13 июня отмечается память всех преподобных и богоносных отцов, во Святой горе Афонской просиявших. Святая гора - это сокровищница всего православного мира, мы публикуем материал посвященный русскому Афону, - ведь у нашего народа собственная, необыкновенно богатая история отношений с этим местом.
В первой половине XI века на Афоне близ монастыря Эсфигмен подвизался и принял постриг русский монах Антоний — будущий великий преподобный. С Афона он вернулся на Русь, где стал основателем Киево-Печерского монастыря и родоначальником всего русского монашества.
В разное время на Афоне побывали или подвизались там известные русские подвижники: киево-печерский архимандрит Досифей, новгородский игумен Иларион, преподобный Арсений Коневский, иеродиакон Зосима и Епифаний Премудрый из Троице-Сергиевой обители, Иона Угрешский, игумен Савва Вишерский, преподобный Иннокентий Комельский и многие другие.
В XV веке на Афоне в течение 10 лет подвизался инок Нил, будущий знаменитый преподобный Нил Сорский. В Россию Нил вернулся после глубокого изучения афонского подвижничества приверженцем священнобезмолвия (исихии) и основал на берегу реки Соры небольшой скит со своим уставом, став родоначальником скитского жития на Руси.
В XVI веке по просьбе великого князя Василия III Иоанновича из Ватопедского монастыря в Москву для перевода на русский язык греческих духовных книг был направлен преподобный Максим Грек. На Руси он прожил 40 лет, до своей кончины, претерпев тяжелые испытания и гонения. В то же время многие его мысли легли в основу постановлений Стоглавого собора, переводы же духовных книг, начиная с Толковой Псалтири, имели большое значение для Русской Церкви.
В 1648 году в Россию по просьбе архимандрита Новоспасского монастыря Никона, будущего патриарха, прибыла написанная на Афоне копия чудотворной иконы Божией Матери «Иверская», ее благодатное присутствие на Русской земле засвидетельствовано многими чудесами и исцелениями.
В XVIII веке Петр Величковский, будущий старец Паисий, покинув стены Киевской духовной семинарии, устремился на Афон в поисках духовного руководства и Божественного просветления. Водворившись здесь, в 1747 году в свя-тогорском уединении он обрел источник спасительного наставления — писания отцов-подвижников, запечатлевших опыт богообщения. Последующую свою жизнь старец Паисий во многом посвятил собиранию этих произведений и духовно точному переводу их на славянский язык, проложив путь к созданию антологии святоотеческой аскетики, получившей название «Добротолюбие». Более чем в 100 обителях Русской Православной Церкви (Валаамский монастырь, Оптина пустынь, Глинская пустынь и др.) впоследствии подвизались ученики преподобного Паисия, сея добрые семена его учения.
Начиная с 1169 года русские монахи населяют монастырь святого Пантелеймона, называемый также Русским монастырем или Руссиком. Около 1770 года братия Руссика в связи с материальным оскудением обители переселились на побережье, на участок земли, издавна принадлежавший Русской обители. На этом месте возник новый, прибрежный Русский Пантелеймонов монастырь, а прежняя обитель стала называться Старым Руссиком.
В наши дни в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре ведутся большие реставрационные работы: восстанавливаются церкви, а также множество келейных и хозяйственных корпусов. Руссик — самый большой по числу строений монастырь на Афонe. Это целый городок, включающий 25 церквей.
Главная святыня монастыря — честная глава святого великомученика и целителя Пантелеймона — уже дважды, в 1996 и 2000 годах, пребывала в России и по вере притекающих к ней явила через себя многие обильные милости Божией в благодатных исцелениях, чудесных знамениях и утешениях.
В монастыре хранится множество святынь: несколько частиц Животворящего древа Креста Господня, частицы честных мощей святого Иоанна Крестителя, десяти апостолов, глава преподобномученика Стефана Нового, а также честные мощи более 100 других глубокочтимых святых. Благоговейно почитаются чудотворные иконы: Божией Матери «Иерусалимская», Иоанна Предтечи, великомученика Пантелеймона, мученика Харалампия и др. В богатой библиотеке монастыря хранятся около 2000 греческих и славянских рукописей и около 20 тысяч печатных книг.Монастырь неоднократно посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В 1841 году русскими иноками Виссарионом и Варсонофием была приобретена келия преподобного Антония Великого, стоящая на земле Ватопедского монастыря. В 1849 году она была преобразована в скит во имя святого апостола Андрея Первозванного и преподобного Антония Великого. Божие произволение и щедрая помощь из России превратили его в одну из крупнейших обителей Святой Горы: в конце XIX — начале XX века здесь подвизались более 500 насельников, был воздвигнут великолепный, богато украшенный собор во имя святого апостола Андрея Первозванного — самый большой не только на Афоне, но и во всей Греции. В настоящее время скит перешел в ведение греческих монахов Ватопеда.
НЕБЕСНЫЙ КТИТОР НАШЕЙ ОБИТЕЛИ
В нашем монастыре имеется несколько икон, написаных на Святой горе Афон. Однако первой святыней, привезенной с Афона в 2008 году, стала икона Пресвятой Богородицы «Ктиторская», которую доставила в монастырь паломническая группа, возглавляемая духовником обители, тогда – иеромонахом Пименом. Паломники посетили множество монастырей, скитов и келий. Буквально каждый монастырь Святой горы обладает десятками святынь - ковчегами со святыми мощами, чудотворными иконами. Так, в Ватопедском монастыре находится шесть чудотворных икон Пресвятой Богородицы, копия одной из них и была привезена в наш монастырь. Многовековая история этой иконы такова.
Император Феодосий Великий (379—395), узнав о чудесном спасении своего сына Аркадия от гибели в морских волнах, в благодарность за это не только распространил, украсил и обогатил Ватопедский монастырь, но и пожертвовал обители сделанную из мастики икону Божией Матери. Эта икона была названа Ктиторской, в память того, что император был ктитором, а в переводе с греческого на русский язык — устроителем и украсителем монастыря. Ктиторская икона была поставлена в соборном Благовещенском храме, в алтаре на горнем месте, что послужило поводом к названию этого образа еще «Алтарницей».
В 862 году арабы, разоряя и грабя Крит, Сицилию и другие острова, уже стали бесчинствовать в пределах Святой горы Афон и приближались к Ватопедской обители. Экклесиарх монастыря, саном иеродиакон, не желая допустить, чтобы арабы надругались над христианскими святынями, скрыл Ктиторскую икону и крест в колодец, который находился под помостом алтаря. Утвердив пред этими святынями горящую свечу, он надвинул сверху мраморную плиту в уровень с помостом и уже после этого бросился бежать. Однако спастись бегством ему не удалось: арабы схватили его и увели в плен на остров Крит.
Около семидесяти лет томился на этом острове несчастный и только после столь долгого пленения, по милости Божией, получил свободу и вернулся на Святую гору Афон. Там уже по-прежнему стали процветать святые обители.
Припоминая одно за другим события своей прежней жизни и обстоятельства, при которых он должен был покинуть Ватопедскую обитель, старец вспомнил о скрытых святынях — иконе Пресвятой Богородицы и животворящем Кресте — и спросил о них у тогдашнего настоятеля Николая и у братии. Однако никто ему не мог дать удовлетворительного ответа. Тогда, чтобы не оставить святыни в земле, иеродиакон указал им на место,куда он скрыл святую икону Богоматери и крест во время нашествия арабов, и попросил сдвинуть одну из плит алтарного помоста.
Когда по указанию экклесиapxа подняли плиту, то, действительно, нашли в колодце и икону Богородицы, и Животворящий Крест Господень. Даже та самая свеча еще горела пред ними.
Эта свеча и до сих пор горит неугасимо при святой Ктиторской иконе Богоматери: иноки, подбавляя воску, сберегают ее, и, конечно, она останется до последнего дня существования этой обители.
Так как обе святыни были найдены в понедельник, то, начиная со времени их обретения, в этот день в Ватопедской обители совершается торжественный молебен Божией Матери в соборе, а на следующий день, во вторник, в том же соборе служится торжественная Литургия с благословением колива и возношением части просфоры в честь Богоматери. Такое постоянное празднование продолжается вот уже девять столетий и как нельзя лучше свидетельствует об истинности события, глубоко запечатленного в преданиях Ватопедской обители.
Икона со Святой горы Афон была с хоругвями встречена в нашем монастыре и принесена в Алексиевский храм, где был отслужен акафист. Сейчас образ Пресвятой Богородицы находится в алтаре храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия». Верим, что Небесный Ктитор обители не оставит Своего попечения, и появятся у нашего монастыря новые благочестивые помощники и покровители, продолжится национальная традиция дел благотворительности и милосердия.