3 сентября Матушка Игумения Феодосия и сестры монастыря посетили Покровский храм Саратова, где 1—4 сентября пребывают мощи святого равноапостольного князя Владимира. Во все время пребывания мощей трижды в день совершается молебен с акафистом святому князю Владимиру. На одном из них молились сестры монастыря вместе с Матушкой Игуменией. Также клирики нашего монастыря приняли участие в соборном совершении молебна священнослужителями Саратовской митрополии.
Принесение святыни из кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Москвы в наш город, как и в другие города России приурочено к всероссийскому празднованию 1000-летия преставления крестителя Руси, которое отмечается в этом году. Столь масштабное принесение мощей великого князя — первое с момента их обретения в XVII веке.
Князь Владимир — один из самых почитаемых в Православии святых. Его личность имеет для современной России судьбоносное значение. Он не только стоял у истоков христианства на Руси, но и воплотил те черты идеального и мудрого правителя, которые прошли сквозь всю отечественную историю.
Владимир родился около 962 года. Он был сыном Киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, святой равноапостольной княгини Ольги. Летом 969 года, незадолго до своего окончательного отъезда на Дунай, князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями. Владимир стал князем Новгородским, однако борьба за Киев между братьями не утихала. Верх в ней одержал молодой Владимир. Летописцы не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства. Он был жесток, злопамятен, наделен самыми разными пороками.
Однако в эти годы Владимир заботился об укреплении государства, при этом происходил непрестанный личный поиск веры. Однажды князь решил избрать «добрых и смысленных мужей» и отправить их в разные страны, чтобы те сравнили, как поклоняются Богу разные народы. Вернувшись в Киев, «мужи» рассказали о красоте византийского богослужения: «Не знали — на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах». Посоветовавшись с боярами и представителями городского самоуправления, Владимир соглашается с тем, что византийская вера лучше всех остальных.
К сожалению, о самом крещении князя Владимира, несомненно, главном событии его жизни, мы знаем явно недостаточно, ибо показания источников на этот счет весьма противоречивы. Летописи рассказывают о крещении Владимира в 988 году и связывают его со взятием русскими войсками Корсуни (Херсонеса), византийского города в Крыму.
Как бы то ни было, принятие христианства совершенно изменило князя Владимира. Нет сомнений, что он искренне и всей душой принял новую веру, ведь князь оставил прежнюю жизнь и начал жить по христианским заповедям. Первым делом будущий святой распустил свой прежний гарем жен и наложниц. Летопись и княжеское житие более всего отмечают его исключительное милосердие и нищелюбие. Услышав слова Писания: Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7), Владимир начал творить множество добрых дел. Он позволил всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, что ему потребно,— едой, питьем или деньгами. Более того, узнав, что больные и немощные не могут добраться до его двора, князь повелел развозить для них по городу пропитание.
В историческую память народа Киевский князь вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко — легендарный князь русских былин, который неустанно заботился об обороне Русской земли и которому несли службу все русские былинные богатыри. Именно на долю князя Владимира выпала тяжелейшая задача борьбы с печенегами — главными врагами Руси в конце X— начале XIвека. Оборона Руси становится поистине государственным делом, общим для всех населяющих ее славянских и неславянских племен.
Православная Церковь прославила князя в сонме святых не только за его равноапостольное служение своему народу, но и за те подлинные изменения, которые с ним произошли после принятия им Святого Крещения. Он сумел не только победить свои пороки, но и стяжать христианские добродетели.
Великий креститель Руси прожил 46 лет и скончался 15 июля 1015 года в селе Берестове близ Киева. Он был погребен в мраморном саркофаге под сводами Десятинной церкви в Киеве. Впоследствии Десятинная церковь была разрушена, а саркофаг с останками князя долгое время пребывал под руинами, до тех пор пока в 1635 году по указанию митрополита Киевского и Галицкого Петра (Могилы) руины не были разобраны и погребение не было обнаружено. Тогда часть мощей великого князя была передана в Москву царю Михаилу Федоровичу, где они находились в Успенском соборе Московского Кремля. В советский период и до недавнего времени святыня хранилась в фондах музеев Московского Кремля. В 2010 году мощи в оригинальном ковчеге были торжественно переданы Русской Православной Церкви и размещены в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.