Доклад настоятельницы Свято-Алексиевского женского монастыря (г.Саратов) игумении Феодосии (Бессоновой)
Суббота, 07 Сентябрь 2024 14:57

Доклад настоятельницы Свято-Алексиевского женского монастыря (г.Саратов) игумении Феодосии (Бессоновой)

Доклад настоятельницы Свято-Алексиевского женского монастыря (г.Саратов) игумении Феодосии (Бессоновой)
«Пополнение братства обители. От чего это зависит?»

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, Высокочтимые отцы игумены и Матушки игумении, дорогие о Господе братья и сестры, благословите!

Мы являемся свидетелями и участниками тридцатилетнего периода возрождения древних монастырей Русской Православной Церкви, ставших национальными святынями, и строительства новых прекрасных обителей. Очевидно, что Церковь сосредотачивает внимание также и на их внутреннем устроении для достойного возрастания монашеской жизни и молитвенно-духовной настроенности их насельников.

Размышляя над вопросом, от чего зависит пополнение братства, нам необходимо помнить, что за всяким событием невидимо стоит Бог, Промышляющий о нашем спасении. Поэтому первым фактором был, есть и будет неизреченный промысел Бога, который обнаруживает Себя в душах, желающих исполнить Его волю. «Не вы Меня призвали, а Я вас призвал…»

Иначе никак не объяснить почему, например, 14-ти летний подросток из невоцерковленной семьи в далеком Алтайском крае начинает ощущать в себе непреодолимую тягу к Богу, ходить на богослужения на другой конец города, помогать в храме. Постепенно воцерковляется и, едва закончив школу, оказывается трудником, а затем послушником и келейником старца в одном из монастырей Центральной России, монахом. Возрастая от силы в силу, становится епископом и настоятелем прославившегося старчеством монастыря.

Можно ли назвать ошибкой, когда монахиня, в силу семейных обстоя-тельств постриженная в миру по благословению священноначалия, будучи при-глашена посетить определенный монастырь, что-то перепутав, попадает совсем в другой город. Пожив там в монастыре, понимает, что именно здесь ей по душе, берет благословение духовника, ранее не разрешавшего ей куда-либо опреде-ляться, поступает в этот монастырь и уже много лет подвизается в нем в послу-шании и любви. Тем более, что обитель эта носит имя почитаемого монахиней святого, день памяти которого совпадает с днем ее монашеского пострига.

Наверное, каждый из нас может привести массу чудесных примеров и «случайностей», приводящих в святые обители, за которыми – действие промысла Божия.

Господь-сердцеведец направляет Своих избранников к познанию и принятию Своей святой воли через обстоятельства жизни, через Своих служителей. Известно, что многие обители в свое время наполнялись и формировались по благословению таких светильников старчества, как приснопоминаемые отец Кирилл, отец Наум, отец Иероним Санаксарский, отец Николай с острова Залит и других духоносных отцов Церкви. Их благословение становилось лейтмотивом жизни в обители.

Конечно, важно получить и родительское благословение, но как раз здесь нередко случаются преткновения для поступления в монастырь. Как ни странно, на пути встают не только родные невоцерковленные, но и верующие, но не могущие преодолеть естественной привязанности и эгоистичной любви к своим чадам и, ответно, к родителям. Это, конечно, искушение. Но при этом нам помогает и сопутствует Сам Господь, Пресвятая Богородица и святые угодники Божии, которые откликаются на наши просьбы о помощи. Поэтому молитва является первым и последним нашим прибежищем при преодолении всякого затруднения и решения всякой проблемы. И если вначале нам говорят: «Уйдешь, я умру», - отчего холодеет в душе, после молитвы то же любящее сердце отпускает и говорит: «Если тебе там хорошо, я благословляю», а спустя годы последует за своими детьми.

Господь вразумляет родных, преграждающих путь к монашеской жизни Его избранникам. Ярчайший пример, правда, из прошлых времен, - это семья Путиловых, в которой было шесть детей. Благочестивейший отец семейства, Иван Григорьевич Путилов, труженик, молитвенник, певший на клиросе, выдал, можно сказать, насильно старшую дочь замуж, хотя она просила благословение в монастырь. Спустя три года она умерла, муж ее ушел в Саровский монастырь, а сам Иван Григорьевич заболел и потерял работу, пришлось переезжать в Москву. Двое старших сыновей, зная настроенность отца, не дерзали спрашивать благословения на монашество, но под предлогом поиска работы также уехали в Саровскую обитель. Отец благословил их, только когда болезнь его стала тяжкой, смертельной. А младшего благословил уже на смертном одре; когда его вопросили, какой путь избрать, ответил: «Богу». Все три брата, двое из которых прославлены в лике святых, стали настоятелями: прп. Моисей – настоятель Оптиной пустыни, прп. Антоний – настоятель Малоярославецкого Ченоостровского монастыря и отец Исайя – настоятель Саровской пустыни. На надгробном памятнике Ивана Григорьевича Путилова написано: «Отец трех игуменов». Данный пример убеждает, что воле Божией никто не может противостоять.

Теперь мне хотелось бы в свете нашего вопроса о пополнении братства обители кратко рассказать о моем первом незабвенном вышеупомянутом Свято-Никольском Черноостровском монастыре г. Малоярославца.

Монашество, как мы знаем, возникло тогда, когда перед Церковью встала задача сохранить неповрежденными свои главные ценности. Искушением, исходящим от мирской жизни, стали комфорт и покой, и Церковь противостала духу обмирщения, пытающемуся вторгнуться в ее ограду. В этом прерогатива монашества и его высочайшее служение, поскольку Церковь изначально поставила перед ним задачу стать ее авангардом, отрядом пограничников. Верующие вступают в этот отряд не для того, чтобы обрести покой и безопасность, но прежде всего для того, чтобы вести невидимую брань, всем своим существом вверить себя Богу, Который первый возлюбил нас. Для этого человеку надо преодолеть привязанность к миру и неразумную любовь к себе. Именно на этих позициях возрождался наш Малоярославецкий Свято-Никольский монастырь.

Нас собрала любовь Христа и любовь ко Христу. Вряд ли мы осознавали, какой путь нам предстоит. С чего же все начиналось?

С разбитого, разрушенного, растерзанного временем и людьми монастыря, куда в 1992 году приехала Матушка лишь с одной сестрой, куда по промыслу Божию стали приходить будущие насельницы. Самоотверженный труд и горячая молитва в морозном храме к небесному покровителю обители, молитва по соглашению о ниспослании в обитель верных сестер, игуменская молитва к прп. Амвросию Оптинскому, в обители которого Матушка трудничала еще в мирской жизни, с просьбой прислать хотя бы десять сестер, хотя бы двадцать… И ведь прислали!

В это время епископ Евлогий посоветовал трудниц, в большом количестве подвизавшихся в Оптиной, направить в женские монастыри. Поэтому к новому году насельниц было более сорока, в дальнейшем их число увеличилось. Не все остались, не понесли суровых условий быта, но сформировался костяк, и начались попытки и «пытки» в борьбе с собой, диаволом и миром. С самого начала наша духовная мать игумения Николая строила духовную жизнь на евангельских заповедях и трех китах монашества: девство, нестяжание, послушание. При этом полный богослужебный круг, чтение Неусыпаемой Псалтири, монашеское правило, молитва к святым покровителям обители, изучение творений святых отцов, исповедь, откровение помыслов, занятия, беседы со старцами, отцами-афонитами.

Правильно устроенная духовная жизнь более всего привлекает в монастырь. Наиболее важно установление духовной связи «игумения – послушница». Сам Господь был послушен Отцу Небесному даже до смерти… Послушание является фундаментом монашеской жизни, и мы смиряемся в лице игумении не перед человеком, а перед Христом. Это облегчает нашу борьбу, ибо мы любим Христа и того, кого Он дал нам духовной матерью. Может ли иметь место дерзость, прекословие, осуждение, преслушание? Если только по неопытности и новоначалию, но это уже достояние исповеди.

Монастырь стал в наши дни благоустроен и великолепен и внешне. Заботами Матушки созданы все условия для молитвы: несколько чудесных храмов, чудотворные иконы, мощи святых. В корпусах - отдельные кельи для сестер, прекрасная трапеза, ухоженная территория, благоухающие цветники.

Из духовной школы монастыря за 30 лет вышло уже около тридцати настоятельниц обителей, скитов и подворий, расположенных во всех концах нашей Родины. Четыре из них находятся в Саратовской митрополии. Мы продолжаем общаться с нашей духовной матерью игуменьей Николаей, обсуждаем наши общие проблемы, и получаем от Матушки советы и действенную помощь. Казалось бы, тридцать, и даже более, сестер, став настоятельницами, уехали, - это какой минус, но Матушка говорила: «Для Бога ничего не жалко». И обитель не оскудевает насельницами, хотя такого притока сестер, как в начале, уже не наблюдается. Во вновь открываемые монастыри пришли новые сестры и это тоже фактор пополнения монашеского воинства. Каждый монастырь на своем посту несет предназначенное ему служение.

Малоярославецкий Свято-Никольский монастырь стал действительно сплоченным любовью ко Христу, к своей земной Отчизне, своей духовной Матери, сестрам отрядом, выдержавшим в свое время клеветнические нападки либеральных кругов общества западной ориентации и их СМИ типа «Дождя» и прочих, наносящих удары по традиционным ценностям и укладу жизни российского народа.

Одним из факторов пополнения братства обителей служит наличие святынь и намоленность. Дивное Дивеево с Канавкой Богородицы, Батюшкой Серафимом, Троице-Сергиева Лавра с преподобным Сергием, Покровский монастырь с Матронушкой.

Недавно нам подарили буклет «Арзамасский Николаевский женский монастырь», из которого усматривается, как тяжело было первой игумении матушке Георгии с малочисленным сестричеством восстанавливать обитель. Из уст в уста передается предание, как первые насельницы скорбели: «Матерь Божия, все едут в Дивеево, а к нам никто не заходит!». Царица Небесная не оставила без помощи сестер: в обитель подарили чудотворный образ Богородицы «Избавление от бед страждущих». Люди потянулись к иконе, храмы наполнились и другими святынями, пришли новые сестры. Сейчас монастырский комплекс полностью восстановлен, благолепно украшен, территория благоухает цветниками и немало паломнических маршрутов ведут теперь в Арзамасский монастырь.

К сожалению, в стране существует тенденция оттока населения из регионов в крупные города, а желающих монашествовать – в известные обители. Это один из факторов малочисленности монастырей в регионах.

В докладах многих игумений, особенно остро - в докладах настоятельницы Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга игумении Софии и настоятельницы Свято-Успенского монастыря Калужской епархии игумении Михаилы, обозначается проблема, непосредственно влияющая на пополнение обителей. Приходское духовенство, а нередко даже игумены и иеромонахи, не только не одобряют, но и препятствуют девушкам, одиноким женщинам, вдовицам поступать в монастыри для всецелого посвящения себя Господу и Церкви.

В связи с этим можно отметить, что за прошедшие годы женское монашество духовно возросло и укрепилось, разрешилось много недоуменных вопросов, набрались опыта духовного руководства игумении наших монастырей. Именно они лучше, чем кто-либо, могут разобраться, принимать в обитель желающих или оставить их в миру. В докладе игумении Софии изложены конкретные предложения для преодоления разногласий с духовенством, являющихся препятствием на пути к монашеству.

Отрицательно влияет на пополнение обителей демографическая ситуация: недороды, аборты, смертность, острая нехватка кадров во всех сферах жизнедеятельности общества.

После Великой Отечественной войны в монастыри пришло немало воинов, прошедших суровые испытания, обретших веру во Христа. Новое время призывает и нынешних участников СВО послужить Богу. Этим летом в нашем монастыре трудничали супруги: он - участник СВО, а жена, когда он сражается, молится за него в монастырях. Свой отпуск он провел не на отдыхе, а в длительных крестных ходах, молился, выстаивая до конца длительные службы в монастыре, причащался, просил дать ему самые трудные послушания, а когда таковых не находилось, нагружал себя бегом и ходьбой в гору, чтобы не потерять физическую форму. Они уже решили: когда все закончится, поступят в монастыри.

Международная обстановка, усилившиеся гонения на христианство, привели к разрушению многих монастырей и храмов, изгнанию насельников; хранящие веру становятся новыми исповедниками и мучениками за Христа.

Около десяти лет назад довелось здесь, в Дивеево, познакомиться с настоятельницой Свято-Никольского монастыря на Донбассе игуменией Анной. Этот монастырь основан известным старцем Зосимой (Сокуром), собравшим сестричество Свято-Никольского монастыря и братство Свято-Васильевского монастыря. Батюшка предвидел будущее и неустанно призывал хранить веру и единство Русской Православной Церкви и верность Патриарху Московскому и Всея Руси. В результате военных действий Никольская обитель разрушена, часть сестер вынуждена была выехать в скит. Престарелых насельниц богадельни вывозили под обстрелом в безопасное место. Часть сестер отказалась выезжать из родного монастыря. Дороги вокруг заминированы, продовольственные запасы иссякают, иногда только военные прорываются с опасностью для жизни, привозят что-либо необходимое. В скиту нужно было обживаться заново, т.к. все имущество погорело. Принять кого-либо в сестричество, если бы таковые желающие и нашлись, невозможно, т.к. скитянки живут в очень стесненных условиях.

Пришлось в срочном порядке эвакуироваться насельникам разрушенного 6 августа Горнальского Белогорского монастыря, просит молитв игумен Роман с братией Рыльского монастыря, игумения Ипполита с сестрами женского монастыря в селе Большегнеушево Курской области. Пюхтица транслирует жизнь в условиях изоляции от России: великолепный храм, чудесное сестринское пение, минимальное количество прихожан даже в праздники. Ясно, что пополнение обителей будет возможно лишь при изменении международной обстановки.

В заключение хотелось бы привести дошедшие к нам сквозь года слова из проповеди святителя Луки (Войно-Ясенецкого), основанные на Евангелии, прожитые жизнью архипастыря: «Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Вы, вы, слушающие меня – это малое стадо. И знайте, и верьте, что малое стадо Христово непобедимо, с ним ничего нельзя поделать, оно ничего не боится, потому что знает и всегда хранит великие слова Христовы: «Созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ее».

Просмотров: 62  

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 11 10 2024dynmod 401
  • 08 28 2024dynmod 508
  • 11 05 2024dynmod 201
  • 08 28 2024dynmod 507
  • 11 21 2023dynmod 101
  • 11 05 2024dynmod 202
  • 10 02 2024dynmod
  • 10 14 2024dynmod 513
  • 10 14 2024dynmod 503
  • 11 04 2024dynmod 102
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 11 21 2024dynmod 501
  • 08 03 2024dynmod 300
  • 09 17 2024dynmod 901
  • 10 14 2024dynmod 507
  • 11 04 2024dynmod 105
  • 11 04 2024dynmod 104
  • 11 05 2024dynmod 204
  • 10 14 2024dynmod 505
  • 07 21 2024dynmod 702
  • 10 27 2024dynmod 810
  • 10 08 2024dynmod 301
  • 10 14 2024dynmod 506
  • 11 21 2024dynmod 502
  • 10 14 2024dynmod 512
  • 10 14 2024dynmod 504
  • 11 21 2024dynmod 503
  • 08 29 2024dynmod 703
  • 10 27 2024dynmod 814
  • 10 14 2024dynmod 508
  • 10 27 2024dynmod 812
  • 11 05 2024dynmod 206
  • 08 04 2024dynmod 208
  • 11 05 2024dynmod 205

S5 Box

Патриархия  Православие и современность