Главная
Четверг, 21 Ноябрь 2019 06:47

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

 

21 ноября Православная Церковь отмечает Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Всенощное бдение в монастыре и праздничную Божественную Литургию совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении диакона Дионисия Лаврова. По окончании Литургии было совершено славление.

За всенощным бдением молилось 40 человек, за Литургией 45, из них 8 человек причастились Святых Христовых Тайн.

Cвятые Ангелы обитают на Небе, в мире невидимом, духовном. Там вечный Престол Всевышнего, который окружают все Силы Небесные, озаряемые от Него светом невечерним. Над всеми ангельскими чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил — верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося Денницу с другими падшими духами. С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Её явлениями с воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил - крепость Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества; Рафаил - врачевание Божие, целитель человеческих недугов; Уриил - огонь или свет Божий, просветитель; Селафиил - молитвенник Божий, побуждающий к молитве; Иегудиил - славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил - раздаятель благословения Божия на добрые дела, ходатай, испрашивающий людям милости Божии; Иеремиил - возвышение к Богу.

 

  

 

О БЛАГОГОВЕЙНОМ ОТНОШЕНИИ К АНГЕЛАМ

Сегодня, братья и сестры, мы поговорим об ангелах. Хотя нам открыто о них немного, но все же, опираясь на Священное Писание, мы можем составить правильное представление о природе этих существ и иметь к ним правильное, благоговейное отношение.

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотныхДля начала приведем отрывок из Евангелия от Матфея. Когда жены-мироносицы пришли ко гробу Господню, им явился ангел и возвестил о воскресении Христовом. Вот каково было это явление: «Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф. 28, 3). Такой облик имеют ангелы, когда являются в своей славе. Иногда, применяясь к человеческой немощи и желая доставить пользу людям, ангелы скрывают от них свою славу. Так, архангел Рафаил явился Товии под видом юноши и сопутствовал ему в качестве слуги. Но когда ангелы являются человеческому взору в той Божественной славе, которой наделена их природа, то вид их представляет собой необычайное зрелище. «Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф. 28, 3). В Иудее снег выпадает крайне редко и очень быстро тает, поэтому он не успевает потемнеть и бывает ослепительно белым, сияющим белизной. И под словами «бела как снег» евангелист подразумевает белизну необыкновенную, неземную. Какова реакция обыкновенных грешных людей на такое явление ангела? «Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые» (Мф. 28, 4). Ангел же, обратившись к женщинам, сказал: «Не бойтесь» (Мф. 28, 5). Как видно, испугались и мироносицы, хотя они были праведными, святыми, искренне любящими Господа. А тех, кто был настроен к Господу враждебно, объял такой ужас, что они упали замертво. На иконах, передающих это событие, стражники так и изображаются: упавшими на землю и оцепеневшими от страха. Вот как воспринимает явление ангелов немощный человек, в особенности человек грешный.

В Евангелии от Марка повествуется, что жены-мироносицы пришли ко гробу Господню, и «увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду, и ужаснулись» (Мк. 16, 5). Ангел явился в виде юноши и, вероятно, не имел крыльев, с которыми обычно изображают ангелов на иконах, но все-таки в его облике, в окружавшей его атмосфере было нечто такое, что привело жен в трепет.

Между тем сейчас приходится наблюдать, что ангелов, этих святых, небесных существ, изображают в недостойном, по сути, в кощунственном виде. Я говорю о традиции изображения ангелов как младенцев с крылышками. Глядя на них, даже верующие люди умиляются: «Какой миленький ангел!» На самом деле ангел – это не какой-то «миленький ангелочек». Ангел – это тот, кто являлся в таинственном видении пророку Иезекиилю. Ангел – это тот, чей лик сверкает, как молния, по описанию апостола Матфея. Представьте себе человека, у которого лицо сверкает, как молния. Наверное, вы в обморок упали бы, если бы такое увидели. Этих возвышенных, святых существ мы изображаем в виде каких-то миловидных младенцев с крылышками, умиляемся этому и считаем это вполне христианскими чувствами. Получают широкое распространение всевозможные поздравительные открытки с такими изображениями, сувенирчики подобного рода. И нам самим это нравится, и детям мы это дарим, чем внушаем им неправильное, кощунственное представление об ангелах.

Откуда появились такие изображения? Они пришли к нам с Запада. Когда благодать Божия оставила западных христиан, тогда постепенно началось разложение бывшего христианского общества. Люди стали искать другие идеалы, вне христианского предания. Западные художники стали изображать Спасителя, Божию Матерь и святых в таком духе, что эти изображения не возбуждают подлинных христианских чувств: благоговения, молитвы, страха Божия, истинного умиления. Напротив, они приводят к ложному, чувственному восторгу. Так, распятого Христа западные художники, не умея изобразить Его как Сына Божия, искупающего грехи мира, изображали как страдающего человека, который в муках умирает на Кресте. Божию Матерь изображали как обыкновенную красивую женщину. Часто писали Пречистую Деву с какой-нибудь красивой блудницы, что является верхом кощунства и низости человеческой. Ангелов изображали не как страшных, величественных, неземных существ, а в виде детей.

Откуда же взялось именно такое изображение ангелов? У древних язычников почиталось божество по имени Купидон, которое изображали в виде мальчика с крыльями. Это существо было сыном богини любви, правильнее сказать, блуда, Афродиты, или Венеры, как ее называли древние римляне. По представлению древних язычников, Купидон в виде пухлого крылатого младенца – «ангелочка», как бы мы сейчас сказали, – летал с золотым луком и стрелами, пуская их в людей, чем воспламенял в них блудную страсть, или любовь, как говорят некоторые, желая прикрыть это низменное чувство приличным словом. И вот художники эпохи Возрождения стали изображать купидонов вместо ангелов.

Такое извращенное отношение к духовным предметам возникло в связи с отступлением от христианских идеалов. Люди хотели заменить потерянные, уже забытые ими истинно христианские чувства хотя бы какими-то чувствами, например, чувством сострадания к распятому Христу как к простому человеку, сентиментальным, чувственным умилением ангелами. Постепенно все это стало переходить к нам, когда Россия подверглась влиянию Запада. С конца XVII века Император Петр I стал насильственно насаждать западные принципы, как в государственном устройстве, так и в культуре и религии. И под напором государственной власти западный дух стал проникать в Церковь. Так у нас появились вот такие «купидонообразные» ангелы.

Чтобы очиститься от той скверны, которую нам принес лишенный христианских идеалов Запад, мы должны изгнать из своей души симпатию ко всему чувственному. Мы должны ориентироваться на Священное Писание, на православную древнерусскую, византийскую иконопись, для того чтобы воспитать в себе подлинно христианские чувства, и в данном случае для того, чтобы во время молитвы у нас не возникала совершенно неуместная сентиментальность по отношению к ангелам. Когда мы молимся Ангелу Хранителю, когда взираем на иконы ангелов, мы должны испытывать страх Божий, благоговение, смирение перед этими существами, которые, хотя и посланы нам в услужение, но неизмеримо превосходят нас по своей природе и в особенности по своей святости.

Если же говорить об ангелах падших – демонах, то мы не должны представлять себе их наподобие забавных козликов с рогами, копытами и хвостом. Когда демон нападает на человека, искушает его, это совсем не смешно, и тот, кто смеется над демонами, бывает сам посмешищем для них. Борьба с демонами – это страшно. Они являются в чудовищном, уродливом виде, иногда и в образе козлов, но если бы мы увидели такого козла, то, наверное, упали бы от страха в обморок, а не смеялись бы. В Апокалипсисе, например, диавол изображается в виде дракона, то есть гигантского змея. А апостол Петр говорит: «Дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5, 8). Как лев, а не как козлик с рожками и с хвостиком.

Очень опасно, с одной стороны, умиляться ангелами в виде младенцев с крылышками, с другой – смеяться над демонами в виде чертиков с рожками и с хвостиками наподобие козлиных. Будем относиться с благоговением и со страхом Божиим к ангелам; будем относиться с осторожностью к искушающим нас демонам, совершая свое спасение со страхом. Не будем их бояться, ведь нас защищает Господь, и наш Ангел Хранитель оберегает нас, но не будем и переоценивать свои силы и делать вид, что мы герои. Таково правильное, истинно православное отношение к миру духовных существ. Духовный мир неотделим от нас. Как телом мы соприкасаемся с миром земным, так душой – с миром духовным. Как верующий человек, хотя бы и не хотел, вынужден жить телесной жизнью, так и неверующий человек, хотя бы и не хотел, живет духовной жизнью, то есть его душа, сознает он это или нет, состоит в общении с духовными существами. Поэтому будем относиться к делу своего спасения со страхом Божиим и вниманием, следуя православному преданию, а не тому, что привнесло время в виде изображений и, самое главное, в виде неправильного отношения к духовным предметам. Аминь.

Схиархимандрит Авраам (Рейдман), 8 апреля 2019 г.

Просмотров: 306  

Архив новостей

 2020   2019   2018   2017   2016   2015   2011   2009   2008   2007   2006 

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 06 02 2021dynmod 704
  • 06 10 2021dynmod 101
  • 05 16 2021din 100
  • 06 16 2021dynmod 513
  • 06 10 2021dynmod 107
  • 06 02 2021dynmod 750
  • 06 02 2021dynmod 755
  • 06 13 2021dynmod 703
  • 06 13 2021dynmod 707
  • 06 11 2021dynmod 904
  • 06 11 2021dynmod 9902
  • dynmod05 21 397
  • 06 16 2021dynmod 508
  • dynmod05 21 398
  • 06 13 2021dynmod 710
  • 02 25 2021dinmod 119
  • dynmod05 21 395
  • 06 02 2021dynmod 706
  • 05 30 2021 534
  • 05 02 2021dinmod 714
  • dynmod05 21 351
  • dynmod05 21 352
  • 04 25 2021dynmod 506
  • 06 13 2021dynmod 706
  • 06 02 2021dynmod 711
  • 06 16 2021dynmod 502
  • 05 30 2021 536
  • 06 16 2021dynmod 509
  • 06 02 2021dynmod 709
  • 06 11 2021dynmod 9901
  • 05 30 2021 535
  • 05 16 2021din 231
  • 06 13 2021dynmod 705
  • dynmod05 21 394
  • 06 16 2021dynmod 506
  • 06 16 2021dynmod 504
  • 06 13 2021dynmod 701
  • 03 28 2021dynmod 102
  • 06 10 2021dynmod 106
  • 06 10 2021dynmod 111
  • 06 11 2021dynmod 903
  • 05 02 2021dinmod 717
  • 06 16 2021dynmod 511
  • dynmod05 21 391
  • dynmod05 21 357
  • 06 10 2021dynmod 102
  • 06 16 2021dynmod 501
  • 06 16 2021dynmod 503
  • dynmod05 21 392
  • dynmod05 21 396
  • 06 13 2021dynmod 702
  • 06 02 2021dynmod 752
  • dynmod05 21 358
  • 06 02 2021dynmod 710
  • 07 19 2020 4
  • 06 16 2021dynmod 510
  • dynmod05 21 405
  • 06 16 2021dynmod 512
  • 06 02 2021dynmod 751
  • 06 13 2021dynmod 708
 
allistshapka4


Казанская икона Божией Матери


И откуда нам радость такая,
Что пришла
Мати Господа к нам?
Принесли дивный
образ Казанский,
Словно солнце
спустилось в наш храм.

Образ сей пережил поруганья,
И гоненья, и злобу людей,
Пребывала во всех испытаньях
Матерь Божья с иконой Своей.

Сохранила её невредиму,
Поручив её верным рукам.
И к иконе, с любовью хранимой,
Православный народ притекал.

И теперь ту,
что верно служила,
Ту, что образ Её берегла,
Мати Божья любовью покрыла
И на Небо к Себе забрала.

Но последним
желаньем ушедшей
Неожиданно стал сей завет:
«В монастырь
вы икону отдайте,
Там пусть будет она
много лет,

Пусть, как прежде,
народ к ней приходит,
Когда больше не будет меня.»
Завещанье её исполняя,
В светлый праздник
престольного дня

Принесли образ.
Не наглядеться!
Богоматерь
в одеждах златых
Чудный лик
Христа Богомладенца
Взор Пречистой
так ласков и тих…

Приходите все,
радуйтесь с нами,
Вместе Богу хвалу воспоим,
Что ещё Божья Мати явила
Столько милости
людям своим!

line


Образ Пресвятой Богородицы
будет находиться
в центре храма
до 21 июля -
- дня летней Казанской.

Ежедневно перед
Казанской иконой
Божией Матери
сестрами монастыря
читается Акафист.


Приглашаем всех
помолиться перед
старинным образом
Казанской Божией Матери!

allistfoot

citPatr 2020

Календарь

Пожертвование на нужды монастыря

 

Пожертвования

Да благословит Вас Господь за Ваше пожертвование!

Если у вас есть желание и возможность перечислить какую-то сумму на уставную деятельность монастыря, пожалуйста, заполните эту форму.

рублей

S5 Box

Патриархия  Православие и современность