29 октября, в день памяти мученика Лонгина Сотника, иже при Кресте Господни, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан, Епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий, Епископ Покровский и Николаевский Пахомий, Епископ Сердобский и Спасский Митрофан, Епископ Галичский и Макарьевский Алексий совершили Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы города Саратова.
Накануне в Покровском храме архиереи совершили всенощное бдение.
Архипастырям сослужило духовенство Саратовской митрополии и гости торжества в священном сане.
В адрес Владыки Лонгина прозвучали многочисленные поздравления, пожелания долгих лет жизни, помощи Божией в архипастырском служении.
По окончании Литургии был совершен праздничный молебен и освящено коливо. Митрополит Лонгин поблагодарил всех тех, кто молился за богослужением, молитвенно разделяя с ним радость этого дня.
В торжестве приняли участие Матушка Игумения Феодосия и сестры нашего монастыря.
В монастыре в честь мученика Лонгина Сотника совершалась бденная служба. Богослужение совершил духовник монастыря игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении протоиерея Александра Кружкова и диакона Дионисия Лаврова.
На всенощном бдении молилось 32 человека, на Божественной литургии – 28, из них 25 человек причастились Святых Христовых Тайн. По окончании Литургии было совершено славление.
СВЯТОЙ ЦЕНТУРИОН
Сегодня, 29 октября (16-го по старому стилю), в православном календаре значится память необычного святого, вероятно, – первого из язычников, как называли людей, не принадлежавших к еврейской религиозной традиции и поклонявшихся богам, названным позднее «мифологическими». Это – центурион (сотник) римского гарнизона, расквартированного в Иерусалиме в период наместничества префекта[1] Иудеи Понтия Пилата (26–36 гг.). Достоверных сведений о нём мало.
Представим себе следующую картину. В пятницу, накануне еврейской Пасхи, у холма под названием Голгофа («череп») нёс караульную службу отряд из трёх воинов – наш центурион и два солдата. Безоблачное небо над ними прорезали тени трех крестов с окровавленными телами казнимых. Внизу находились люди – глумящиеся и встревоженные, равнодушные и плачущие. Кто из них сознавал, что происходит самое важное со времени творения мира и человека – его воссоздание и искупление, открывающее дорогу к восстановлению утраченной некогда гармонии?!
Можно утверждать, что самыми равнодушными к происходящему, даже скучающими, были именно охранники. Для евреев происходившее соотносилось с их национальной историей – для каждого по-разному. Для римлян – нет. Подобное воспринималось туповатыми солдафонами как рутинная работа. К тому же здесь они были «при исполнении» и не могли позволить себе такие «невинные развлечения», как немногим ранее, во время разбирательства их командиром дела Иисуса по прозвищу Мессия, обманщика, выдававшего себя за царя! Для них, республиканцев, это было экзотикой Востока, и они славно повеселились в претории, где обычно играли в «шутовского царя» и бросали кости – кому «водить» (это было установлено археологическими исследованиями). И здесь как нельзя кстати появился этот избитый и оборванный «царь». Прекрасно, – сказал один из солдат, – вот вам готовый царь для игры, он и будет «водить»![2] Но сначала нарядим его по-царски.
«Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали вокруг Него всю когорту и, раздев Его, надели на Него алый плащ. Потом сплели венок из колючек и возложили Ему на голову; вложили в правую руку палку и, встав перед Ним на колени, насмешливо приветствовали Его: "Да здравствует Царь Иудейский"! А потом они плевали в Него и били по голове палкой. Вдоволь наглумившись, они сняли с Него плащ, надели на Него Его одежду и повели на казнь» (Мф.27:27-31).
А теперь они должны стоять под палящим солнцем до самого вечера. Потом ещё надо добить распятых, снять тела с крестов (оставлять на Пасху нельзя) и бросить их в безымянную могилу для казнимых преступников. Рутинная, скучная работа.
Внезапно из груди измученного ими Иудейского Царя вырвался крик, и голова Его упала на грудь. В это мгновение люди почувствовали, как вздрогнула земля, и увидели змеившиеся между камней трещины. Мир содрогнулся в скорби. Солнце скрыло свой лик, непонятная тьма надвигалась на Голгофу. Воздух стал душным, как перед грозой. Солдаты притихли. А центурион, долго всматривавшийся в лицо Распятого, вдруг воскликнул: «Поистине этот человек был Сын Божий!» Должно было произойти что-то неслыханное, чтобы суровый офицер, для которого страдания, кровь и смерть были привычным атрибутом его профессии, произнёс такие слова!
Предание называет его Лонгином. Став христианином, он добился отставки и жил в доме отца. Пилат же направил о нём донесение императору Тиберию и получил указ казнить отступника. Лонгину отсекли голову. Часть мощей святого центуриона хранится в ватиканском храме Святого Апостола Петра.
Примечания
[1] Таков его подлинный титул; прокуратором он был назван по ошибке.
[2] Подобной «забаве» предавались и стражники на суде у Кайафы. «Некоторые из них стали плевать в Него и, закрыв Ему лицо, били по голове и говорили: "Пророк! Угадай, кто Тебя ударил!"» (Мк.14:65).
Юрий Рубан, канд. ист. наук, канд. богословия
Православный церковный календарь «Азбука веры»
www.azbyka.ru
ПРИДЕЛ МУЧЕНИКА ЛОНГИНА СОТНИКА
В Храме Гроба Господня в Иерусалиме находится место обретения Креста Господня, рядом с которым имеется придел Греческой Православной Церкви во имя святого Лонгина Сотника.
Придел полукруглой формы. В центральной части находится икона, изображающая Распятие Иисуса Христа со стоящим рядом Лонгином Сотником. Слева от центральной иконы расположена другая икона, где святой Лонгин изображён римским воином. На этой иконе по-гречески написаны слова, которые сказал Лонгин, когда Господь на Кресте испустил дух: «Воистину Человек Сей был Сын Божий»(Мк.15: 39).
Справа расположена икона, изображающая мученическую кончину Лонгина Сотника: усекновение главы. Там же, на этой иконе изображена вдовица, обретающая главу Лонгина Сотника.
История обретения главы Лонгина Сотника следующая. Одна ослепшая вдовица, не получивши облегчения у врачей, решила пойти в Иерусалим поклониться Святым Местам и искать там помощи Божией. Взяв с собой своего единственного сына, она отправилась в путь. В пути сын заболел и умер. Когда вдова горевала и плакала, ей явился святой Лонгин Сотник и, утешая, сказал, что она увидит своего сына и вернется к ней зрение. При этом он рассказал о себе и повелел ей идти за город, найти там его главу, от которой она получит исцеление. Вдова так и сделала, попросила людей отвести ее за город, где находится мусорная свалка. Разрыв мусор, она быстро нашла главу сотника и тут же увидела свет. Взяв главу святого, вдова принесла ее домой, омыла и отерла благовониями. Ночью вдове явился святой Лонгин Сотник, показал ей ее сына в светлой одежде и сказал, что ее сын находится в Царстве Небесном. Так же сказал, что они оба будут теперь все время вместе и повелел ей похоронить тело ее сына со святой главой мученика. Вдова была утешена в своём горе.
Паломники приходящие во Святой Град Иерусалим, будучи в Храме Гроба Господня, подходят к Приделу святого Лонгина Сотника и прикладываются к стоящему там Престолу, молясь о просвещении душевных и духовных очей, и об исцелении от глазных болезней.
Святый мучениче Лонгине, моли Христа Бога о нас!
По материалам сайта
"ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ
ЧУДОТВОРЦА НА ВОДАХ"