23 октября Русская Православная Церковь отмечает память святителя Иннокентия, епископа Саратовского и Пензенского. «Ученый по призванию, он был человеком кротким, склонным к молитвенной и аскетической жизни», – так о незаурядном богослове, самоотверженном ревнителе истины и достойнейшем пастыре святителе Иннокентии (Смирнове) скажут благодарные потомки.
В монастыре в честь святителя совершалась бденная служба. Богослужение совершил духовник монастыря игумен Пимен (Хеладзе).
На всенощном бдении молилось 17 человек, на Божественной литургии – 30, из них 4 человека причастились Святых Христовых Тайн. По окончании Литургии было совершено славление.
ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ (СМИРНОВА) ЕПИСКОПА ПЕНЗЕНСКОГО И САРАТОВСКОГО
Святой Иннокентий, в миру Смирнов Иларион Дмитриевич, родился 30 мая 1784 года в селе Павлове Богородского уезда Московской губернии.
С детских лет отличался исключительно кротким нравом. Поэтому в Московской Перервинской семинарии он был прозван Смирновым за кротость и безукоризненное поведение.
Окончив Перервинскую семинарию лучшим учеником, Иларион был переведен в Лаврскую семинарию, где продолжил образование по классам: историческому, философскому, богословскому и иностранных языков.
В 1805г., еще до окончания семинарии, он, как один из способнейших воспитанников, был назначен учителем в начальном грамматическом классе этой же семинарии. Затем ему было поручено преподавать поэзию, одновременно он занимался истолкованием воскресных Евангелий и преподавал для всей семинарии...
С 1809 года начал читать в семинарии курс философии и в это же время был назначен префектом семинарии.
Любовь к науке, усердие в исполнении обязанностей, простота сердца, верность в слове - вот что характеризовало молодого преподавателя.
13 октября 1809 года Иларион, с ранних лет полюбивший уединение, был пострижен в монашество с именем Иннокентия митрополитом Платоном (Левшиным) Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. На следующий же день он был рукоположен во иеродиакона, затем – во иеромонаха.
6 августа 1810 года был назначен игуменом Николаевского Угрешского монастыря, а 14 октября был переведен в Московский Знаменский монастырь.
22 января 1812 года по представлению Комиссии духовных училищ ему было предложено место преподавателя богословия в Санкт-Петербургской духовной академии.
30 августа 1812 года был возведен в сан архимандрита.
В сентябре 1813 года был утвержден ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии и профессором богословия, а также членом Комитета духовной цензуры, оставаясь в то же время преподавателем церковной истории в академии. В этот же период он был назначен настоятелем Сергиевой пустыни.
Находясь в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения в 1813-1814 годах, архимандрит Иннокентий прославился как замечательный проповедник. Его проповеди были исполнены силы слова евангельского. Он говорил с живостью, с воодушевлением, с жаром. Его пламенные чувства проникали в сердца слушателей.
Замечательна деятельность архимандрита Иннокентия как преподавателя церковной истории. Он не шел по проторенному пути, а, по возможности, проверял исторические данные по их источникам. В результате неутомимых трудов в этой области он составил "Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в.", изданное в 1817 году в качестве учебного пособия для классического преподавания. Не менее важное значение имели его труды: "Богословие деятельное подлежательное и практическое", "Опыт изъяснения первых двух псалмов", "Изъяснение Символа веры".
Его неутомимая деятельность в распространении духовного просвещения была отмечена Комиссией духовных училищ. В 1814 году архимандрит Иннокентию была присвоена степень доктора богословия.
7 апреля 1817 года он был назначен членом Главного правления народных училищ.
С юных лет он отличался христианскими добродетелями смирения, благочестия, покорности, безупречной чистоты жизни. Он сам был строгим судьей всех своих слов, дел и поступков. Осторожность во всяком деле и слове превратилась у него в непрестанное духовное бдение. Никто из его уст не слышал ни одного праздного слова. Лицо его всегда выражало спокойствие духа, умиление и благоговение. Он обладал исключительным даром проницательности, читая внутренние чувства человека. В своей жизни больше всего избегал он осуждения как со своей стороны, так и со стороны других, умело прерывая собеседника, пытавшегося рассказывать ему о недостатках других. С нуждающимися он делил последнее, что имел.
В марте 1819 года был хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Это назначение имело и другую сторону - оно под видом повышения явилось благородной высылкой Иннокентия из Петербурга. Причем первоначально по распоряжению государя его должны были назначить в Оренбург, но по ходатайству Священного Синода в связи со слабым состоянием здоровья назначаемого, Оренбург был заменен на Пензу. Причиной тому послужила интрига министра духовных дел князя Голицына за то, что Иннокентий выступил против модного в то время неправославного мистицизма.
Покорно выехал владыка к месту своего нового назначения. Непрестанные труды в Санкт-Петербурге по распространению духовного просвещения истощили его слабое от природы здоровье. К тому же однажды он сильно простыл, что усугубило его болезнь. Однако слабый здоровьем, он с нетерпением спешил в свою епархию.
21 июня 1819 года епископ Иннокентий прибыл в Пензу. За короткий период управления Пензенской епархией он успел снискать доверие и уважение своей паствы. Во все воскресные и праздничные дни он, несмотря на слабость своего здоровья, сам совершал Божественную литургию и произносил назидательные поучения. Его поучения при всей своей простоте носили отпечаток духовной благодати и мудрости. За короткий период архипастырской деятельности епископ Иннокентий успел осмотреть почти все церкви, занялся благоустройством архиерейского дома, лично присутствовал на экзаменах в духовных учебных заведениях епархии.
В августе 1819 года при поездке в Саратов он сильно заболел и уже не смог подняться с одра болезни. Кроткий и терпеливый он не произносил ни единой жалобы, никто не слышал стона его. Ослабев до такой степени, что не мог держать в руках даже стакан, епископ Иннокентий не прекращал заниматься епархиальными делами.
За день до кончины, 9 октября 1819 года, он во сне видел видение, о котором рассказал своему келейнику. "Казалось мне, - говорил он, - что небеса отверзлись. Двое светлых юношей в белых одеждах, слетев с высоты, предстали предо мною и с любовию смотря на меня, взяли меня немощного и вознесли с собою на небо. Сердце мое исполнилось несказанной радости, и я пробудился".
С благоговением готовясь к отшествию в вечность, он 10 октября 1819 года попросил совершить над ним таинство елеосвящения. По совершении этого священнодействия язык Иннокентия стал неметь, дыхание начало прерываться, он сам сложил на груди руки крестообразно и в 6 часов вечера тихо скончался. Его последними словами были слова 54-го псалма: «Аз же, Господи, уповаю на Тя». Погребен 13 октября 1819 года в Казанской соборе.
Причислен к лику святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
По материалам Открытой православной энциклопедии "ДРЕВО"