В Неделю пятую Великого поста Православная Церковь отмечает память преподобной Марии Египетской. Житие ее читается в храмах на вечернем богослужении в среду на службе именуемой Мариино стояние, оно всем известно.
Во все времена люди особо чтили тех, кто отдавал свои силы и способности на общее благо. Слово Божие и святые отцы также учат нас, что дар Божий дается человеку для того, чтобы быть светом миру; поверхностный взгляд может увидеть в этом ложно-гуманистический призыв «служить человечеству». Однако в житии святой Марии Египетской ничего подобного мы не находим. Она, получившая от Бога прощение, не стала проповедницей покаяния. Как до, так и после обращения ко Христу она думала лишь о себе. Сперва — как получить больше удовольствий, затем — как принести еще большее покаяние. Вся ее воля, вся энергия была направлена лишь внутрь самой себя. Она не думала ни о чем и ни о ком, кроме самой себя и Бога. Ее руководством были слова Спаителя: «Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить?» (Лк. 9, 25). Однако в этом непрестанном самоуглублении и состояло великое и смиренное служение преподобной Марии всему миру. «Без Меня, — говорит Господь, — не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).
Только если человек сам будет открыт Богу, действующая в нем благодать послужит и пользе прочих. Но никакие подвиги и жертвы на благо других не принесут пользы, если между человеком и Богом будет стоять стена. Именно это имел в виду преподобный Серафим Саровский, когда говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя».
В евангельском чтении пятой недели поста (Мк. 10, 32-45) говорится о том, как ученики Спасителя стали просить, чтобы Он дал им в Царстве Небесном почести наподобие тех, что имеют царедворцы земных владык. В ответ Господь в очередной раз объяснил Своим спутникам, что Его Царство не имеет ничего общего с насилием, гордыней, подавлением одних другими, на чем основаны все прочие государства и общества. Царство Христово «не от мира сего» (Ин. 18, 36); оно приходит не «приметным образом» (Лк. 17, 20), но наступает, когда Бог воцаряется в любящем сердце (ср. Лк. 17, 21). Это Царство явилось в жизни и смерти святой Марии Египетской, и к тому, чтобы оно пришло в нашу жизнь, призывает нас Церковь в пятое воскресенье Великого поста.
В воскресный день Божественную Литургию совершил духовник монастыря игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении протоиерея Александра Кружкова и диакона Дионисия Лаврова. На всенощном бдении накануне молилось 96 человек, на Литургии в воскресенье – 187 человек, из них 116 причастилось Святых Христовых Тайн.
Использованы материалы книги
"Вот пост, который Я избрал"
УРОК МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ
Мы вспоминаем сегодня святую Марию Египетскую; и от нее мы можем научиться многому, что нам нужно. Она была всем известной грешницей, предметом искушения и соблазна для всех. Как она стала грешницей — мы не знаем: качествовало ли зло в ней самой? была ли она соблазнена, подверглась ли насилию? Как она стала блудницей, мы никогда не узнаем. Но одно мы знаем достоверно: как-то она пришла в храм Матери Божией, Которая — образ совершенной цельности, целомудрия, и вдруг почувствовала, что не может войти в него. Не стоит представлять, будто чудесная сила не давала ей переступить порог; сила эта была, вероятно, — наверное! — в ней самой. Она почувствовала, что эта область слишком свята, чтобы она посмела войти в Ее присутствие, стоять внутри храма.
Но этого было достаточно, чтобы она осознала, что все ее прошлое темно, и что выйти из этого можно только одним путем: сбросить с себя все зло и начать новую жизнь. Она не пошла за советом на исповедь; она ушла из города в пустыню, в знойную пустыню, где ничего не было, только песок, и голод, и отчаянное одиночество.
Она может научить нас чему-то очень важному. Святой Серафим Саровский не раз говорил приходящим к нему, что вся разница между грешником погибающим и грешником, который находит свой путь к спасению, в одном: в решимости. Благодать Божия всегда рядом: но мы не всегда отзываемся, как отозвалась Мария; как она отозвалась на ужас, охвативший ее, когда она осознала себя и, вместе, святость, красоту, цельность и целомудрие Матери Божией, и на все, на все она была готова ради того, чтобы переменить жизнь.
И так год за годом, в посте, в молитве, среди жгучей жары, в отчаянном одиночестве среди пустыни, она сражалась со всем злом, накопившимся в ее душе. Потому что недостаточно осознать его; недостаточно даже отвергнуть его усилием воли: оно здесь, в наших воспоминаниях, в наших вожделениях, в нашей хрупкости, в той порче, которую приносит с собой зло. Ей пришлось бороться всю жизнь, но, в конце концов, она победила; она действительно подвигом добрым подвизалась, она очистилась от скверны, она смогла войти в область Божию: не в храм, не «куда- то» — в вечность.
Она многому может научить нас. Она может научить тому, что когда-то мы должны осознать: та царственная область, куда мы входим так легко, — Церковь, да и просто сам мир, сотворенный Богом, остался чист от зла, хотя покорился, поработился злу из-за нас. Если бы когда-нибудь мы осознали это и почувствовали, что только нам нет там места, и в ответ покаялись бы, то есть, отвернулись бы в ужасе от самих себя, отвратились от себя в непреклонной решимости — и мы могли бы последовать ее примеру.
Этот пример ее образа предлагается нам как завершающий момент постного времени, этой весны жизни. Неделю назад мы слышали учение, призыв святого Иоанна Лествичника, составившего целую лестницу совершенства, с помощью которой мы можем преодолеть зло и прийти к правде. А сегодня мы видим пример, — пример той, которая из самых глубин зла поднялась на высоты святости и говорит нам словами Великого канона Андрея Критского: Душа, Бог может прокаженное убелить и очистить, не отчайся, хотя ты и прокаженная...
Пусть ее образ будет для нас новым вдохновением, новой надеждой, даже новой радостью, но и вызовом, призывом, потому что напрасно мы воспеваем хвалу святым, если ничему не учимся от них, не стремимся подражать им.
Через неделю мы окажемся на пороге Страстной седмицы... Войдем в эту Страстную седмицу с готовностью встретить Матерь Божию лицом к лицу хотя бы нашей решимостью стать достойными Ее молитв, и затем пойдем день за днем, следуя за событиями Страстной и ставя все время себе вопрос: «Где я стоял бы, окажись я их участником?»
Митрополит Сурожский Антоний