В Неделю 4-я по Пятидесятнице в монастыре было совершено воскресное богослужение: всенощное бдение в соединении с полиелейной службой прп. Ангелины, деспотиссы Сербской и службой целителей и бессребреников Косьмы и Дамиана в Риме пострадавших. Богослужение совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Сергия Постнова.
На всенощном бдении молилось 72 человека, на Божественной литургии - 145, из которых 52 человека причастились Святых Христовых Тайн.
Об исцелении слуги сотника в Капернауме
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные во Христе братия и сестры, в сегодняшнем евангельском чтении предложено дивное повествование о чудесном исцелении Господом нашим Иисусом Христом слуги римского сотника. Капернаумский сотник, слугу которого исцелил Иисус Христос, — личность очень светлая и добрая, и во многом послужит нам примером для спасительного подражания. Он был язычником, но обнаружил пред Иисусом Христом такую веру, которой удивился Христос: такой веры, по собственному свидетельству Спасителя, Он не нашел и в Израиле (Мф. 8, 5—10).
В чем же капернаумский сотник обнаружил особенную веру, которая удивила Христа Спасителя и которой нам можно поучиться у него?
Прежде всего, в прошении сотника об исцелении его слуги выразилась сердечная и твердая вера во всемогущество Иисуса Христа.
«Скажи только слово, — говорил он Спасителю, — и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (Мф. 8, 8—9). «А Ты, — как рассуждал сотник, — Ты Повелитель всего мира, Распорядитель силами его и дарами Божиими. Ты всемогущий Чудотворец, по одному слову Своему можешь сделать все, что ни захочешь». Эта-то твердая вера во всемогущество Иисуса Христа и была прежде всего угодна и приятна Спасителю, и такой-то веры прежде всего Он требовал от всех, обращающихся к Нему с теми или другими нуждами, с теми или другими просьбами: «Веруете ли, что Я могу это сделать? ... по вере вашей да будет вам»(Мф. 9, 28, 29).
И от нас, братия и сестры, если мы желаем, чтобы наши прошения были услышаны Богом, требуется прежде всего сердечное, живое и твердое убеждение в том, что Бог — везде, все видит, все знает, что Он премудр, всесилен и всемогущ, что Он, кроме того, благ, милосерд и любвеобилен, — по всему этому Он и может, и восхощет исполнить наши прошения, к Нему обращаемые. Господу угодно и приятно, когда мы воздаем Ему славу, исповедуя Его величие, а нашею твердою верою мы и проявляем пред Ним это исповедание. Слово Божие неложно говорит нам: «Если кто, имея твердую веру, скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет» (Мк. 11, 23). «А сомневающийся, — говорит нам то же слово Божие, да не думает ... получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1, 6-7). «А если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя», — говорит Бог (Евр. 10, 38). Поучимся же у сотника живой твердой вере без колебания, сомнения и двоедушия.
Далее, в прошении сотника обнаружилась вера смиренная, то есть проникнутая у него глубоким сознанием своего недостоинства. Иисус Христос хотел лично прийти к больному слуге сотника; сотник же, отвечая, сказал: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8, 8). Видите, какое смирение, какое сознание своего ничтожества пред всемогущим Спасителем выказал сотник! Действительно, сердечная твердая истинная вера необходимо соединена бывает со смирением: там, где исповедуется всемогущество и величие Божие, там в то же самое время очевидно исповедуется и ничтожество человека пред величием и всемогуществом Божиим. И нам, дорогие братия и сестры, когда обращаемся мы с каким-либо прошением к Богу, следует иметь смиренное сознание своего недостоинства, своего бессилия и немощи, своего ничтожества и окаянства, а не думать о себе, что мы что-нибудь значим пред Богом, чем-нибудь заслуживаем Его милости к нам. Все подобные помышления нам нужно отгонять от себя, ибо эти гордые помышления бывают причиною, почему Бог не исполняет наших прошений. «Бог, — говорит святой апостол Петр, — гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5, 5). «И на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливого и трепещущаго словес Моих?» (Ис. 66, 2).
Наконец, в прошении сотника обнаружилась вера, соединенная с любовью к ближнему. Из любви-то, из сострадания к ближнему, и не родному, а чужому — к слуге своему, — сотник и заботится, и беспокоится, и так смиряется пред Спасителем. «Господи! Слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает» (Мф. 8, 6), — взывает к Спасителю смиренный, чувствительный к страданиям ближних сотник. За это на его любовь скоро отозвалась и божественная любовь и сейчас же выразила готовность исполнить прошение веры.
А у нас часто, братия, бывает так, что, обращаясь с прошениями к Богу, мы в то же время имеем и носим в себе вражду и злобу к ближнему своему. Бывают и такие, может, у немногих, прошения к Богу, чтобы Он наказал ближних их какими-либо бедствиями и несчастьями. Как же мы можем хотеть, чтобы Он услышал эти наши прошения и исполнил их, когда Он говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отецваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14—15)? Если же у нас не бывает в сердце вражды и злобы к ближнему, то все же в нашей душе во время прошения бывают холодность и равнодушие к нуждам ближних, и мы не оказываем им милости, хотя бы и могли им ее оказать. С какими же мыслями и духом мы обратимся ко Господу о своих нуждах? Полагаясь только на одну веру свою? Но ведь только вера, действующая любовью, имеет цену в очах Божиих. О немилостивых же сказано, что суд без милости не сотворшему милости (Иак. 2, 13).
Итак, дорогие братия и сестры, будем обращаться к Богу со своими прошениями с верою живою, сердечною и несомненною, растворенною любовью и проникнутою любовью к ближним. И тогда Господь услышит наши прошения и исполнит их, ибо Он Сам сказал: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и все вам необходимое для временной жизни вашей приложится» (Мф. 6, 33). Аминь.
Архимандрит Кирилл (Павлов)