Главная
Понедельник, 28 Сентябрь 2015 15:54

О святой великомученице Параскеве Пятнице

С 3 по 18 октября включительно в нашей обители будет пребывать мироточивая икона великомученицы Параскевы Пятницы из храма св. апостола Андрея Первозванного г. Владивостока. Сегодня мы публикуем житие святой великомученицы Параскевы, рассказ о почитании ее на Руси, а также краткие сведения о со­и­мен­ных ей свя­тых же­нах.


Четыре святые Параскевы

Ес­ли мы отк­ро­ем пра­вос­лав­ный ка­лен­дарь, то уви­дим, что в свят­цах ука­за­ны че­ты­ре свя­тые Па­рас­ке­вы: пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва Римс­кая (II век), пре­по­доб­ная Па­рас­ке­ва (Пет­ка) (XI век), му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва Римс­кая (I век) и ве­ли­ко­му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва Пят­ни­ца (III—IV ве­ка).
На­пом­ним, что в ли­ке пре­по­доб­ных прос­лав­ле­ны свя­тые мо­на­хи и мо­на­хи­ни, в ли­ке му­че­ни­ков — те, кто пре­тер­пел стра­да­ние и смерть за имя Хрис­то­во. Ве­ли­ко­му­че­ни­ка­ми же на­зы­ва­ют­ся те свя­тые му­че­ни­ки, ко­то­рые, как и свя­тая Па­рас­ке­ва Пят­ни­ца, ис­пы­та­ли осо­бен­но тяж­кие и про­дол­жи­тель­ные му­че­ния, про­я­вив при этом уди­ви­тель­ное му­же­ст­во и твер­дость в ве­ре. Их под­виг при­шел­ся на пер­вые ве­ка хрис­ти­а­н­ства, а это бы­ли вре­ме­на жес­то­ких го­не­ний на хрис­ти­ан им­пе­ра­то­ров-языч­ни­ков — пра­ви­те­лей Римс­кой им­пе­рии. Сре­ди ве­ли­ко­му­че­ни­ков нам из­ве­ст­ны свя­тые Ге­ор­гий По­бе­до­но­сец, це­ли­тель Пан­те­ле­и­мон, Фе­о­дор Стра­ти­лат, Ди­мит­рий Со­лу­нс­кий, свя­тые же­ны Вар­ва­ра, Ека­те­ри­на, Анас­та­сия Узо­ре­ши­тель­ни­ца и мно­гие дру­гие.
Ве­ли­ко­му­че­ни­цу Па­рас­ке­ву час­то пу­та­ют с ее свя­ты­ми «тез­ка­ми», да­же в цер­ков­ной ли­те­ра­ту­ре фак­ты из жи­тия од­ной Па­рас­ке­вы иног­да при­пи­сы­ва­ют­ся дру­гой. По­э­то­му преж­де, чем на­чать рас­сказ о Па­рас­ке­ве Пят­ни­це, хо­те­лось бы посвятить нес­коль­ко слов и со­и­мен­ным ей свя­тым же­нам.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва Римс­кая (26 ию­ля/8 ав­гус­та) жи­ла ве­ком рань­ше ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы и так же по-апос­тольс­ки про­по­ве­до­ва­ла хрис­ти­а­н­ство языч­ни­кам. По ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра Ан­то­ни­на она бы­ла бро­ше­на в ко­тел с ки­пя­щей смо­лой, но ос­та­лась нев­ре­ди­мой. Им­пе­ра­тор усом­нил­ся, действи­тель­но ли смо­ла в кот­ле расп­лав­ле­на, и не­ос­мот­ри­тель­но при­ка­зал плес­нуть в не­го жид­костью. Па­ла­чи ис­пол­ни­ли его по­ве­ле­ние, но рас­ка­лен­ная смо­ла по­па­ла пра­ви­те­лю в гла­за, и он мгно­вен­но ос­леп. Им­пе­ра­тор стал умо­лять му­че­ни­цу об ис­це­ле­нии. По мо­лит­ве свя­той Па­рас­ке­вы к Ан­то­ни­ну вер­ну­лось зре­ние, он уве­ро­вал во Хрис­та и при­нял Кре­ще­ние (эту ис­то­рию оши­боч­но часто приписывают Па­рас­ке­ве Пят­ни­це).
Бо­лее все­го пре­по­доб­но­му­че­ни­цу Па­рас­ке­ву знают и по­чи­та­ют гре­ки. Час­ти­цы ее мо­щей на­хо­дят­ся на Афо­не, в Рус­ском Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­нас­ты­ре. В Кры­му, у се­ла То­по­лев­ка, есть Тро­и­це-Па­рас­ке­ви­е­вс­кий женс­кий мо­нас­тырь, ко­то­рый ос­но­ван имен­но в честь пре­по­доб­но­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы. Су­ще­ст­ву­ет мест­ное пре­да­ние, что имен­но здесь свя­тая встре­ти­ла свою кон­чи­ну, а в том мес­те, где зем­ля обаг­ри­лась ее кровью, появился це­леб­ный род­ник.
Пре­по­доб­ная Па­рас­ке­ва (Пет­ка) (14/27 ок­тяб­ря) осо­бо лю­би­ма в Сер­бии и Бол­га­рии. Ро­ди­лась она в бла­го­чес­ти­вой бол­га­рс­кой семье, пос­ле смер­ти ро­ди­те­лей пост­риг­лась в мо­на­ше­ст­во и уда­ли­лась в Иор­да­нс­кую до­ли­ну, где слав­но под­ви­за­лась до глу­бо­кой ста­рос­ти. Имен­но ее мо­щи, а не ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы (так оши­боч­но пи­шут в не­ко­то­рых кни­гах), по­ко­ят­ся те­перь в ста­рин­ном ру­мы­нс­ком го­ро­де Яс­сы. В Сер­бии свя­той Пет­ке пос­вя­ще­но мно­же­ст­во хра­мов.
Му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва Римс­кая (20 мар­та/2 ап­ре­ля) бы­ла род­ной сест­рой Фо­ти­ны-са­ма­ря­ны­ни, с ко­то­рой бе­се­до­вал Спа­си­тель у ко­лод­ца Иа­ков­ля. Вмес­те с Фо­ти­ной и дру­ги­ми сест­ра­ми она при­ня­ла му­че­ни­чес­кий ве­нец, каз­нен­ная по при­ка­зу им­пе­ра­то­ра Не­ро­на — жес­то­ко­го го­ни­те­ля хрис­ти­ан.
Все че­ты­ре свя­тые Па­рас­ке­вы по­нес­ли ве­ли­кие под­ви­ги и стра­да­ния за имя Хрис­то­во, и все они рав­ны в сво­ей свя­тос­ти пе­ред Бо­гом, но имен­но ве­ли­ко­му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва Пят­ни­ца осо­бен­но приш­лась по серд­цу рус­ско­му на­ро­ду, имен­но ей уда­лось, по­доб­но свя­ти­те­лю Ни­ко­лаю Чу­дот­вор­цу, стать поч­ти «рус­ской» свя­той.


Почитание святой Параскевы Пятницы на Руси

Свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва всег­да поль­зо­ва­лась на Ру­си осо­бой лю­бовью и по­чи­та­ни­ем. Де­вуш­ки мо­ли­лись ей об удач­ном за­му­же­ст­ве, ма­те­ри — за сво­их де­тей. Во мно­гих де­рев­нях был обы­чай в день па­мя­ти ве­ли­ко­му­че­ни­цы (де­ся­тая пят­ни­ца по Пас­хе; 28 ок­тяб­ря/10 но­яб­ря) уст­ра­и­вать крест­ные хо­ды, мо­леб­ны, празд­нич­ные зас­толья. А име­нин­ниц в этот день бы­ло очень мно­го, пос­коль­ку поч­ти в каж­дой мно­го­дет­ной семье од­на из де­во­чек но­си­ла имя Прас­ковья (лас­ко­во Па­ра­шень­ка, Па­шень­ка, Па­рас­ка).
Счи­та­лось, что по мо­лит­вам ве­ли­ко­му­че­ни­цы сох­ра­ня­ет­ся се­мей­ное бла­го­по­лу­чие и счастье. До на­ча­ла XX ве­ка ико­ны свя­той Па­рас­ке­вы бы­ли поч­ти в каж­дом рус­ском до­ме. Кресть­я­не уби­ра­ли их лен­та­ми, цве­та­ми, вы­ши­ты­ми руш­ни­ка­ми, под­вес­ка­ми, ду­шис­ты­ми тра­ва­ми и так вы­но­си­ли на крест­ные хо­ды.
Свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца по­чи­та­лась так­же пок­ро­ви­тель­ни­цей тор­гов­ли: имен­но по пят­ни­цам уст­ра­и­ва­лись тор­ги и яр­мар­ки. На этих тор­жи­щах неп­ре­мен­но ус­та­нав­ли­ва­лась ико­на Па­рас­ке­вы Пят­ни­цы.
В честь ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы на Ру­си стро­и­лись хра­мы и ча­сов­ни, ста­ви­лись до­рож­ные крес­ты с ее ико­ной, ко­то­рые так и на­зы­ва­лись «пят­ни­ца­ми». Да­же са­ми раз­вил­ки, пе­рек­ре­ст­ки до­рог то­же зва­лись «пят­ни­ца­ми». Бы­ло при­ня­то про­во­жать род­ных в даль­ний путь до «пят­ни­цы», или, на­о­бо­рот, встре­чать у «пят­ни­цы». У этих же «пят­ниц» де­ви­цы вы­ма­ли­ва­ли се­бе хо­ро­ших же­ни­хов.


Параскева - покровительница монашества

Хо­тя к свя­той Па­рас­ке­ве на Ру­си боль­ше об­ра­ща­лись как к пок­ро­ви­тель­ни­це семьи и бра­ка, ее мож­но счи­тать и пок­ро­ви­тель­ни­цей девства — са­ма свя­тая пред­поч­ла стать не­вес­той Хрис­то­вой, про­жив свою жизнь в чис­то­те и це­ло­муд­рии.
В жи­тии свя­ти­те­ля Гри­го­рия Бо­гос­ло­ва (IV век) есть сло­ва о том, что ви­де­ние этой свя­той де­вы оз­на­ча­ет при­зыв к не­по­роч­ной и це­ло­муд­рен­ной жиз­ни. Вот что рас­ска­зы­вал о сво­ей встре­че с ве­ли­ко­му­че­ни­цей из­ве­ст­ный ста­рец, схи­игу­мен Пско­во-Пе­че­рс­ко­го мо­нас­ты­ря Сав­ва (Ос­та­пен­ко) (1898–1980): «Ночью мо­лил­ся я пе­ред сво­ей чу­дот­вор­ной ико­ной Ка­за­нс­кой Бо­жи­ей Ма­те­ри. В за­бытьи (на­я­ву или в тон­ком сне — Бог весть!) яви­лась вдруг свя­тая же­на не­о­бык­но­вен­ной чис­то­ты и кра­со­ты. Кто она, я не знал. Она раск­ры­ла пе­ре­до мной всю кра­со­ту мо­на­ше­ст­ва, по­яс­ни­ла раз­ни­цу меж­ду жизнью мо­на­шес­кой и се­мей­ной. Она ска­за­ла, что мож­но спас­тись и в се­мей­ной жиз­ни, но мо­на­ше­ст­во вы­ше».
Вско­ре пос­ле это­го ви­де­ния отец Сав­ва (а тог­да он был еще прос­то Ни­ко­лай) уви­дел в хра­ме ико­ну свя­тых ве­ли­ко­му­че­ниц Вар­ва­ры, Ека­те­ри­ны и Па­рас­ке­вы. В свя­той Па­рас­ке­ве он уз­нал ту са­мую чуд­ную де­ву, ко­то­рая яви­лась ему в ви­де­нии и ука­за­ла путь к мо­на­ше­ст­ву.
Те­перь нас­та­ла по­ра рас­ска­зать о том, кто же она та­кая — свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва, по­лу­чив­шая от Гос­по­да дар ис­це­ле­ния ду­шев­ных и те­лес­ных не­ду­гов, хо­да­тай­ству­ю­щая за всех, кто об­ра­ща­ет­ся к ней с теп­лой мо­лит­вой.


Житие святой великомученицы Параскевы

Свя­тая Па­рас­ке­ва ро­ди­лась в го­ды царство­ва­ния им­пе­ра­то­ра Ди­ок­ле­ти­а­на (ко­нец III — на­ча­ло IV ве­ков) в го­ро­де Ико­ний (сов­ре­мен­ный Ко­ний, ны­не при­над­ле­жит Тур­ции) в семье бо­га­то­го се­на­то­ра. Ее ро­ди­те­ли бы­ли тай­ны­ми хрис­ти­а­на­ми и жи­ли в стра­хе Бо­жи­ем, стро­го соб­лю­дая за­по­ве­ди Гос­под­ни, но дол­гое вре­мя ос­та­ва­лись без­дет­ны­ми. Суп­ру­ги осо­бо по­чи­та­ли день крест­ных стра­да­ний Хрис­то­вых — пят­ни­цу, и про­во­ди­ли его в пос­те и мо­лит­ве, щед­ро по­да­вая ми­лос­ты­ню. За их ве­ру и тер­пе­ние Бог пос­лал им дочь, ко­то­рая ро­ди­лась имен­но в пят­ни­цу. Они так и наз­ва­ли ее Па­рас­ке­ва, что по-гре­чес­ки зна­чит «пят­ни­ца».
Ро­ди­те­ли вос­пи­ты­ва­ли Па­рас­ке­ву в бла­го­чес­тии и чис­то­те. Бла­гос­ло­вен­ная че­та отош­ла ко Гос­по­ду, ког­да де­вуш­ка бы­ла еще весь­ма юной. С детства Па­рас­ке­ва всем серд­цем воз­лю­би­ла Хрис­та и, дос­тиг­нув со­вер­шен­но­лет­не­го воз­рас­та, ста­ла под­ра­жать ве­ре и де­лам сво­их ро­ди­те­лей. Она стро­го ис­пол­ня­ла за­по­ве­ди Гос­под­ни, всег­да бла­го­го­вей­но чти­ла пят­ни­цу и при­ни­ма­ла стран­ни­ков в сво­ем до­ме. Бла­жен­ная Па­рас­ке­ва щед­ро тра­ти­ла свое зна­чи­тель­ное сос­то­я­ние, унас­ле­до­ван­ное от ро­ди­те­лей, не на ук­ра­ше­ния и рос­кош­ную жизнь, а на про­пи­та­ние и одеж­ду для бед­ных.
Де­вуш­ка от­ли­ча­лась ред­кой кра­со­той, но не об­ра­ща­ла ни­ка­ко­го вни­ма­ния на юно­шей, до­мо­гав­ших­ся ее ру­ки: она уне­вес­ти­лась Бес­сме­рт­но­му Же­ни­ху, для Ко­то­ро­го и жи­ла в чис­то­те и це­ло­муд­рии. По­доб­но рав­но­а­пос­толь­ным же­нам, Па­рас­ке­ва ре­ши­ла пос­вя­тить свою жизнь расп­ро­ст­ра­не­нию хрис­ти­а­нс­кой ве­ры сре­ди сво­их сог­раж­данязыч­ни­ков и неп­рес­тан­но ис­по­ве­до­ва­ла пе­ред на­ро­дом имя Гос­по­да Ии­су­са Хрис­та. Всем, кто при­но­сил жерт­вы язы­чес­ким бо­гам, она го­во­ри­ла:
— Ва­ши бо­ги — бес­чу­в­ствен­ные и глу­хие идо­лы!
Часть го­ро­жан, слу­шая Па­рас­ке­ву, уве­ро­ва­ла во Хрис­та, од­на­ко мно­гие с не­го­до­ва­ни­ем опол­чи­лись про­тив нее, на­па­ли на ис­по­вед­ни­цу и ра­ни­ли ее. Но Па­рас­ке­ва про­дол­жа­ла сме­ло про­по­ве­до­вать Сло­во Бо­жие и воз­ве­щать ис­тин­ный путь.
Ког­да им­пе­ра­тор Ди­ок­ле­ти­ан на­чал жес­то­кое го­не­ние на хрис­ти­ан, он по­ве­лел пра­ви­те­лю Ли­ка­о­нии Аэ­цию в подв­ла­ст­ных ему го­ро­дах прес­ле­до­ва­ни­я­ми и му­че­ни­я­ми ист­ре­бить хрис­ти­а­нс­кую ве­ру. Аэ­ций отп­ра­вил­ся в Ико­ний. Го­ро­жа­не тор­же­ст­вен­но встре­ти­ли сво­е­го пра­ви­те­ля. Они по­ве­ли его в храм — при­нес­ти жерт­ву идо­лам и воз­дать хва­лу им­пе­ра­то­рам.
Ут­ром сле­ду­ю­ще­го дня Аэ­ций вос­сел на три­бу­на­ле. Он при­ка­зал про­честь им­пе­ра­то­рс­кий указ о го­не­нии на хрис­ти­ан. Языч­ни­ки слу­ша­ли гла­ша­тая и ра­до­ст­но воск­ли­ца­ли:
— Дос­той­но по­ве­ле­ние, и пра­ве­ден суд са­мо­де­рж­ца!
Тог­да пра­ви­тель про­из­нес:
— Будь­те друзь­я­ми им­пе­ра­то­ра и вы­дай­те нам всех так на­зы­ва­е­мых хрис­ти­ан, ко­то­рые не хо­тят при­но­сить жерт­ву бо­гам.
— Свет­лей­ший пра­ви­тель,— от­ве­ти­ли ему ста­рей­ши­ны,— в на­шем го­ро­де жи­вет дочь се­на­то­ра. Эта де­вуш­ка ис­по­ве­ду­ет Рас­пя­то­го Хрис­та. Она отв­ра­ти­ла не­ма­ло лю­дей от пок­ло­не­ния на­шим бо­гам и ху­лит са­мо­де­рж­ца. Как толь­ко до нас до­шел слух о тво­ем при­ез­де в Ико­ний для ис­ко­ре­не­ния хрис­ти­а­нс­кой ве­ры, мы по­са­ди­ли ее в тем­ни­цу.
Пра­ви­тель при­ка­зал при­вес­ти де­вуш­ку. Ког­да во­и­ны ве­ли Па­рас­ке­ву к Аэ­цию, Свя­той Дух осе­нил бла­жен­ную ис­по­вед­ни­цу. Ее ли­цо ста­ло та­ким свет­лым, что лю­ди с удив­ле­ни­ем го­во­ри­ли друг дру­гу:
— Пос­мот­ри­те! Де­ви­ца не бо­ит­ся су­да гроз­но­го пра­ви­те­ля. Она не уд­ру­че­на пе­чалью, а си­я­ет от ра­дос­ти.
— Та­ков род хрис­ти­а­нс­кий: он стре­мит­ся к смер­ти боль­ше, чем к жиз­ни,— про­из­нес один из жре­цов.
Аэ­ций, пос­мот­рев на де­вуш­ку, уди­вил­ся ее кра­со­те и ска­зал ста­рей­ши­нам:
— Не кле­ве­ще­те ли вы на эту де­ви­цу? Нель­зя гу­бить та­кую сол­неч­ную кра­со­ту!
За­тем он спро­сил Па­рас­ке­ву:
— Как твое имя, де­ви­ца?
— Я хрис­ти­ан­ка, ра­ба Ис­тин­но­го Бо­га,— от­ве­ти­ла Па­рас­ке­ва.
— Со­зер­ца­ние кра­со­ты тво­е­го ли­ца скло­ня­ет ме­ня к кро­тос­ти,— про­из­нес правитель,— а ис­хо­дя­щие из тво­их уст сло­ва воз­му­ща­ют до глу­би­ны ду­ши!
— Спра­вед­ли­вый судья рад ус­лы­шать прав­ду,— воз­ра­зи­ла Па­рас­ке­ва.— Ты же, уз­нав прав­ду, разг­не­вал­ся.
— Я спро­сил твое имя и не ус­лы­шал от­ве­та, по­э­то­му и гне­ва­юсь,— лу­ка­во ска­зал Аэ­ций.
— Преж­де все­го, я наз­ва­ла свое имя в веч­ной жиз­ни — хрис­ти­ан­ка. Мое имя в жиз­ни вре­мен­ной, зем­ной — Па­рас­ке­ва. Я ро­ди­лась в пят­ни­цу. Имен­но в честь это­го дня ме­ня наз­ва­ли Па­рас­ке­вой. Мои ро­ди­те­ли всег­да с ве­ли­ким стра­хом и лю­бовью по­чи­та­ли пят­ни­цу и про­во­ди­ли ее в пос­те и мо­лит­вах.
— Как мож­но од­нов­ре­мен­но ис­пы­ты­вать страх и лю­бовь?— спро­сил пра­ви­тель.
— Пят­ни­ца — день стра­да­ний и смер­ти Гос­по­да на­ше­го Иисуса Хрис­та за род че­ло­ве­чес­кий. Стра­да­ния Хрис­та вы­зы­ва­ют бла­го­го­вей­ный страх, а Его Ис­ку­пи­тель­ная Жерт­ва все­ля­ет в на­ши серд­ца лю­бовь. Хрис­тос пост­ра­дал за нас, и я ра­ди Не­го го­то­ва уме­реть,— от­ве­ти­ла Па­рас­ке­ва.
— Пе­рес­тань го­во­рить как бе­зум­ная! При­не­си жерт­ву бо­гам, и тог­да за твою кра­со­ту я возь­му те­бя в же­ны. Ты ста­нешь об­ла­да­тель­ни­цей боль­шо­го бо­га­т­ства, мно­гие бу­дут те­бя ве­ли­чать и уб­ла­жать…
— У ме­ня есть на не­бе Же­них — Хрис­тос,— от­ве­ти­ла свя­тая Па­рас­ке­ва,— и в ином му­же я не нуж­да­юсь.
— Опом­нись, Па­рас­ке­ва, и от­ка­жись от сво­е­го Хрис­та! Я не хо­чу от­да­вать те­бя па­ла­чу для му­че­ний, ибо очень це­ню твою юность и кра­со­ту!— воск­лик­нул пра­ви­тель.
— Не жа­лей вре­мен­ной кра­со­ты. Се­год­ня она цве­тет, а завт­ра увя­нет. Луч­ше по­ду­май о сво­ей ду­ше: те­бя ждут веч­ные му­че­ния!
Пос­ле этих слов пра­ви­тель разг­не­вал­ся. Он по­ве­лел ра­зод­рать на де­вуш­ке одеж­ды и бить ее сы­ры­ми во­ловь­и­ми жи­ла­ми, а ра­ны рас­ти­рать вла­ся­ни­цей. По­ка па­ла­чи ис­тя­за­ли Па­рас­ке­ву, она не про­ро­ни­ла ни од­но­го зву­ка. Взи­рая на не­бо, свя­тая сла­ви­ла Гос­по­да и про­си­ла Его по­мочь пе­ре­нес­ти му­че­ния. Вско­ре Аэ­ций, ща­дя кра­со­ту де­вуш­ки, ос­та­но­вил па­ла­чей и лас­ко­во ска­зал:
— Уве­руй, де­ви­ца, в бо­гов, и я сох­ра­ню те­бе жизнь.
Но Па­рас­ке­ва мол­ча­ла.
— Мне ли ты не от­ве­ча­ешь, злое хрис­ти­а­нс­кое от­родье?— с гне­вом воск­лик­нул пра­ви­тель.
Вмес­то от­ве­та свя­тая плю­ну­ла ему в ли­цо.
Аэ­ций страш­но рас­сви­ре­пел. Он при­ка­зал под­ве­сить Па­рас­ке­ву на стол­бе и не­щад­но стро­гать ее бо­ка же­лез­ны­ми ког­тя­ми. Кровь страс­то­тер­пи­цы обиль­но обаг­ри­ла зем­лю, а те­ло бы­ло изод­ра­но до кос­тей. Один из па­ла­чей, ду­мая, что му­че­ни­ца умер­ла, ска­зал пра­ви­те­лю:
— Гос­по­дин, де­ви­ца мерт­ва. За­чем ты зас­та­вил нас так силь­но ее тер­зать?
Од­на­ко Па­рас­ке­ва бы­ла жи­ва, хо­тя ед­ва ды­ша­ла. Пра­ви­тель ре­шил, что она ско­ро ум­рет. Он при­ка­зал снять из­ра­нен­ную де­вуш­ку со стол­ба, бро­сить в тем­ни­цу и дер­жать там, не ока­зы­вая ей ни­ка­кой по­мо­щи. Свя­тую от­нес­ли в тю­рем­ную ка­ме­ру. От по­те­ри кро­ви и жес­то­ких ран она бы­ла так сла­ба, что не мог­ла да­же сто­нать и ле­жа­ла как мерт­вая.
В тем­ни­це Гос­подь не ос­та­вил Свою изб­ран­ни­цу. В пол­ночь к ней явил­ся Ан­гел. Его пле­чи и грудь бы­ли крес­то­об­раз­но пре­по­я­са­ны зо­ло­тым по­я­сом. В ру­ках он дер­жал ору­дия му­че­ний Спа­си­те­ля: крест, тер­но­вый ве­нец, копье, трость и губ­ку.
— Встань, де­ви­ца, общ­ни­ца стра­да­ний Хрис­то­вых. Я пос­лан уте­шить те­бя! Взгля­ни на крест и тер­но­вый ве­нец Нет­лен­но­го Же­ни­ха; пос­мот­ри на копье, ра­нив­шее Жи­вот­во­ря­щие Реб­ра, на трость, на­пи­сав­шую про­ще­ние гре­хов все­го ми­ра, и на губ­ку, ко­то­рая стер­ла Ада­мов грех. Встань, Па­рас­ке­ва! Хрис­тос ис­це­ля­ет те­бя!— про­из­нес Ан­гел.
Му­че­ни­ца слов­но про­бу­ди­лась ото сна. Ан­гел отер губ­кой ра­ны свя­той. И, о чу­до! Те­ло де­вуш­ки сде­ла­лось креп­ким и здо­ро­вым, а кра­со­та ее ли­ца еще бо­лее по­ра­зи­тель­ной. Па­рас­ке­ва с бла­го­го­ве­ни­ем об­ло­бы­за­ла ору­дия Хрис­то­вых стра­да­ний и прос­ла­ви­ла Бо­га. Не­бо­жи­тель ис­пол­нил по­ве­ле­ние Гос­под­не и стал не­ви­дим.
Ут­ром тю­рем­ная стра­жа уви­де­ла, что на те­ле Па­рас­ке­вы нет ран. Свя­тая бы­ла со­вер­шен­но здо­ро­ва. Она сто­я­ла и пе­ла мо­лит­вы. Страж­ни­ки ис­пу­га­лись, отп­ра­ви­лись к пра­ви­те­лю и из­вес­ти­ли его о чу­де. Аэ­ций при­ка­зал не­мед­лен­но при­вес­ти Па­рас­ке­ву. Уви­дев де­вуш­ку здо­ро­вой, нев­ре­ди­мой и не­о­бы­чай­но кра­си­вой, он с удив­ле­ни­ем воск­лик­нул:
— Как тер­пе­ли­вы на­ши бо­ги! Они сми­лос­ти­ви­лись над тво­ей юностью и кра­со­той, Па­рас­ке­ва, и ис­це­ли­ли те­бя!
— По­ка­жи, Аэ­ций, бо­гов, спас­ших ме­ня от смер­ти,— поп­ро­си­ла му­че­ни­ца.
— Иди в храм и уви­дишь на­ших бо­гов,— от­ве­тил пра­ви­тель.
Свя­тая вош­ла в язы­чес­кий храм. За ней пос­ле­до­ва­ли жре­цы и боль­шая тол­па лю­дей. В хра­ме бы­ло мно­же­ст­во эллин­ских ста­туй. Все ду­ма­ли, что Па­рас­ке­ва хо­чет пок­ло­нить­ся бо­гам и при­нес­ти им жерт­ву. Но свя­тая об­ра­ти­лась с го­ря­чей мо­лит­вой к Еди­но­му Ис­тин­но­му Бо­гу. При­кос­нув­шись к ста­туе Апол­ло­на, она про­из­нес­ла:
— Име­нем Ии­су­са Хрис­та по­ве­ле­ваю те­бе, льс­ти­во­му Апол­ло­ну, и всем на­хо­дя­щим­ся в этом хра­ме су­ет­ным бо­гам: пусть ва­ши ста­туи упа­дут на зем­лю и ра­зобь­ют­ся вдре­без­ги!
По сло­ву свя­той про­и­зош­ло силь­ное зем­лет­ря­се­ние. Все идо­лы упа­ли и рас­сы­па­лись в прах. Лю­ди вы­бе­жа­ли из хра­ма. Мно­гие, ви­дев­шие это чу­до, уве­ро­ва­ли во Хрис­та и ста­ли воск­ли­цать:
— Ве­лик Бог хрис­ти­а­нс­кий!
Не­чес­ти­вые жре­цы пош­ли к пра­ви­те­лю и пла­ча ска­за­ли ему:
— О пра­ви­тель! Мы го­во­ри­ли те­бе — каз­ни эту кол­дунью: она оболь­ща­ет го­ро­жан. Но ты не пос­лу­шал нас, и те­перь Па­рас­ке­ва сво­им ча­ро­дей­ством раз­ру­ши­ла все ста­туи в хра­ме! Убей эту вол­шеб­ни­цу!
Аэ­ций по­ве­лел сно­ва при­вес­ти Па­рас­ке­ву и с гне­вом на­чал доп­ра­ши­вать ее:
— Ска­жи мне, ка­ким волх­во­ва­ни­ем ты сок­ру­ши­ла на­ших бо­гов?
— Я низ­ве­рг­ла тво­их бо­гов не волх­во­ва­ни­ем, а име­нем Гос­по­да мо­е­го Ии­су­са Хрис­та. В хра­ме я об­ра­ти­лась к Не­му с мо­лит­вой: «Явись, Спа­си­тель, да­ро­вав­ший мне жизнь». И мой Гос­подь явил­ся, а твои бо­ги, лишь толь­ко уви­де­ли Его, зат­ре­пе­та­ли, упа­ли на зем­лю и рас­сы­па­лись. Ви­дишь, ва­ши бо­ги не мо­гут по­мочь да­же се­бе — как же они по­мо­гут дру­гим?
Что мог воз­ра­зить на этот до­вод Па­рас­ке­вы жес­то­кий язы­чес­кий пра­ви­тель? Вмес­то от­ве­та он при­ка­зал сно­ва по­ве­сить де­вуш­ку на стол­бе и жечь ее реб­ра го­ря­щи­ми све­тиль­ни­ка­ми. Опа­ля­е­мая ог­нем, свя­тая об­ра­ти­ла свой взор к не­бу и ста­ла мо­лить­ся:
— Гос­подь и Бог мой, Соз­да­тель и Про­мыс­ли­тель вся­ко­го тво­ре­ния! Ты дал прох­ла­ду трем ва­ви­ло­нс­ким от­ро­кам в ог­нен­ной пе­чи и опа­лил хал­де­ев, Ты спас от ог­ня пер­во­му­че­ни­цу Фек­лу. Ны­не про­шу Те­бя, Гос­по­ди, да сни­зой­дет на ме­ня, не­дос­той­ную, Твоя ве­ли­кая си­ла и из­ба­вит от без­за­кон­ных рук му­чи­те­лей, ибо не­чес­ти­вые му­жи сжи­га­ют мое те­ло.
По мо­лит­ве свя­той язы­ки пла­ме­ни по­вер­ну­лись к му­чи­те­лям — огонь стал очень силь­ным и опа­лил па­ла­чей. Часть го­ро­жан ис­пу­га­лась и бро­си­лась бе­жать. Но мно­гие из тех, кто ви­дел чу­де­са Па­рас­ке­вы, уве­ро­ва­ли во Хрис­та и воск­ли­ца­ли:
— Ве­лик Бог хрис­ти­а­нс­кий! Мы ве­ру­ем те­перь в это­го Бо­га!
Аэ­ций бо­ял­ся, как бы на не­го не вос­стал весь го­род, и при­ка­зал не­мед­лен­но усечь ме­чем го­ло­ву Па­рас­ке­вы.
Ког­да свя­тую при­ве­ли на мес­то каз­ни, ве­ли­ко­му­че­ни­ца по­вер­ну­лась ли­цом к вос­то­ку и об­ра­ти­лась к Бо­гу:
— Гос­по­ди, прос­лав­ляю мно­гох­валь­ное имя Твое! Ты, Гос­по­ди, не ос­та­вил ме­ня и дал мне, сла­бой, си­лы про­ти­вос­то­ять вра­гу. По­мя­ни ме­ня в этот час и бла­гос­ло­ви уме­реть за Те­бя. По­мо­ги всем лю­дям, пок­ло­ня­ю­щим­ся Тво­е­му крест­но­му под­ви­гу и стро­го пос­тя­щим­ся в день Тво­их стра­да­ний. По­мо­ги так­же при­зы­ва­ю­щим в по­мощь мое имя, из­бавь их ото всех бед и скор­бей и от­пус­ти им гре­хи, ибо Ты не хо­чешь смер­ти греш­ни­ка, но же­ла­ешь всем прий­ти к поз­на­нию ис­ти­ны и спас­тись. Ты Бог наш, и Те­бе по­до­ба­ет сла­ва во ве­ки. Аминь.
С не­ба из свет­ло­го об­ла­ка пос­лы­шал­ся Го­лос:
— Дер­зай, Па­рас­ке­ва! Я ис­пол­ню все, о чем ты про­сишь. Мно­гие име­нем тво­им спа­сут­ся от бед и скор­бей. Я ста­ну по­мо­гать всем, кто бу­дет бла­го­го­вей­но вспо­ми­нать твое му­че­ни­че­ст­во. У Мо­е­го От­ца те­бя ожи­да­ет оби­тель с муд­ры­ми де­ва­ми. Чер­тог Царства Не­бес­но­го при­го­тов­лен, рай отк­рыт для те­бя!
Страс­то­тер­пи­ца прос­ла­ви­ла Бо­га и ра­до­ст­но прек­ло­ни­ла го­ло­ву под меч. Ког­да па­лач от­сек го­ло­ву свя­той, воз­дух на­пол­нил­ся не­о­бык­но­вен­ным бла­го­у­ха­ни­ем, и Го­лос с не­ба воз­вес­тил:
— Ра­дуй­те­ся, пра­вед­ни­ки, ибо увен­ча­лась му­че­ни­ца Хрис­то­ва Па­рас­ке­ва!
Так за­вер­ши­лось мно­го­ст­ра­даль­ное жи­тие слав­ной Па­рас­ке­вы. Прек­рас­ней­шая не­вес­та Хрис­то­ва отош­ла к сво­е­му Не­бес­но­му Же­ни­ху.
Вско­ре не ста­ло и му­чи­те­ля пра­вед­ни­цы. На сле­ду­ю­щий день ут­ром пра­ви­тель Аэ­ций отп­ра­вил­ся на охо­ту. Вне­зап­но его конь взбе­сил­ся, встал на ды­бы и сбро­сил се­до­ка в за­рос­ли. Аэ­ций раз­бил­ся нас­мерть и так злос­ча­ст­но ис­пус­тил свою ока­ян­ную ду­шу.
Доб­ро­по­бед­ную му­че­ни­цу Па­рас­ке­ву хрис­ти­а­не с бла­го­го­ве­ни­ем по­хо­ро­ни­ли в ее до­мо­вом хра­ме. На мес­те ее пог­ре­бе­ния сра­зу же на­ча­ли со­вер­шать­ся чу­дес­ные ис­це­ле­ния. Мно­гие, кто при­хо­дил и ис­це­лял­ся, уве­ро­ва­ли во Хрис­та и при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. Впос­ле­д­ствии мо­щи ве­ли­ко­му­че­ни­цы бы­ли роз­да­ны по мно­гим мо­нас­ты­рям и хра­мам, преж­де все­го тем, что на Святой Горе Афо­н.
Час­ти­цы ее свя­тых мо­щей хра­нят­ся и в Рос­сии: в Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лав­ре, а также в мос­ко­вс­ком хра­ме Воск­ре­се­ния Гос­под­ня в Со­коль­ни­ках в лар­це, до­став­лен­ном с Афо­на в XIX ве­ке, и в дру­гих ме­с­тах. В Ка­за­ни (Чу­ваш­ская епар­хия) в хра­ме Рож­де­ст­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы есть ра­ка с ча­с­ти­цей мо­щей ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­ра­ске­вы.

Просмотров: 8583  

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 11 10 2024dynmod 401
  • 08 28 2024dynmod 508
  • 11 05 2024dynmod 201
  • 08 28 2024dynmod 507
  • 11 21 2023dynmod 101
  • 11 05 2024dynmod 202
  • 10 02 2024dynmod
  • 10 14 2024dynmod 513
  • 10 14 2024dynmod 503
  • 11 04 2024dynmod 102
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 11 21 2024dynmod 501
  • 08 03 2024dynmod 300
  • 09 17 2024dynmod 901
  • 10 14 2024dynmod 507
  • 11 04 2024dynmod 105
  • 11 04 2024dynmod 104
  • 11 05 2024dynmod 204
  • 10 14 2024dynmod 505
  • 07 21 2024dynmod 702
  • 10 27 2024dynmod 810
  • 10 08 2024dynmod 301
  • 10 14 2024dynmod 506
  • 11 21 2024dynmod 502
  • 10 14 2024dynmod 512
  • 10 14 2024dynmod 504
  • 11 21 2024dynmod 503
  • 08 29 2024dynmod 703
  • 10 27 2024dynmod 814
  • 10 14 2024dynmod 508
  • 10 27 2024dynmod 812
  • 11 05 2024dynmod 206
  • 08 04 2024dynmod 208
  • 11 05 2024dynmod 205
allistshapka4

МОНАСТЫРЬ
АЛЕКСИЕВСКИЙ МОЙ

Каждый раз возвращаюсь другой-
Обновленной, очищенной, кроткой.
Монастырь Алексиевский мой
Стал на небо дорогой короткой.

Вырываясь из душных квартир,
От проблем, толчеи на дорогах,
Попадаем мы в Ангельский мир,
На земле - во владения Бога.

Здесь и дышится легче стократ,
Вторят птицы девичьему хору.
Озаряют восход и закат
Купол храма, венчающий гору.

Там внизу, под горой, суета
Правит бал в муравейнике буден.
Здесь молитвы, покой, чистота
Лечат души измученным людям.

Здесь просфоры, святая вода -
Цельбоноснее нету лекарства.
Потому нас и тянет сюда -
Во владения Божьего Царства.

Я на землю схожу, не спеша,
Здесь все то же - пороки и страсти...
Но хранит еще долго душа
Ощущение мира и счастья.


               Валерия Соколова

 

allistfoot

citPatr 2020

Календарь

Пожертвование на нужды монастыря

 

S5 Box

Патриархия  Православие и современность