Главная
Среда, 18 Май 2016 00:00

Паломничество на Кипр. Часть 2

Паломническая группа, возглавляемая Матушкой Игуменией Феодосией, в состав которой входили настоятельница Иоанновского женского монастыря Саратовской епархии игумения Еликонида, сестры, воспитанницы и прихожане нашей обители совершила поездку на Кипр с 6 по 16 мая сего года.
Целью группы было посетить побольше святых мест древнего Кипра...

Еще одна святыня древнего Кипра - церковь Панагия Ангелоктисти, одна из древнейших церквей Кипра. Дошедшая до наших дней византийская церковь построена в XI веке на руинах раннехристианского храма. Большую художественную и духовную ценность представляет мозаика VI века с изображением Богоматери с младенцем Иисусом, в окружении архангелов Михаила и Гавриила. Авторы ее неизвестны, как и точное время создания, многое указывает на VI век. Ученые, которые исследовали ее, пришли к выводу, что над этим шедевром ранневизантийского периода работало несколько мастеров. panagiyaНа золотом фоне мозаики изображена Богородица в темном одеянии, на ее фоне ярко выделяется младенец Иисус. С обеих сторон от нее архангелы Михаил и Гавриил, оба они протягивают ей сферы, которые держат в руках. К сожалению, изображение архангела Михаила повреждено, некоторые детали безвозвратно утеряны. Вся композиция производит колоссальное впечатление. Никого не оставляет равнодушным величественное немного грустное лицо Богоматери.

Подобные мозаики в хорошем состоянии сохранились только в еще одной церкви на Кипре – в церкви Пресвятой Богоматери Канакариас на северной территории Кипра.
Во время арабских набегов на Кипр VII-IX веков храм был частично разрушен. В XI веке, на основании разрушенного здания была отстроена византийская церковь, сохранившаяся по сегодняшний день. Древняя мозаика была закрыта слоем штукатурки, её случайно обнаружили только в 1952 году при реставрации храма. В XII веке рядом возведена часовня в честь святых бессребренников Косьмы и Дамиана, а в XIV – римско-католическая часовня, которая на сегодняшний день является входом в храм.

IMG 0284Со строительством первой, раннехристианской, церкви связано несколько легенд. Одна из них такова: жители соседнего Китиона (современная Ларнака) начали строительство новой церкви Пресвятой Богоматери, но на утро не нашли его. Строительство за ночь было перенесено в другое место. Следующей ночью, заинтригованные жители решили проследить за церковью. Ночью небеса разверзлись, и сонм ангелов опустился на землю. Церковь, необыкновенной красоты и изящества, была достроена в одну ночь. «Ангелоктисти» означает «построенная ангелами».

В парке рядом с храмом, со стороны алтаря, растёт одно из старейших на острове деревьев, охраняемое государством.

limassolДля того, чтобы попасть на встречу с Митрополитом Афанасием, группа отпавилась в Лимассол. В состав комплекса зданий, предназначенных для Лимассольской митрополии, входят церковь Панагия Кафолики, здание резиденции Митрополита Лимассольского Афанасия и помещения для приёма гостей - архондарик. Церковь представляет собой образец современной греческой православной архитектуры, интерьер храма богато украшен фресками, иконами и резными деревянными элементами. Там находится икона всех кипрских святых, иконы преподобного Иосифа Исихаста, преподобного Порфирия – старцев, хорошо известных русским православным людям.
Саратовских паломников принял и благословил Митрополит Лимассольский Афанасий. Владыка также вручил всем памятные подарки.

Один из монастырей, в котором побывала группа - монастырь преподобного Неофита. Монастырь находится довольно высокоmon prp neofita над уровнем моря рядом с глухой горой, которая защищает его от сильных ветров. Такое укромное место его основатель св. Неофит выбрал неслучайно, всю свою жизнь он искал аскетического уединения, и только здесь в возрасте 36 лет он его ненадолго обрел. Св. Неофит родился в 1134 году в бедной семье. Его родители, заметив, что подрастающий сын имеет тягу к знаниям, отправили ребенка в монастырь св. Иоанна Златоуста. Там началось служение Господу Богу. Сначала он возделывал монастырские виноградники и учился грамоте и письму. Очень скоро пришло желание стать отшельником, юноша спросил разрешение у настоятеля. Однако Неофит был еще слишком молод, и ему не было позволено уйти в отшельники. После этого было паломничество на Святую землю, возвращение в монастырь и снова отказ настоятеля. Скитания по Малой Азии и прибытие на Кипр, где в 1159 году он наконец нашел уединение в небольшой пещере недалеко от Пафоса. Там он провел семь лет в одиночестве и молитвах. Неофит за это время создал в скале небольшую церковь-скит и келью, где вырубил для себя могилу. Его жизнь, как он ни старался, не осталась незамеченной.

mon prp neofita2Вскоре слух о благочестивом служителе Божьем разлетелась по окрестностям, его стали посещать другие монахи. Неофит принял священнический сан и взял себе учеников. Так в 1700 году возник монастырь, который стал быстро развиваться, число монахов и келий стало расти. Через некоторое время постоянные посетители монастыря стали тяготить Неофита и мешать его стремлению к аскезе. Он вырубает для себя над скитом отдельную келью. С тех пор для наставлений и общения с монахами было выбрано только воскресенье, когда Неофит спускался в обитель. Все остальное время он проводил в молитвах и написании своих трудов. Именно благодаря им Неофит также известен как один из значимых церковных писателей XI века. Ему принадлежит множество псалмов и гимнов, проповедей и комментариев к Библии. Наиболее известное творение - «Ритуальный Указ», который в настоящее время хранится в библиотеке Эдинбурга в Шотландии.

Еще при жизни св. Неофита в 1185 году стены в кельях были расписаны, большинство фресок выполнил Феодор Апсевдис, о чем свидетельствует надпись, оставленная самим мастером. mon prp neofita4Посетителей до сих пор поражают искусные фрески сцен Страстей Господних. Также впечатляют фрески, на которых изображен сам Неофит. На одной он с двумя архангелами Михаилом и Гавриилом, которые ведут его на встречу с Христом. На другой св. Неофит молится Христу, а по обеим сторонам от него обращаются к Христу Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель. Точная дата смерти св. Неофита неизвестна, предположительно это произошло в 1219 году. Монахи выполнили волю святого и похоронили его в могиле, которую он сам для себя приготовил, отгородив это место стеной. Вплоть до 1756 года точное место захоронения было потеряно, лишь случайно останки святого были обнаружены. С тех пор день 25 января отмечается в монастыре. В истории монастыря после смерти св. Неофита были и светлые, и темные страницы. В 1503 году недалеко от первой кельи был возведен новый монастырский храм и остальные постройки, которые сейчас составляют монастырский комплекс. Монастырь был вскоре разграблен турками, а монахи ушли из него. Возрождение началось лишь в 1611 году, когда монастырь стал ставропигиальным. К 1735 году в нем вновь чувствовался упадок, лишь в 1756 году, когда монахи обрели мощи св. Неофита, монастырь окончательно возродился.

В паломничество в другую древнейшую обитель Кипра – монастырь Махерас - группа отправилась в полном составе, включая самых маленьких паломников.

Возникновение монастыря Махерас связано с обретением чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Произошло это в конце XII века, когда два отшельника Неофитос и Игнатиос, ведомые божественным предсказанием, обнаружили ее в пещере. Как гласит легенда, отшельники увидели божественный свет в долине близ горы Киони и пошли на него.machariotissa Вскоре путь им преградил кустарник, который закрывал вход в пещеру. По одной из версий у них с собой был нож, с помощью которого они разрубили кусты, попали внутрь и увидели образ Пресвятой Богородицы, излучавший божественный свет. По другой версии нож лежал рядом с иконой, охраняя ее. Скорее всего, икона была спрятана неизвестным монахом еще во времена иконоборчества. Как бы то ни было, нож сыграл большую роль в истории монастыря. Само слово «нож» по-гречески звучит «махерас». Во-первых, он дал название иконе, во-вторых, монастырю, в-третьих, окрестность тоже получила одноименное название.

Отшельники, которые нашли икону, появились в этих живописных горных местах примерно в 1145 году. Первым здесь поселился монах Неофит, бежавший от мусульман из Иорданской пустыни. По легенде именно ему явилась Богородица и указала на место близ горы Киони, где он должен был поселиться. После обретения иконы отшельники решили, что монастырь должен располагаться недалеко от пещеры. Еще до начала строительства Неофитос внезапно умирает, и разделить одиночество Игнатиоса приходит Прокопий. Вместе они в 1172 году отправились в Константинополь, чтобы просить поддержки у императора Мануила Комнина. Монахи убедили его в том, что место, где они хотят основать монастырь, действительно чудотворное. Мануил выделил им земли и пожаловал им ежегодную ренту в 50 монет. Монастырь должен был стать ставропигиальным, то есть независимым от власти местного епископа. После их возвращения началось обширное строительство. Появилась часовня в честь Богоматери, кельи, затем церковь и крепостные стены. Стены с узкими прорезанными окнами действительно похожи на крепостные, равно как и весь монастырь, стоящий на краю глубокого оврага с перекинутым через него мостом, напоминает хорошо укрепленную крепость.

К сожалению, вскоре один за другим умерли его основатели, их приемником стал отец Нилос. При нем монастырь расширился, число монахов неуклонно росло. Он учредил школу, в 1201 году создал устав обители, который до сих пор здесь хранится. Согласно уставу монастырь жил по строгому, практически афонскому, уставу. За свою долгую историю монастырь Махерас пережил много печальных моментов. В период латинского королевства из-за репрессий католических епископов он приходит в упадок, несмотря на то, что обитель не раз становилась убежищем Лузиньянов во время чумы и других бедствий. В 1530 году в монастыре случился первый серьезный пожар, однако и устав, и икона были спасены. Затем был период турецкого правления, в течение которого обитель несмотря на притеснения все же развивалась. К сожалению, вплоть до 1720 года информации о монастыре сохранилось немного, лишь со времен настоятеля Парфениоса история монастыря известна более или менее достоверно. macheras2Под руководством этого одаренного человека обитель была реконструирована, существенно расширились ее земельные владения. Затем были и другие настоятели, которые трудились на благо монастыря, старались сделать все для его процветания. Пожар, случившийся в 1892 году, перечеркнул все старания монахов, все строения были практически уничтожены, уцелели только иконы и сокровища. После этого вновь начался период восстановления, пожертвования собирались буквально со всего мира, в том числе и в России. С тех пор в храме висят русские колокола.

Во время борьбы за независимость Кипра в 1955-1959 году в монастыре укрывался герой национально-освободительной борьбы Григориос Авсентиу. Англичане несколько раз обыскивали монастырь, надеясь найти Григориоса, в то время, когда тот в монашеской одежде стоял и наблюдал за ними. Англичане смогли расправиться с ним, когда он находился в другом своем убежище в нескольких километрах от монастыря. Они окружили его и призвали сдаться в плен. Когда герой отказался, англичане облили его пристанище бензином и подожгли. В память об этом во дворе монастыря установили бронзовый памятник, в музее хранятся вещи героя.

macheras1Иноки обители по-прежнему придерживаются строгих афонских правил лишь с той разницей, что женщины в обитель допускаются. Монастырь, расположенный в очень живописном месте, посещает множество туристов и паломников, которые желают не только помолиться чудотворной иконе Богородицы Махерас, но и приблизиться к природе. Саратовскую группу принял настоятель монастыря епископ Лидры Епифаний. Владыка благословил наших паломников, вручил подарки. Один из братий монастыря монах Иустин провел небольшую экскурсию по монастырю, во время которой все желающие могли позвонить в монастырские била. Также саратовцы посетили могилу настоятеля монастыря Махерас в 1999-2004 гг. архимандрита Арсения.

Всем паломникам запомнилось посещение обители Пресвятой Богородицы Саламиотиссы, которая находится примерно в 1 километре к востоку от деревни Саламиу (округ Пафос).
Мужской монастырь на этом месте был основан в XVI веке, в начале XIX века онsalamiusskiy пришел в запустение. От старого монастыря до наших дней сохранилась только маленькая церковь. С 1996 года начались работы по восстановлению монастыря, в 2002 году было построено его северное крыло, и он был заново открыт. Сейчас это действующий женский монастырь, в котором живут 3 монахини. В монастыре ведутся активные строительные работы.
Самая главная монастырская святыня - чудотворная икона Божьей Матери Саламиотиссы, датируемая XIII веком. Другие старинные иконы, находящиеся здесь (Спасителя и Иоанна Предтечи), были написаны в XVI веке.

Невозможно было не посетить одну из самых известных обителей Кипра - Киккский монастырь.

kikkskiyИстория Киккского монастыря началась 900 лет назад. За время своего существования вокруг него, его основателя и святынь сложилось множество легенд и преданий. История монастыря поистине драматична, он много раз горел в лесных пожарах, страдал от нашествий врагов, переживал расцветы и упадки. Сейчас это самый известный и самый богатый монастырь на острове. Начало строительства монастыря относится предположительно к ХI веку. Легенда, которая рассказывает об истории его возникновении, завораживает. По преданию герцог Эммануил Витомитис, византийский наместник Кипра, заблудился в лесу во время охоты и случайно встретил отшельника Исайю. Герцог пытался расспросить его, как найти дорогу, но монах находился в молитве к Богу и не мог прервать ее. Он ничего не ответил герцогу, что вызвало гнев Витомитиса. Герцог жестоко обругал отшельника и ударил его палкой. Через некоторое время герцога разбил паралич. Тогда он вспомнил о своем поступке и приказал привести Исайю, чтобы просить о прощении. Монах простил, стал молиться за герцога, Витомитис чудесным образом выздоровел. Полный благодарности, он обещал выполнить любую просьбу своего спасителя. Однако Исайя попросил сделать вещь невыполнимую - привести на Кипр из Константинополя драгоценнейшую святыню императора икону Богоматери, написанную св. Лукой. Герцог и Исайя отправились в Константинополь. Вскоре у императора заболела дочь, и он, узнав о силе молитв Исайи и о тех чудесах, которые тот сотворил с герцогом, пригласил Исайю во дворец.kikkskiy 1 И опять свершилось чудо, дочь императора поправилась. На этот раз свою просьбу Исайя повторил императору, который был ошеломлен и огорчен, услышав ее. Он был не готов расстаться с иконой и предлагал монаху другие богатства, однако тот от всего отказывался и в конце концов вернулся к себе. Через некоторое время император сам пал от той же болезни и вынужден был снова просить помощи Исайи. Когда же он выздоровел, то решил выполнить просьбу чудесного монаха. Однако не нашел в себе силы расстаться с иконой и хотел отправить на Кипр копию. К нему явилась Богоматерь и приказала отправить оригинал. Так икона попала на Кипр, с этого момента начинается история монастыря. kikkskiy 2Икона и по сей день находится в монастыре. Ее невозможно увидеть, так как с 1576 года она скрыта золотым занавесом, поскольку, если человек увидит ее, то ослепнет, этому были свои подтверждения. У этой традиции также есть свое предание. Считается, что император поставил условие, когда отправлял икону, что никто не сможет взглянуть на нее. Видимо, икона была настолько дорога ему, что он не захотел ни с кем делиться своим сокровищем. Хотя, конечно же, это всего лишь легенда, многие ставят под сомнение тот факт, что икона, которая является милостливой, может ослеплять людей. Тем более, что она стала образцом для многих других икон. Из-за того, что монастырь много раз горел, сегодня его комплекс состоит из построек, возведенных в разные периоды. Так главный храм возведен в 1541 году, и только в алтаре сохранились старинные фрески. С того времени сохранилось всего несколько икон, среди них «Распятие Христа». Иконостас храма создан в 1755 году и дошел до нас почти нетронутым. Рядом возвышается колокольня, один из ее колоколов отлит в России, что подтверждает надпись на нем. Россия имела свои отношения с Киккским монастырем, в его музее до сих пор хранятся реликвии, сделанные русскими мастерами. О музее монастыря нужно говорить отдельно, он обладает богатейшей коллекцией икон, писаний и старинной церковной утвари.

На обратном пути группа посетила храм в деревне Омодос, который раньше был монастырем Святого Креста, а теперь является приходским храмом.

В монастыре хранится частичка Святого Креста, который императрица Елена вместе с двумя другими крестамиkrest везла с собой из Палестины. Монастырь в Омодосе, живописном селении в предгорьях Троодоса, получил свое название в честь Святого Креста. По преданию крест, от которого исходил чудесный свет, был обнаружен в пещере. Вскоре местные жители заметили, что он исцеляет и творит чудеса, над пещерой появилась небольшая часовня, впоследствии на этом месте и возник монастырь. Монастырь просуществовал до 80-х годов XIX века, одно время он был очень богатым, имел несколько подворьев, в том числе в Киеве. За все время своего существования монастырь Святого Креста пользовался огромным уважением у местных жителей и паломников. Подобное почитание помогло монастырю во времена турецких завоеваний, турецкий султан издал специальный указ, запрещающий разграблять монастырь и захватывать его территории. Благодаря этому в монастыре сохранилось много реликвий и святынь. Среди них: Части веревок «Агиос Канавос» («Святая верёвка из пеньки») или «Агио скинии» («Святая верёвка»), которой был привязан к креста Иисус Христос после пробития гвоздями, чтобы вес собственного тела не послужила падению с креста, впоследствии разрыва мягких тканей тела от металлических гвоздей (инкрустированные в драгоценный крест для богослужения, является единственной такой сохраненной реликвией в мире) глава Апостола Филиппа, частички мощей Иоанна Предтечи, св. Пантелеймона, cв. Марины и других.

В последний вечер паломничества на Кипре наша группа отметила импровизированным концертом – девочки выступили с небольшой программой, которая превратилась в «вечер дружбы», потому что ее продолжили своими танцами и песнями их греческие ровесники.

 

Фотогалерея 2

Просмотров: 3256  

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 11 10 2024dynmod 401
  • 08 28 2024dynmod 508
  • 11 05 2024dynmod 201
  • 08 28 2024dynmod 507
  • 11 21 2023dynmod 101
  • 11 05 2024dynmod 202
  • 10 02 2024dynmod
  • 10 14 2024dynmod 513
  • 10 14 2024dynmod 503
  • 11 04 2024dynmod 102
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 11 21 2024dynmod 501
  • 08 03 2024dynmod 300
  • 09 17 2024dynmod 901
  • 10 14 2024dynmod 507
  • 11 04 2024dynmod 105
  • 11 04 2024dynmod 104
  • 11 05 2024dynmod 204
  • 10 14 2024dynmod 505
  • 07 21 2024dynmod 702
  • 10 27 2024dynmod 810
  • 10 08 2024dynmod 301
  • 10 14 2024dynmod 506
  • 11 21 2024dynmod 502
  • 10 14 2024dynmod 512
  • 10 14 2024dynmod 504
  • 11 21 2024dynmod 503
  • 08 29 2024dynmod 703
  • 10 27 2024dynmod 814
  • 10 14 2024dynmod 508
  • 10 27 2024dynmod 812
  • 11 05 2024dynmod 206
  • 08 04 2024dynmod 208
  • 11 05 2024dynmod 205
allistshapka4

МОНАСТЫРЬ
АЛЕКСИЕВСКИЙ МОЙ

Каждый раз возвращаюсь другой-
Обновленной, очищенной, кроткой.
Монастырь Алексиевский мой
Стал на небо дорогой короткой.

Вырываясь из душных квартир,
От проблем, толчеи на дорогах,
Попадаем мы в Ангельский мир,
На земле - во владения Бога.

Здесь и дышится легче стократ,
Вторят птицы девичьему хору.
Озаряют восход и закат
Купол храма, венчающий гору.

Там внизу, под горой, суета
Правит бал в муравейнике буден.
Здесь молитвы, покой, чистота
Лечат души измученным людям.

Здесь просфоры, святая вода -
Цельбоноснее нету лекарства.
Потому нас и тянет сюда -
Во владения Божьего Царства.

Я на землю схожу, не спеша,
Здесь все то же - пороки и страсти...
Но хранит еще долго душа
Ощущение мира и счастья.


               Валерия Соколова

 

allistfoot

citPatr 2020

Календарь

Пожертвование на нужды монастыря

 

S5 Box

Патриархия  Православие и современность