День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его называют еще Пятидесятницей. В этот день вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Святой Дух сошел на апостолов, когда все они собрались вместе в Сионской горнице в Иерусалиме. «... Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4). Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру. Пятидесятница считается днем возникновения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется со дней первых христианских общин.
По традиции Русской Православной Церкви праздник Троицы предваряет Троицкая родительская суббота, когда понинаются все от века усопшие благочестивые христиане, отцы и братия наши.
Афонские отцы о Святой Троице
«Вне Церкви, вдали от Святой Троицы мы потеряли рай... Мы, люди, родились не сейчас. Во всеведении Божием мы существовали прежде веков».
Преподобный Порфирий Кавсокаливит
Церковь безначальна, бесконечна, вечна, как Кто? Конечно, как и ее Основатель - Троичный Бог, безначальный, бесконечный и вечный. Церковь нетварна, как нетварен и Бог. Она существовала прежде веков, прежде Ангелов, прежде сотворения мира. Это таинство таинств. Оно было незримо и стало явлено в последние времена. Церковь пребывает непоколебимой, потому что укоренена в любви и премудром промысле Божием. Вечную Церковь составляют три Лица Святой Троицы... Любовь Божия сотворила нас по Своему образу и подобию. Она включила нас в Церковь, хотя знала о нашем отступлении. Она дала нам все, чтобы и нас соделать богами по благодати и дару. Несмотря на это, мы, употребляя свою свободу во зло, потеряли первоначальную красоту, первоначальную праведность и отсекли себя от Церкви. Но вне Церкви нет спасения, нет жизни. Поэтому милостивое сердце Бога Отца нашего не оставило нас вне Своей любви. Бог снова открыл нам врата рая и в последние времена явился во плоти.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит
До того как благодать осенила учеников, как же намучился с ними Христос, ибо они были бренны! Перед Пятидесятницей ученикам дана была власть помогать миру. Однако они еще не имели Божественного просвещения, которое получили в Пятидесятницу. В то время, когда Христос говорил им, что Он пойдет в Иерусалим, что Сын Человеческий будет распят и подобное этому, они думали, что, когда Он придет в Иерусалим, Его сделают царем. Они мыслили по-человечески. Потому матерь сыновей Зеведеевых пошла просить у Христа, чтобы в Царстве Своем Он посадил одного из ее детей справа от Себя, а другого слева! Однако со дня Пятидесятницы, когда Христос послал им Духа Утешителя, апостолы имели Божественную благодать уже постоянно. Ранее они имели просвещение только по временам, как если бы их аккумулятор заряжался и вновь растрачивал свой заряд, и надо было опять подзаряжать его от розетки. Опять разряжался — снова в розетку. Когда Он ниспослал им Утешителя, то "розетка" стала уже не нужна. Я не говорю того, что нам сейчас лучше, чем им. Но мы живем во времена благодати и потому не имеем смягчающих вину обстоятельств. Мы крещены, у нас есть Утешитель, у нас есть все. Тогда Христос еще не был распят, и диавол некоторым образом обладал властью и легко совращал людей. После распятия Христос дал всем людям возможность иметь Божественное просвещение. Христос принес Себя в жертву и освободил нас. Мы крестились во имя Его. Он подключил нас к "розетке" уже навсегда. Сейчас причиной непроходимости тока Божественной благодати становимся уже мы сами, потому что оставляем свои провода ржавыми.
Преподобный Паисий Святогорец