4 ноября Русская Православная Церковь совершает празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Этот праздник был установлен в память об избавлении Москвы и России от иноземных захватчиков в 1612 г. и совпадает с Днём народного единства. Для русских православных христиан в Казанской иконе и поныне воплощена идея молитвенного заступничества и ходатайства Пресвятой Богородицы за наше Отечество.
Праздник в честь Казанской иконы Божией Матери был отмечен в монастыре всенощным бдением и праздничной Божественной литургией.
Богослужение клирики монастыря совершили соборно. На всенощном бдении пелся акафист в честь Казанской иконы Божией Матери. По окончании Божественной литургии было совершено славление.
В праздничный день духовенство, сестры и прихожане монастыря приняли участие в традиционном Крестном ходе с Казанской иконой Божией Матери, который проследовал от Казанского храма до Свято-Троицкого кафедрального собора. Возглавил праздничный Крестный ход Митрополит Саратовский и Вольский Игнатий, епископ Шахтинский и Миллеровский Симон, епископ Балаковский и Николаевский Варфоломей. К крестному ходу присоединились более восьми тысяч саратовцев.
В большом крестном шествии со всеобщей горячей молитвой об Отечестве, народном единстве и мире приняли участие губернатор Саратовской области Роман Викторович Бусаргин, и.о. главы городской администрации Павел Васильевич Сурков, представители власти и общественности, тысячи жителей города.
Шествие крестоходцев сопровождалось песнопениями, обращенными к Божией Матери, которые исполнял Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии под управлением регента Александра Германовича Занорина.
По пути следования крестного хода к его участникам присоединялись жители домов, мимо которых проходило шествие, и просто прохожие, случайно оказавшиеся в этот день в центре города. Но, конечно, больше всего в рядах крестоходцев в этот день было прихожан городских храмов.
В конечной точке крестного хода, возле Свято-Троицкого собора г. Саратова, был совершен праздничный молебен.
Митрополит Игнатий поздравил всех участников крестного хода с праздником и добавил:
«В этот ненастный день мы собрались для того, чтобы помолиться о единстве нашего народа, попросить Царицу Небесную, чтобы Она послала мир нашей многострадальной Русской земле. Русской земле, которая в себя включает и Белоруссию, и Украину. Это единый народ, который искусственным образом был разделен, и сейчас, как и несколько столетий назад, происходят столкновения при вмешательстве третьих сил. Но никто не сможет нас разлучить, если мы будем едины. Мы верим в Единого Бога, мы верим в Пресвятую Богородицу — Она Матерь рода христианского. От нас требуется лишь идти навстречу Христовым заповедям — заповедям любви.
Человек, который испытывает любовь к своим ближним, к своей Родине, никогда не причинит зла другому. Надо начать с внутреннего человека. Можно, конечно, заниматься какими-то внешними вопросами, но мы все верующие люди и должны начинать с себя. Если мы будем иметь внутри Дух Божий, вокруг всё будет расцветать. Преподобный Серафим Саровский говорил: “Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи”. Нужно заниматься собой, стараться очиститься от скверны, от зла, и тогда для тех, кто рядом, наша жизнь будет в радость. А если мы имеем такую “праведность”, что от этой праведности нашим близким тяжело, это означает, что у нас не праведность, а показное всё.
Вокруг нас много людей. Каждый заботится о себе, о своем благополучии, но необходимо не забывать и о тех, кто рядом. Ведь бывает, мы проходим рядом с человеком, который просто нуждается во внимании. Каждый хочет быть понятым, каждый хочет быть прощенным. Но всегда ли мы поступаем так, как хотим, чтобы с нами поступали другие? Мы для себя часто находим много разных оправданий — к себе помягче относимся, а к другим строже. Вот если будет наоборот, то будет всё по-другому».
«Много в мире зла, горя, беды. Погибают наши парни, и с той стороны погибают. Это большое горе для всех,— отметил владыка, обращаясь к актуальным событиям.— Для матери, которая теряет своего сына. Для нее всегда это будет боль. И с той стороны тоже боль, потому что там наш народ, который попытались “переформатировать”, и, к сожалению, многих просто насильно мобилизуют и отправляют в “мясорубку”.
Мы единый народ, мы должны сплотиться, взять свою волю в кулак и начать каждый с себя. Будем неравнодушно относиться к тому, что происходит, будем утром и вечером молиться о наших воинах, о единстве, о мире. Почему мы разобщены? Потому что пороки и страсти гнездятся в нашем сердце, потому что мы становимся эгоистами, думаем только о себе.
Ну и, конечно, в нашей стране происходит страшное. Об этом нельзя не сказать. У нас каждый день делается громадное количество абортов. Мы убиваем своих собственных детей. Много исследований было проведено и не раз показано, как во время аборта ребенок в утробе матери дергается, кричит беззвучным криком. Он чувствует, что его хотят убить. Он просит мать этого не делать, но, к сожалению, эгоизм настолько вошел в наше внутреннее состояние, что матери бывает просто все равно. Не запланирован этот ребенок, благополучия не хватает. Разве в дореволюционной России было всё благополучно? Нет, но женщины рожали, такого не происходило, а сейчас аборты стали нормой для большинства людей.
Малыш в утробе матери — это человек, которого Бог вызывает к бытию. Он вдыхает в него душу. Посмотрите в глаза корове, когда ее хотят убить на скотном дворе — да у нее слезы текут! А это человек! А родители спокойно идут на процедуру убийства, а потом мы удивляемся, что с нами со всеми происходит. Нам надо от этого отказываться, это не должно быть нормой.
Мы смотрим новости, и там сообщается, что женщина родила ребёнка и выкинула в мусорный бак. Мы все ужасаемся, охаем: в тюрьму надо такую мать! А остальные чуть пораньше, пока ребенок еще в утробе, то же самое делают, и считается, что на законных основаниях. А это такое же убийство. Мы вырезаем свое собственное население — своими руками. Если для нас это стало нормальным, это очень страшно.
Нам нужно понять, что происходит с нами. Мы находимся в состоянии глубокой ненормальности. Бывает, у соседки сын пропал мобилизованный, или погиб, или ранен, а мы живем своей обычной жизнью, как-то особо нас это не трогает. Сердце не ёкает, мы уже вроде как ко всему этому привыкли. Это говорит о том, что мы находимся совсем не в том состоянии, в котором должны быть. Да, не хочется пропускать через свое сердце много горя, не хочется входить в беду других людей. Но это наша общая беда. Мы верующие и причащаемся из одной Чаши. Мы единое тело во Христе. Если что-то в организме болит, значит болит все тело. Не должно быть равнодушия в нас — это очень страшная вещь».
«Давайте, дорогие братья и сестры, подумаем над тем, что не так в нашей жизни,— призвал архипастырь.— Начнем с себя, будем заниматься своими недостатками, стараться избавиться от них. И тогда мы сможем помочь другим не только словами. Порой лишь видя и чувствуя человека, у которого горят глаза огоньком вечности, мы вспоминаем о Боге. А можно говорить много правильных слов, но сердце собеседника останется нетронутым. Слова не должны расходиться с делом. По крайней мере, мы должны стараться, чтобы так было.
Я от всей души еще раз поздравляю всех вас с Днём народного единства и желаю, чтобы по молитвам Пречистой Богородицы в жизни каждого из нас наступил мир и, конечно же, чтобы наступил мир на нашей любимой Родине, чтобы не лилась кровь ни наших младенцев, ни наших мужчин, ни наших мирных жителей. Я желаю, чтобы Господь Своей милостью посетил нас, а для этого надо принести покаяние.
А что такое покаяние? Многие думают, что покаяться — это признать какую-то вину. Но нет, покаяние — это прежде всего состояние души, изменение внутреннее. Можно сколько угодно признавать свою неправоту и оставаться в том же греховном состоянии. Мы помним, когда Иуда пожалел, что предал Христа, он не покаялся — он пошел и повесился. А апостол Пётр плакал, страдал, и Господь ему послал прощение и утешение.
Изменение, по-гречески метанойя — вот что должно с нами происходить. Это не может быть чем-то импульсивным. Это состояние, к которому мы движемся с переменным успехом, с падениями. Мы должны, когда упали, вновь вставать, потому что если этого мы не будем делать, тогда все остальное внешнее, что мы делаем, потеряет всякий смысл».
«Сердечно благодарю всех за то, что вы в эту ненастную погоду пришли, разделили радость молитвенного общения, радость единства. Пусть милость Божия пребывает с каждым из нас, пусть Господь по молитвам Пречистой Богородицы пошлет мир в сердце каждого и пусть вокруг нас тоже наступит настоящий мир. Мы все разные, но все мы любим одного Господа, и Он нас любит, изливает на всех Свою благодать, Свою милость», — заключил архиерей.
За богослужением было возглашено многолетие. По окончании молебна верующие приложились к Казанской иконе Божией Матери и другим святыням Троицкого собора.
В крестном ходе, несмотря на ненастную погоду, приняли участие более восьми тысяч человек.
Фотогалерея 1 Божественная литургия
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «КАЗАНСКАЯ»
Икона Божией Матери «Казанская» была обретена в 1579 году в Казани на месте сгоревшего дома. Матерь Божия указала во сне девятилетней девочке, где искать Ее икону. С благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии будущий святейший патриарх Ермоген переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. В том же году с нее был сделан список и отправлен в Москву царю Ивану Васильевичу Грозному. В последствии, в 1594 году, святитель Ермоген составил сказание о явлении чудотворной иконы, совершившихся от нее чудесах и написал тропарь.
B 1612 году, когда русское ополчение, вдохновленное на защиту родины призывом патриарха Ермогена и под водительством князя Дмитрия Михайловича Пожарского, освобождало Россию от поляков, Казанская икона Божией Матери прибыла под Москву с ополчением из Нижнего Новгорода. Нижегородское ополчение встретилось с непреодолимыми трудностями: нужно было не только освобождать Москву, занятую поляками, но и отбить приближающиеся свежие польские войска и смирить разбой, пьянство и измену, господствовавшие среди своих, раньше прибывших под Москву казаков и ополченцев. Что делать? Благочестивые предки наши порешили положиться на милость Божию: после трехдневного поста и молитвы перед Казанской иконой Божией Матери пойти на штурм московского Кремля.
Β тο время у поляков в Кремле находился больной греческий архиепископ Арсений. Близкий к небу по своему сану, он еще ближе был к нему по своим добродетелям. Среди полночной тишины вдруг келья его наполнилась необыкновенным светом, и он увидел перед собой святого Сергия Радонежского. «Арсений, – сказал преподобный Сергий болящему, – ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд Божий об отечестве преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия будет спасена». Как бы в подтверждение сказанного, больному архиепископу вернулось здоровье и крепость сил. Радостная весть, переходя из уст в уста, немедленно проникла за стены города к православному воинству и воспламенила его непреодолимым мужеством.
Где препятствия: несметные силы поляков, укрепленные стены, разгул бесчинников в собственных рядах? Все это стало ничтожным перед духом человека, укрепленного силою Божией! И нижегородская рать стала новым Давидом перед Голиафом, и на ней вновь оправдались слова апостола Павла: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:13).
В 1633 году князь Пожарский построил в Москве Казанский собор и перенес икону на руках из своего дома на Лубянке в новый собор.
В России было три особо чтимых образа Казанской Божией Матери:
- в Казани, в Богородичном монастыре;
- икона царя Ивана Васильевича, перенесенная императором Петром I в Санкт-Петербург;
- в московском Казанском соборе, дарованная князем Пожарским.
В 1904 году в Казани чудотворная икона была похищена, и ее дальнейшая судьба достоверно неизвестна.
Одним их чтимых чудотворных списков этой святой иконы является образ, хранящийся в Елоховском Богоявленском соборе города Москвы.
Иконографически эта икона соответствует своему времени, то есть концу XVI века, и несколько менее отвечает древним образцам. Казанская икона – как бы «Одигитрия», ставшая не «поясной», а «оглавной». Главная особенность этой иконы – прямое фасное положение Богомладенца.
Протопресвитер Александр Киселев
«Чудотворные иконы Божией Матери в истории России»
https://azbyka.ru/