Феодоровская - Костромская икона Божией Матери написана, по преданию, святым евангелистом Лукой, подобно Владимирской и Смоленской иконам.
Название свое икона получила от великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича (+ 1246), носившего во Святом Крещении имя Феодор (в честь святого великомученика Феодора Стратилата).
Первоначально икона была обретена его старшим братом святым Георгием Всеволодовичем в старинной часовне, близ селения Городца, Нижегородской области. После гибели святого Георгия Всеволодовича в битве с татарами на реке Сити, его брат Ярослав-Феодор, ставший великим князем Владимирским, торжественно перенес в 1239 году мощи святого Георгия из Ростова Великого в Успенский собор Владимира-на-Клязьме. Оставшейся от брата иконой он благословил в том же году своего сына святого Александра Невского на брак с полоцкой княжной, дочерью полоцкого князя Брячислава.
Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери — благословение родителя — стала моленным образом святого Александра Невского и постоянно находилась при нем. После смерти святого Александра Невского икона была взята его младшим братом Василием Ярославичем, в то время князем Костромским (в 1272—1276—великий князь Владимирский).
Феодоровская икона была перенесена князем Василием в Кострому, в собор святого великомученика Феодора Стратилата. В 1272 году, когда к Костроме подступили татары, икона была обнесена перед русским войском. При приближении татар от нее стали исходить яркие лучи, вызвавшие у захватчиков невольный страх. Они были разгромлены русскими и бежали.
После кончины князя Василия, обретшего место последнего упокоения в Костроме, Феодоровская икона была вновь поставлена в соборе во имя святого Феодора Стратилата.
Через чудотворную икону жители Костромы не раз получали благодатную помощь Царицы Небесной в течение нескольких столетий. Знаменательно, что конец Смутного времени (вызванного польско - шведской интервенцией и выступлениями самозванцев Лжедимитрия I и Лжедимитрия II) связан с благословением Феодоровской иконой, которое преподала инокиня Марфа своему сыну Михаилу Феодоровичу Романову при избрании его на царство в Костромском Ипатиевском монастыре 14 марта 1613 года.
В память об этом историческом событии было установлено празднование Феодоровской иконе Божией Матери 14 марта. Царица Марфа принесла с собой в Москву список с чудотворной иконы, появились и другие списки.
Со второй половины XVII века получили распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа. В 1670 году иеродиаконом Ипатиевского монастыря Лонгином было составлено «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме».
Празднование Феодоровской иконе Божией Матери совершается также 16 августа, в день обретения.
В нашей обители имеется старинный образ Феодоровской Божией Матери. Он был пожертвован при открытии скита. Изображение было настолько темным, что можно было только понять, что это Богородичная икона. По прошествии некоторого времени первые насельницы скита обратили внимание, что икона начала светлеть, оказалось, что это изображение Пресвятой Богородицы Федоровской. Без какого-либо вмешательства реставраторов икона обновилась.
Дни памяти: 14 /27 марта (благословение на царство),
16/29 август (обретение иконы).
Тропарь, глас 4
Днесь светло красуется преименитый град Кострома и вся Русская страна, созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския, на преславное торжество Божия Матере, пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа, днесь бо явися нам пресветлое великое солнце, приидите, вси Богоизбраннии людие, новый Израиль, ко источнику цельбоносному, источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица и избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих. Но, о Всемилостивая Госпоже Дево Богородице Владычице, спаси страну нашу, и архиереи, и вся люди Твоего достояния от всех бед по велицей Твоей милости, да зовем Ти: Радуйся, Дево, христианом похвало.
Кондак, глас 8
Притецем, людие, вси к тихому и доброму пристанищу, в дом Божия Матере, чудному образу Царицы и Богородицы, за неизреченную милость Ея явленному, верно припадающе и вопиюще: о Всемилостивая Владычице, за спасительное Твое смотрение, чуднаго образа к нам пришествие, посети нас, грешных, светло сотворяющих празднество Твое, крепи страну нашу, дивно на враги победу подающи, и веру утверди. Церковь Сына Твоего непоколебиму соблюди, притекающих к Тебе спаси, от всяких напастей избави, охраняющи в мире все Православие, да зовем Ти: Радуйся, Невесто Неневестная.