21 мая, в шестое воскресенье по Пасхе, Неделю о слепом, воспоминается дарование Иисусом Христом зрения слепорожденному. На примере слепорожденного, исцеленного Иисусом Христом, Святая Церковь представляет образ всякого грешника, который есть слепец от рождения, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3,23), а дарованием чудесного света духовным и телесным очам слепца поучает, что просветитель истинный – один Господь, и только в свете Его можно узреть истинный и спасительный свет.
Также сегодня совершается память апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту.
Божественную литургию в монастыре совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Сергия Постнова. По окончании Литургии было совершен последний в этом году пасхальный Крестный ход вокруг храма.
На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Неделю 6-ю по Пасхе совершил иерей Александр Мурылёв.
ПРОПОВЕДЬ В ШЕСТУЮ НЕДЕЛЮ ПО ПАСХЕ, О СЛЕПОМ
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос воскресе!
Иисус Христос, проходя по Иерусалиму, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии!
Повторим с некоторыми объяснениями слышанное нами евангельское повествование о чудесном даровании Иисусом Христом зрения слепорожденному.
Господь проходил мимо тех врат храма, где находились нищие, ожидавшие подаяния. Среди нищих был один слепой от рождения. Слепец — это несчастный узник среди свободного мира с его бесконечной красотой. Самый ясный день для него — это непроглядная ночь, и он с осторожностью бродит во тьме этой нескончаемой ночи, ощупывая каждый предмет, чтобы не споткнуться и не ушибиться.
Продолжая беседовать с учениками, Господь разъясняет им, что Он на то и послан Отцом Небесным, чтобы совершать дела Божий, дела света, потому что Он Сам есть свет миру. Эту беседу не мог не слышать и слепец. Почему, в самом деле, именно он — слеп, когда вокруг него миллионы зрячих? «Неужели действительно за грехи своих родителей? Или я родился таким во изобличение неверия народов? Не в состоянии я различать, когда ночь и когда день; натерпелись ноги мои от претыкания о камни. Никогда я не видел ни солнца сияющего, ни в человеческом образе Создателя моего. Но молюсь Тебе, Христе Боже: призри на мя и помилуй мя» — такие именно мысли и чувства влагает в его душу Святая Церковь в своем песнопении. И Сердцеведец не томил больше страдальца ожиданием. Он сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам… Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
Дело было ясно, как Божий день. Тот Самый Иисус, на Которого книжники поднимали камни как на богохульника, совершил великое чудо. Оставалось только признать Его, раскаяться в своем ослеплении и воздать славу Богу, сподобившему Свой народ столь великих знамений. Но для этого нужно было книжникам и фарисеям смирить свою гордость, что было слишком тяжело для них, а потому они во что бы то ни стало решили опровергнуть достоверность этого чуда. Они несколько раз допрашивали слепца, чтобы он признал своего Целителя человеком грешным, так что наконец вывели из терпения исцеленного, который им, велеученым книжникам, выразил укорительное наставление, что ведь грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Во избежание затруднения им оставалось одно — прибегнуть к насилию и ругани. «Во грехах ты весь родился, — яростно закричали вышедшие из себя ученые книжники — и ты ли нас учишь?» И выгнали его вон. Вот до чего доводит неверующее упрямство! И как поразительно живописна эта картина, начертанная богодухновеннои рукой святого Иоанна в изобличение упорного неверия, которое не признает даже и того, что видит и осязает!
Услышав об изгнании исцеленного и отлучении его от синагоги, Христос Сам нашел его и подкрепил веру его. «Ты веруешь ли в Сына Божия?» — спросил Он прозревшего. «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» Тогда последовал милостивый ответ: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою». Теперь божественный Образ был пред его прозревшими очами, и он радостно воскликнул: «Верую, Господи!» И поклонился Ему! Таким образом, слепорожденный теперь увидел не только свет вещественный, но и свет духовный, озаривший его душу верой в обетованного отцами и пришедшего Мессию.
Эта восторженная вера бывшего слепца дала Христу повод произнести слово о слепоте духовной: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Когда явился истинный Свет, просвещающий всякого человека, то обнаружилось, что увидеть Его оказались в состоянии именно те, которые считались темными и невидящими, — все те нищие духом, которые в простоте сердца жаждали пищи духовной; и напротив, в своей гордости воображавшие себя видящими и всезнающими, оказались жалкими слепцами. К прискорбию, эта слепота духовная широко распространена и доселе, и по преимуществу в тех слоях, которые считают себя людьми знания и разума. Из изложенного евангельского события пусть убедятся они, как ненадежно земное знание, ищущее себе света лишь в собственном ограниченном разуме, а не в разуме божественном. Поэтому вместе со Святой Церковью все мы — и ученые и неученые — должны взывать с мольбой, чтобы отверзлись нам наши душевные очи ослепленные, и мы, узрев свет истинный, могли с верой воскликнуть Тому, Кто Сам назвал Себя Светом мира: «Ты сущим во тьме Свет Пресветлый, Человеколюбче, слава Тебе».
Архимандрит Илия (Рейзмир)
https://azbyka.ru/
АПОСТОЛ ИОАНН БОГОСЛОВ
Мы празднуем сегодня день святого Иоанна Богослова, учителя любви, Апостола любви. И кажется нам, что эта любовь должна быть так пламенна и возвышенна, что она должна нестись в небо, как бы даже не касаясь земли. А вместе с этим та любовь, о которой говорит святой тайнозритель Иоанн, написавший дивное Евангелие, имевший видение на острове Патмос, – это любовь конкретная, живая, реальная. И он настаивает на этом, подчеркивает, что если мы говорим, что любим Бога, но деятельной, конкретной, творческой любовью не любим человека, то мы лжем; ибо мы не можем по праву говорить, что любим невидимого нами Бога, когда реальный человек, чья нужда бросается в глаза, остается нам безразличен. И вот здесь тайна настоящей христианской любви: как бы она ни была возвышенна, как бы она ни уносила нас к Престолу Господню, как бы она ни пламенела небесным пламенем, она должна быть до конца конкретна и до конца выражена на земле. Если этого нет, то она – мечта, то она – ложь, то ее нет вообще!
И вот, перед лицом этого благовестия о любви, войдем в себя и вдумаемся в свою любовь: сколько людей вокруг нас, которых мы просто любим; и сколько людей, среди будто любимых нами, которые могут нас обойти своим вниманием – и мы не оскорбились бы, пройти мимо нас и забыть о нас – и не охладела бы наша любовь? Сколько людей среди любимых нами, о которых мы всегда помним без того, чтобы им нужно было напоминать о себе? И сколько таких людей, которые напомнят о себе – и встретят только радость, а не чувство раздражения?
Нам рано, большей частью, думать о том, что мы такое малое количество людей любим, а пора бы, пора задуматься над тем, как мы любим любимых, как мы любим тех, которые нам как будто дороги: если это любовь живая, творчески вдумчивая, если эта любовь способна выискивать случай, чтобы проявить себя, если она чуткая, если она тонкая, если она постоянно настороже, – тогда это любовь земная, достойная Неба. Иначе – нет.
Войдем в себя перед лицом этой красоты любви, которую нам описывает Иоанн, которая явлена в его жизни, которую Христос не только проповедовал, но и явил, вдумаемся в свою любовь и попробуем ЛЮБИТЬ: сначала по-человечески, но по-настоящему, достойно человека; а затем будем постепенно вырастать до того, чтобы любить еще одного человека, и еще лучшей любовью, ширить эту любовь, обнимать все большее и большее количество людей лаской, пониманием и жертвой нашей жизни. И тогда и мы вырастем постепенно до того, чтобы понять, что такое любовь Христова; и в какой-то день и нам, может быть, будет дано хоть одного человека, по слову Апостола Павла, принять так, как нас принимает Христос! Аминь.
Митрополит Су́рожский Антоний (Блум)
https://azbyka.ru/