Осень уходящего года ознаменовалась двумя Великими освящениями — Крестовоздвиженского подворья Свято-Алексиевского женского монастыря и соборного храма во имя святого мученика Димитрия Солунского в Спасо-Преображенском мужском монастыре. Первое было совершено митрополитом Саратовским и Вольским Игнатием 19 октября, второе — 8 ноября, в престольный праздник храма.
Монастырь, который впоследствии стал Спасо-Преображенским, был основан при государе Феодоре Алексеевиче, старшем брате Петра Великого, имя свое получил при государыне Екатерине Великой, а место свое нынешнее обрел при Александре Первом, Благословенном.
Что же касается Свято-Алексиевской женской обители, она возникла на месте прежнего скита Спасо-Преображенского монастыря (и это говорит об их родстве!) уже в новые времена, в конце ХХ века. Зато гораздо раньше, не позднее начала XVII столетия, появился на саратовском волжском берегу другой женский монастырь — Крестовоздвиженский.
19 октября после освящения Крестовоздвиженского подворья и Божественной литургии в его храме владыка Игнатий, обращаясь к прихожанам и сестрам монастыря, сказал:
— Этот Крестовоздвиженский храм остался как свеча — как напоминание о том женском монастыре в честь Воздвижения Креста Господня, который располагался здесь, над просторами Волги. Сейчас на этом месте восстановить монастырь невозможно, потому что здесь стоят высотные здания. Но у нас есть в Саратове женский Свято-Алексиевский монастырь, и уже несколько лет этот храм связывает тот монастырь, который был до революции, и ту женскую обитель, которая существует в Саратове теперь.
Действительно, Крестовоздвиженский храм расположен в единственном уцелевшем здании уничтоженного при советской власти Крестовоздвиженского женского монастыря (ул. Лермонтова, д. 28). Здание было передано Саратовской епархии в 2005 году, храм освящен в 2006 м. В 2020 году по решению и благословению владыки Игнатия он стал подворьем Свято-Алексиевской обители.
Точная дата основания Крестовоздвиженского монастыря пока не установлена: есть сведения, что он существовал уже в 40 х годах XVII века, а в 1675 году вместе со всем городом был перенесен с левого (лугового) берега Волги на правый. Известна царская грамота, направленная саратовскому воеводе Ивану Косагову, в ней государь повелевает обеспечить монахинь пропитанием, дав им «денежную и хлебную ругу». Летом 1722 года в монастыре стоял обедню государь Петр Первый.
После опустошительного пожара 1774 года обитель прекратила свое существование. Храмы закрытого монастыря — Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1740 году, и церковь святой мученицы Параскевы 1762 года постройки — стали использоваться как приходские. Но по учреждении Саратовской епархии (1828 год) при епископе Моисее (Богданове-Платонове) женский монастырь в Саратове был возрожден. В 1840 году по благословению епископа Саратовского Иакова (Вечеркова) при обители была открыта школа для девочек низших сословий; ею руководила инокиня Сусанна, в миру Анна Рылеева, дочь героя войны 1812 года генерала Александра Рылеева. Семья Рылеевых щедро жертвовала на монастырь.
Каменными храмами Крестовоздвиженская обитель прирастала на протяжении всей своей истории. В 1857 году был освящен больничный храм во имя апостола Иакова и мученицы Пелагии. В 1903 году освятили грандиозный Никольский храм, построенный на средства известной благотворительницы купеческой вдовы Анны Семидетновой по проекту архитектора Юрия Терликова.
В марте 1912 года настоятельницей монастыря стала монахиня Антония (Антонина Станиславовна Заборская). В июле того же года она была возведена в сан игумении. Во время Первой мировой войны усилиями матушки Антонии, имевшей светское медицинское образование, при монастыре был развернут лазарет для раненых, помощь получили больше полутысячи солдат и офицеров. Также был создан детский приют, продолжала действовать школа для девочек. Но после революции все изменилось. В 1918 году монастырская школа была закрыта, в апреле 1919 года власти отобрали Крестовоздвиженскую церковь, а затем был закрыт и сам монастырь. Игумения Антония пыталась сохранить сестринскую общину под видом трудовой артели. Монахини зарабатывали на жизнь своим трудом (к чему им, кстати, было не привыкать) и притом регулярно отправляли продуктовые посылки арестованным и сосланным священникам и епископам. В начале 1927 года в Саратовский губотдел ОГПУ поступил донос: дескать, женская трудовая артель «превратилась в форменный монастырь: совершаются постриги в монашеские духовные чины, в церкви произносятся антисоветские проповеди, монастырь является экономической базой для поддержки высланного саратовского монархического духовенства…».
22 июля 1927 года игумения Антония и еще пять инокинь были арестованы. В обвинительном заключении говорилось, что в монастырь «стекаются все обиженные и обездоленные советской властью лица, как монархическое духовенство, так и бывшие люди. Монастырь являлся штабом черносотенной тихоновщины… К игуменье Заборской являлись за советом не только священники, но и епископы, и все получали утешение и указание…».
Настоятельницу и сестер отправили в ссылку. Вернувшись из «мест не столь отдаленных» в Саратов, уцелевшие монахини жили порознь — каждая пристраивалась, где могла, — однако старались поддерживать связь меж собой и по-прежнему молились вместе, хотя в городе не было уже ни одного действующего храма. Матушка Антония поселилась в доме родной сестры Лидии Москвичёвой. В ноябре 1941 года, в самое страшное для нашей страны время, когда гитлеровцы стремительно шли к Москве, игумения Антония была арестована снова — вместе с шестью крестовоздвиженскими монахинями и супружеской парой благочестивых мирян, общавшихся, видимо, с ними. Для 72 летней матушки Антонии начались многочасовые допросы, в том числе и ночные — всего их было 15. Она держалась стойко, обвинения в антисоветской деятельности отвергала. Господь избавил ее от дальнейших мучений, забрав к Себе: игумения Антония скончалась в июне 1942 года в тюремной больнице.
* * *
Место захоронения игумении Антонии верующим саратовцам было известно: все советские годы они потихоньку ухаживали за этой могилкой и сажали на ней цветы. А в 2013 году останки многострадальной Христовой рабы Антонии были подняты на поверхность и доставлены в Крестовоздвиженский храм, устроенный, как уже сказано, в единственном уцелевшем здании ее родного монастыря. Там была совершена панихида, а затем игумения обрела место окончательного упокоения в спасительной ограде Свято-Алексиевского монастыря. Похоронить настоятельницу на территории родной ее обители не представлялось возможным — участок занят гостиничным комплексом «Словакия».
Свято-Алексиевский монастырь расположен в отдалении от центра города, а подворье — можно сказать, в самом его сердце. Что это значит для монастыря, как изменило жизнь монашествующих появление подворья? Вот как ответила настоятельница игумения Феодосия (Бессонова):
— К Великому освящению мы готовились все вместе: в косметическом ремонте участвовали и сестры монастыря, и наши работники, и прихожане. Конечно, для нас это место очень близкое, родное, мы чувствуем присутствие тех монахинь Крестовоздвиженской обители, которые подвизались здесь, которые пострадали за веру. Мы молимся о них и вместе с ними, стараемся по мере наших сил поддерживать тот молитвенный дух, которым жили насельницы во времена матушки Антонии и ее предшественниц. Храм этот востребован, люди приходят в него постоянно, даже несмотря на соседство со Свято-Троицким собором, и многие рады возможности попросить нас именно о монастырской молитве. Кому¬то не хватает времени, чтоб доехать до нашего монастыря, кому-то это трудно в силу возраста, а здесь — небольшой тихий его уголок. Кроме того, Крестовоздвиженский храм — духовный центр Общества сестер милосердия, а мы с ними дружим давно и взаимно поддерживаем друг друга: сестры участвуют в наших летних работах, мы поддерживаем их в социальной работе с малоимущими людьми.
* * *
В мае 2022 года Спасо-Преображенский монастырь в Саратове отметил 200-летие освящения разрушенного в ХХ веке главного храма обители — Спасо-Преображенского собора. Монастырю же как таковому не двести лет, а гораздо больше: он основан в 1680 году, а в честь Преображения поименован в 1764-м. Изначально эта монашеская обитель находилась под Соколовой горой, над Глебучевым оврагом. В 1791 году при монастыре было открыто первое в городе духовное училище. А в 1811 году Преображенский монастырь сгорел вместе с большой частью тогдашнего Саратова — страшные пожары случались в городе регулярно, средств против них не было. Монахам удалось вынести из храма святыни и спастись самим. После этого и было решено перенести обитель на новое место — подальше от города. Святейший Синод дал согласие; в марте 1814 года была создана строительная комиссия. Тогдашний саратовский губернатор Алексей Панчулидзев предложил место — к северо-западу от города по Московской дороге, у подножия поросшей лесом горы. Тогда на этом месте царили тишина и покой, а сегодня это самая гуща города… И в то же время — тихий оазис среди его шума. Будто некая звукоизоляция работает — таинственная: смягчаются, утишаются все звуки большого города и загруженной транспортной магистрали.
Но вернемся в прошлое. Строительство соборного храма Преображенской обители было завершено, как уже сказано, в 1822 году. Есть все основания полагать, что насельники монастыря умели сочетать внутреннюю духовную тишину с необходимой и востребованной деятельностью, в том числе и миссионерской, и просветительской, и строительной. После обустройства монастыря на новом месте неподалеку был выстроен Алексиевский скит (ныне на этом месте, как уже было сказано, Свято-Алексиевский женский монастырь), были учреждены Свято-Троицкое подворье в Хвалынске (впоследствии оно стало самостоятельным миссионерским монастырем), подворье в центре Саратова (ныне это храм в честь Страстей Господних, или Киновия). Саратовцы любили Преображенскую обитель и помогали ей. Коллежский советник Дмитрий Алексеевич Алексеев и его супруга Екатерина Степановна пожертвовали средства на теплую церковь во имя великомученика Димитрия Солунского и великомученицы Екатерины; этот храм был освящен в 1824 году. Позже освятили примыкавшую к нему церковь святой Параскевы Пятницы — помещик Петр Григорьевич Железнов построил ее в память о своей жене Прасковье, похороненной на кладбище монастыря. В начале ХХ века на средства братьев Акима и Петра Никитиных, почетных граждан Саратова, успешных предпринимателей, основателей российского стационарного цирка, была возведена колокольня Спасо-Преображенского собора. В ее нижней части был устроен храм-усыпальница во имя мученицы Иулиании — в память об умершей жене Акима Александровича Юлии Михайловне. Храм в верхней части колокольни был освящен во имя святых праведных богоотец Иоакима и Анны.
В 1908 году была устроена Успенская церковь в корпусе, где располагались больница и школа для мальчиков-сирот. В 1912 году освятили храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» на месте бывшей часовни — ровесницы монастыря.
* * *
Спасо-Преображенский собор уничтожали поэтапно, в 1929–1931 годах. Уничтожено было и обширное монастырское кладбище, на котором нашли последний покой многие именитые саратовцы (в частности, Афанасий Алексеевич Столыпин, двоюродный дед Михаила Лермонтова, родной брат Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, урожденной Столыпиной). Оставшиеся здания отдали училищу, которое готовило военных химиков.
В 1994 году церковь святого Димитрия Солунского, здание которой сохранилось, начала действовать как приходская. Епископ Саратовский и Вольский Нектарий (Коробов, †1994) освятил ее во имя святого благоверного князя Димитрия Донского — именно потому, что действовал еще военный институт биологической и химической безопасности (бывшее химучилище), и храм освящался как воинский. Что интересно, инициатива возрождения храма исходила от командования института. Курсанты были активными прихожанами храма, многие в нем и крестились, и венчались с избранницами. В Свято-Димитриевском храме служил протоиерей Николай Архангельский (†2005), один из старейших священнослужителей епархии, участник Великой Отечественной войны.
Однако в скором времени зданию понадобился срочный ремонт. После ремонта храм был освящен иерейским чином во имя святого великомученика Димитрия Солунского, таким образом, ему вернули его «исторического» небесного покровителя.
После расформирования училища весь комплекс зданий, оставшихся от него, передали епархии. 22 марта 2011 года Священный Синод благословил вновь открыть обитель. Ее наместником был назначен игумен Макарий (Зорин).
Имя святого князя Димитрия Донского, небесным покровителем которого был солунский мученик, в обители не забыто. После Великого освящения и первой по освящении Божественной литургии в обновленном Димитриевском храме митрополит Игнатий сообщил собравшимся, что храм в честь святого благоверного князя Димитрия будет устроен в здании, оставшемся от военного института, — там, где раньше была курсантская столовая. Когда Свято-Димитриевский храм готовили к Великому освящению, богослужения на время перенесли в это здание. Прихожане монастыря дружно ответили «Да!» на вопрос владыки Игнатия, понравилось ли им молиться в том, временном храме. Конечно, когда этот храм станет постоянным, люди с радостью придут туда — к святому князю, победителю в Куликовской битве.
Архипастырь напомнил собравшимся, что Великое освящение монастырского храма во имя святого Димитрия Солунского чудесным образом совпало с тремя юбилеями: 200-летием первого освящения этого храма, 210-летием с момента начала монастырской жизни на новом месте (1814 год) и с 30 летием возрождения Свято-Димитриевской монастырской церкви в новые времена. Владыка выразил надежду, что со временем будет возрожден и Спасо-Преображенский собор — главный храм обители, разменявшей свое четвертое столетие.
Почему так важно, чтобы не прерывалась преемственность монашеской жизни в нашем городе, чтобы монастыри развивались, привлекали людей и чувствовали впереди будущее? Если христиане, по слову Спасителя, соль земли, то монашество — соль Церкви. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? (Мф. 5, 13)
По материалам статьи Марины Бирюковой
«Чтобы соль не потеряла силу»
Газета «Православная вера», № 11 (739), ноябрь 2024 г.
https://eparhia-saratov.ru/