реалии райской жизни, ведомые нашим прародителям, стерлись из сознания людей, и отголоски прежних знаний воспринимались как сказки. А Иисус Христос постепенно возвращал человечеству знание о Царстве Небесном, о вечной жизни, что ждет их за гранью земного существования. Но слова и понятия эти плохо проникали в сердца. Даже тайну Своего божества, которую Господь зримо показал Своим Воскресением из мертвых, приняли не сразу. Но вот являлась новая тайна, которая преложила скорбь апостолов на радость. Вознесение Христово! «Когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо». Так кто же, кроме самого Христа Господа, прошедшего небеса, скажет нам о великой и спасительной цели Вознесения. «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесех» (Ин. 3, 13).

Так, чтобы для себя вполне уяснить тайну вознесения Христова, зададим сами Господу вопросы, невысказанные апостолами, но порождаемые и нашим пытливым духом. Веруем и мы несомненно, что по обетованию Своему Господь невидимо, как Бог, пребывает с нами во вся дни до скончания века. Но почему нужно было, по принесении крестной жертвы за грехи мира и по воскресении из мертвых, не пребывать видимо на земле, а вознестись с плотию на небо? Услышим же, дорогие наши, ответ Господа: «Да не смущается сердце ваше, и да не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня» (Ин. 14, 28). «Лучше для вас, чтобы Я пошел; яко Я буду просить Отца о вас» (Ин. 16, 7, 26).

По слову Господню подобает нам радоваться, ибо он с человеческой плотью вознесся на небо и сидит одесную Бога Отца и ходатайствует о нас пред правосудием Божиим. Умоляемый Им Отец Небесный еще милует нас. Солнце Его сияет и животворит праведных и грешных. Без сего всемощного ходатайства, быть может, не существовал бы и самый мир уже.

Мы же, не ведая спасительных целей происходящего, не скоро внемлем словам Господа, скорбим и мятемся, предаемся безнадежности и унынию. И наше недоумение скоро готовит новый вопрос. Почто Он оставил землю, когда еще много на ней неведущих Бога, которых нужно просветить, уверить, много заблудших, много грешников, которых нужно исправить и обратить к покаянию? Кто сделает все это?

Нет предела терпеливой любви Господа: «когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе», – ответствует нам Он (Ин. 12, 32). Не видим ли мы доселе, как сбывается это слово Господа? Наша молодежь, возраставшая вне понятий о духовной жизни, находит дорогу в Церковь Божию. Недавние гонители в покаянии склоняются пред Евангелием и Крестом, омывая погрязшую в беззакониях совесть. Гордые мудрецы повергают мудрость свою пред проповедью галилейских рыбарей, иногда и сами делаются проповедниками слова крестного. Мы – слабые христиане – среди сует и житейских попечений стремимся к Богу, чтобы у Него черпать силы и умение жить.

Дорогие мои, все это делается силою вознесшегося Христа. Но как бы хотелось и нам быть подобно апостолам – самовидцами Христа. Много опасностей на земле угрожает нам: гонения, бедствия, скорби и соблазны. Кто предостережет и поможет нам без Тебя, Господи?

И опять не остается наш вопрос без ответа: «…Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел: ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 7). «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26). Святой Дух – третья ипостась Божества, податель всех благ и источник духовных дарований, не мог обитать среди растленного грехом человечества.

Жертвенный подвиг Христов и Его восхождение от земли на небо открыли и для Него путь на землю. Христос пошел, свидетельствуя, что есть на земле Его братья, которых надо наставить на всякую истину и освятить нашествием Святого Духа Божия. И сколько благодетельных чудес произошло в роде человеческом с пришествием Утешителя. Его силою в бесплодном по естеству сердце человеческом прозябли плоды добродетелей: любовь, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Его действием умягчаются ожесточенные сердца беззаконников, и им даруется надежда на спасение. «Все же сие производит один и тот же Дух [Святой], разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор. 12, 11). Вот какого всемощного Покровителя и Утешителя даровал Христос Своим последователям по вознесении.

И это Божие обетование исполнено.

Мы знаем опытно присутствие Духа Святого, то блаженное состояние, когда и в скорби нам не тесно, и в радости мы благодарим Бога. Но так же чувствуем по сердечной туге и мраку в душе богооставленность, когда Дух Святой отходит от нас. Но не посетуй на нас, Господи, за очередной вопрос.

Нам было бы еще утешительнее, если бы Ты Сам, сродник наш по человеческому естеству, пребыл с нами, разделяя нашу радость о Дусе Святе. Кто кроме Тебя знает тяготы человеческого жизненного пути и сиротскую долю странников на земле?

«Да не смущается сердце ваше, – слышим мы в ответ. – Веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам» (Ин. 14, 1–2). «Не оставлю вас сиротами; приду к вам. И когда… приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14, 18, 3). Вот и еще более отрадные обещания. В великой славе возшел Христос на небо и вознес Собой человеческое естество в обители Отца Своего, открыв и ему тоже путь от земли к небу. И верим, что когда окончится наше странничество земное, уготованный Самим Христом дом ждет верных в вечности.

Но долго ли нам еще томиться на земле – юдоли плача, где добродетель в тесноте и гонении, где зло торжествует, а любящие Господа страдают? Долго ли ожидать исполнения и этих, таких желанных, обетований? Дорогие мои, подумаем, не для нашего ли блага медлит Господь их исполнением? Не Он ли сказал: «се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, что бы воздать каждому по делам его!» (От. 22, 12) Готовы ли мы-то с вами сегодня, сейчас сказать Ему: «Ей, гряди, Господи Иисусе?» А если не готовы, то будем терпеливо нести данный нам Господом во спасение крест. А из всего сказанного сегодня сделаем для себя вывод. Что не делает Господь наш, все делается для нашего блага. Низшел на землю для нас, принял крестную смерть ради нас и нашего спасения, вознесся на небо, чтобы силою Своей любви и премудрости вознести и нас с Собою.

Вознесение Господне требует и от нас, дорогие наши, духовного подвига, борьбы за святость души. Еще здесь, на земле, необходимо вознесение нашего духа, чтобы воспользоваться великими и славными обетованиями в Троице славимого Господа. Будем постоянно молить Господа: «Возшед на небеса, отонудуже и сошел еси, не остави нас, сирых, Господи: да придет Твой Дух, нося мир мирови».

Аминь.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
По следам Евангельской истории I.
Проповеди от Пасхи до Пятидесятницы.
https://otetsioann.ru

Просмотров: 279  

S5 Box

Патриархия  Православие и современность