Наступают дни Святой Четыредесятницы, когда каждый благочестивый христианин считает для себя непременным долгом принести Богу покаяние. Все мы грешники. Нет ни одного человека, который бы пожил и не согрешил. Для нас нет иного пути ко спасению, кроме пути покаяния и стяжания добродетели. Великий пост благоприятное время встать на этот спасительный путь.
Мы должны винить в грехопадениях самих себя, а не других. Ни соблазны мира, ни совращения злых людей, ни искушения диавольские не могут вовлечь нас в грех, если не будет на то нашего злого произволения. По свидетельству мудрых и святых мужей, чем человек немощнее, тем он более способен к доброделанию: в немощи нашей совершается сила Божия. Всего лучше и благонадежнее для нас осуждать во всем самих себя, укорять за все себя одних. «Если душа обвиняет себя пред Богом, Господь ее возлюбит», уверяет авва Пимен.
При самоосуждении себя за грехи мы должны сердечно сокрушаться о них и проливать горькие слезы о беззакониях своих. Слезами мы можем омыть греховную скверну души нашей. «Кто хочет очиститься от грехов, пусть очищает их слезами. ...Кто здесь не плачет о себе, тот вечно будет плакать там. Итак, необходимо плакать или здесь добровольно, или там от мучений», учит авва Пимен.
Сокрушаясь о грехах, мы легко обезопасим себя от новых поползновений на те же грехи. Наша бесчувственность ко греху прямо говорит о нашем нежелании расстаться с ним. Но, сокрушаясь о грехах, мы не должны предаваться скорби неумеренно, не должны доходить до отчаяния, представляя все множество и великость своих грехов: отчаяние есть сатанинское дело, которое может свести в самую пропасть зла, поселить ад в душе, до того как низведет ее во ад.
Сколько бы грехов ни было у нас и как бы велики ни были они, у Бога милосердия еще больше. Сознавая свои грехи, осуждая в них самих себя, плача о них мы должны плач свой растворить верой в божественного Искупителя и упованием на беспредельное милосердие Божие. Мы должны исповедать, обнаружить свое греховное состояние перед священником, не утаивая от него ни одного греха. Через исповедь мы как бы извергнем вон греховный яд и обретаем твердую решимость не повторять их более.
«Благо исповедание грехов, когда следует затем исправление» - учит Иоанн Златоуст. В противном случае покаяние наше будет не более, чем лукавство и лицемерие перед Богом. Отпустит ли Бог нам грехи, когда мы их сами не оставляем? А чтобы нам легче было удержаться от грехов после покаяния, постараемся, особенно на первых порах, когда мы еще не окрепли нравственно, удаляться от тех лиц и мест, какие могут подать нам случай к падениям. Но если нам, по немощи своей, довелось снова впасть в те же грехи, которые милосердие Божие простило нам через таинство покаяния, мы все-таки не должны приходить в отчаяние. «Хотя и тысячу раз согрешаем, но потом опять прибегнем к покаянию, то снова очистимся от скверн и от соделанных нами беззаконий», учит преподобный Ефрем Сирин.
Итак, воспользуемся милостью Божией, данной нам во дни Святой Четыредесятницы спасительным лекарством покаяния!
Духовник монастыря
иеромонах Пимен
Фотогалерея