29 сентября, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, Святая Церковь молитвенно чтит память мученицы Людмилы, княгини Чешской, которая считается покровительницей бабушек, воспитателей и учителей. Эта княгиня много сделала для христианского просвещения своего народа, а земной путь завершила мученической кончиной.
Всенощное бдение в соединении со службой попразднства Воздвижения Креста Госодня и праздничную воскресную Литургию возглавил игумен Пимен (Хеладзе). Ему сослужили иерей Димитрий Болгов, иерей Владимир Завадич и диакон Сергий Дегтяренко. По окончании Божественной литургии было совершено славление.
На Крестовоздвиженском подворье монастыря Божественную литургию в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, и всенощное бдение накануне совершил иерей Антоний Хорьков.
ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ ПО ВОЗДВИЖЕНИИ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Дорогие братья и сестры!
Сегодня Cвятая Церковь празднует Неделю по Воздвижении Честного и Животворящего Креста Господня, и потому в наших храмах читались эти стихи из Евангелия от Марка:
«кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» ( Мк. 8.34-35).
Если мы хотим следовать за Христом и достичь его Царства по великой милости Его, то наша естественная воля, искажённая грехом, является одним из основных препятствий для осуществления этого желания. Мы должны сосредоточить все свои силы в противление греху, искушениям, соблазну. Но при этом, мы всегда должны понимать что всем имуществом, всеми благами земными, и самой жизнью нашей абсолютно владеет только Господь. Поэтому мы не имеем права жить согласно своеволию, как это делали богачи из евангельских притч, напрочь забывая о Боге. Но должны распоряжаться всем через призму Христовой любви, сострадания, жертвенности. Другими словами, мы должны отвергнуть свою самость, «своё я». Нам подчас это крайне не легко, и нередко не хватает и всей жизни чтобы достичь полного слияния своей воли, с волей Божественной. И потому жизнь наша нередко проходит бесследно и бесплодно, ведь всё созидательное, благое, стоящее зависит от благоволения Божия. Человек, отвергнувший Бога, не может принести добрых плодов, не может спасти свою вечную душу.
Сегодня мы также вспоминаем сразу несколько мучеников и мучениц, чьи подвиги весьма назидательны для нас. Мы радуемся их подвигам, восхваляем, но при этом сами продолжаем оставаться все также далекими от подражания святому образу жизни. Господь непременно знает, насколько сложно грешному человеку себя готовить к такого рода подвигам, потому и подкрепляет нас обещанием о Духе Святом, Который Сам будет отвечать за истязающихся во Имя Божие. И это есть по сути своей прямое указание на то, как Сам Господь укрепляет всех тех, кто по доброй воле решился прославлять Его страданиями и мучениями.
Некоторым из прославляемых сегодня мучеников случилось жить в полном хаосе:
«Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10. 22). Но несмотря на это, святые мученики оставались глубоко верующими в спасение, по окончании всех испытаний.
Несомненно и то, что отчасти это уже творится в наши дни, хотя ещё и не повсеместно, но локально уже человечеству не чужды и такого рода проступки. Пострадавшие от подобной мерзости сегодня страдают даже не за проповедь Христа, а за то чтобы остаться людьми, чтобы сохранить в себе Образ и Подобие Божии, к чему нередко призывают и детей своих, и братьев, сердца которых в свою очередь настолько огрубели, что готовы к исполнению сущего безумия. Мы все с Вами стремительно становимся «ненавидимы всем миром», которому противно даже слышать о имени Господа нашего Иисуса Христа. Тем не менее, каждому из нас необходима своя личная Голгофа для спасения вечной души, претерпеть которую без милости Божией и помощи святых мучеников нам невозможно.
Молитвами святых мучеников, да укрепит нас Господь на все дни, до скончания века. Аминь!
Иерей Димитрий Болгов
ЖИТИЕ МУЧЕНИЦЫ ЛЮДМИЛЫ ЧЕШСКОЙ
Святая мученица Людмила была дочерью сербского князя. Ее отдали в замужество чешскому князю Боривою. В то время чешский народ еще не был крещен; сам князь Боривой и его молодая супруга были язычниками. После своего брака они уверовали во Христа и крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа, занимались христианским просвещением чехов, которые жили в язычестве, строили храмы и приглашали священников для совершения в них Богослужений.
Муж Людмилы, Князь Боривой, умер в 894 году от ран, полученных в сражениях. После его смерти 29-летняя княгиня Людмила взяла на себя управление княжеством до того времени, пока ее старший сын не достигнет совершеннолетия. У Боривоя с княгиней Людмилой было два сына — Спытигнев и Вратислав, которых отец воспитал как доблестных воинов. Княгиня Людмила Чешская — первая женщина, упоминаемая в чешских хрониках. По свидетельству ряда документов, она была хорошо образованна: знала греческий язык и латынь, владела славянской грамотой. Ее правление характеризуется как разумное и мудрое. Княгиня Людмила заботились о вдовах, стариках и сиротах, не жалела средств на выкуп пленных соотечественников — в то время это был один из распространенных способов благотворительности. Рано оставшись вдовой, она вела строгую, благочестивую жизнь и продолжала заботиться о Церкви в правление ее сына Вратислава, которое продолжалось 33 года.
Вратислав был женат на Драгомире, от нее имел сына Вячеслава. После смерти Вратислава на престол вступил 18-летний Вячеслав. Пользуясь неопытностью и молодостью своего сына, Драгомира начала насаждать в стране языческие обычаи и нравы. Святая Людмила воспротивилась этому. Драгомира возненавидела свою свекровь и пыталась погубить ее.
После смерти сына Людмила уехала подальше от Праги и поселилась в маленьком тихом городке Течине (Тетине), но ненависть Драгомиры настигла ее и там.
Невестка послала из Праги в Течин двух бояр, которые подкупом нашли помощников и организовали убийство княгини. Людмиле Чешской на тот момент было около шестидесяти лет.
В ночь с 15 на 16 сентября 921 года убийцы окружили дом, разломали двери и ворвались в покои княгини Людмилы. «Так ли помните благодеяния мои?» — воскликнула она, по-видимому, узнав в боярах кого-то из пражских знакомых.
По преданию, когда княгиня Людмила поняла, что убийцы собираются ее задушить, она стала их умолять: «Лучше поразите меня мечом, чтобы по примеру мучеников пролилась кровь моя», но они ее не послушали.
В качестве орудия убийства бояре использовали вуаль княгини, которая на средневековых изображениях стала ее символом.
Мощи святой мученицы Людмилы были погребены в Течине у городской стены. От ее гроба стали совершаться многочисленные исцеления. Услышав о таковых чудесных знамениях, внук ее Вячеслав совершил перенесение ее мощей в Прагу и положил их в церкви святого Георгия, где и ныне они источают много знамений и чудес.
Позднее ее святую главу отделили от тела, и сейчас она хранится в золотом шлеме вместе с другими великими чешскими реликвиями в соборе святого Вита в Градчанах — главном храме Чехии, построенном внуком святой Людмилы — Вацлавом.
Княгиня Людмила, первая чешская святая и мученица, стала покровительницей своей родной земли (часто ее называют «matka českй země»), также ее считают покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей и учителей. Ее статуя установлена на Карловом мосту, среди скульптур самых почитаемых чешских святых. Почетное место занимает ее изображение и на постаменте памятника святого Вацлава, установленного в самом центре Праги, на Вацлавской площади. В конце XIX века, когда начался процесс за обретение Чехией национальной независимости, в Праге был построен огромный собор святой Людмилы, в сооружении и оформлении которого приняли участие практически все известные чешские деятели культуры.
https://azbyka.ru/
https://eparhia-saratov.ru/
https://pravoslavie.ru/