19 августа в Православной Церкви установлен Праздник Преображения Господня в честь чудесного события, описанного в трех из четырех Евангелий, когда Господь Иисус Христос явил Свою Божественную Славу апостолам Петру, Иакову и Иоанну на горе Фавор.
«Преобразился Христос и Божество Свое явил человеку. Преобразился Христос, и человек в Нем явился в божественной славе. Преобразился Христос и открыл путь к Фаворской славе и свету земнородным» (Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)).
В народной традиции этот день именуют «Яблочным Спасом», в храме освящают первые плоды нового урожая: виноград, яблоки и прочие летние фрукты.
Праздничную Божественную литургию в нашей обители и всенощное бдение накануне совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Антония Хорькова, иерея Димитрия Болгова, диакона Николая Скафтымова и диакона Сергия Дегтяренко.
По окончании Литургии было совершено славление, освящено праздничное коливо, а также освящены плоды летнего урожая. После службы прихожанам раздавали освященные яблоки.
На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а также освящение плодов нового урожая совершил иерей Александр Мурылёв.
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Преобразился еси на горе, Христе Боже,
показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху;
да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный,
молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие наши, нынешний праздник Преображения Господня приоткрыл для всех живущих на земле состояние будущего века, чтобы не омрачалось оно ни грубым суеверием, ни гаданиями, ни полным забвением, но имел человек зримое понятие о том Небесном Царствии, которое было потеряно на заре его истории и которое милость Божия благоволила вернуть всем любящим Его. Свет преобразившегося на горе Фавор Господа Иисуса Христа осиял тогда только трех избранных учеников, чьи души на тот момент могли вместить столь необычное и потрясающее явление.
И даже они, уже столь долгое время следующие за Учителем своим, бывшие очевидцами стольких исключительных чудес, пали в страхе и трепете на землю, и мужественный Петр по-детски заговорил о трех кущах для Христа и предстоящих Ему Моисею и Илии. Веяние Небесного Царства только отчасти коснулось будущих апостолов, и они потеряли на тот миг чувство земной реальности. «Добро нам зде бытии», – так просто выразил апостол Петр чувства неизъяснимого радования и наслаждения, незнаемые им дотоле. В Преображение Царство Небесное открылось великой Благодатью, которой оно дышит, и неведомым на земле Светом, который с тех пор назван Фаворским.
Человеколюбие Божие дарует заплутавшим по земной жизни не только истинное представление о жизни будущего века, но и о пути, ведущем туда, чтобы сознательно, просвещенным верой сердцем, не наугад, стремился к нему человек. Людям даруется сознание, что Царство Небесное – это совсем другая реальность, где многие наши земные понятия останутся за ее пределами.
Царство Божие открывается и приходит только Силой Божественного Духа и есть мир Света, Любви и Добра, мир вечно живой и живых Божией благодатью. Христос Бог, знаемый современниками как человек, облистал Божеством ярче солнечного света, и земные Его одежды сделались белее снега‚ пророки Моисей и Илия – ревностные служители Божии – снизошли на гору Фавор, чтобы поклониться Тому, Которого они проповедовали и к Которому вели избранный народ еще в Ветхом Завете, а также и в уверение, что нет у Бога мертвых, у Него все живы.
В день Преображения пред Христом, Царем царей, предстали люди всех трех царств: небесного, земного и преисподнего. И они напоминают и нам, какая ответственность у каждого человека за данный ему дар жизни. Преображение Господне имело и еще один важный смысл, как для апостолов, так и для всех будущих последователей Христовых. Явилось Царство Божие на земле в преддверии великого Крестного подвига Сына Божия и Сына Человеческого.
Непостижимо тяжко земному человеку было даже понять законы забытого Царства, которые принес с Собой на землю Христос, осознать и принять путь Креста, ведущий к свету духовному. Да и как смириться со страданием и наглой насильственной смертью любимого Учителя? Как склонить главу пред торжеством зла и поруганием всего самого доброго и святого?
А ведь именно Христос и перед Преображением Своим, и после него говорил со Своими учениками о грядущих на Него крестных страданиях. Закон Божией любви праведен. И исполнить Его идет Сам Сын Божий, идет ради нас, грешных, идет ради победы Царства Небесного на земле, чтобы даровать Его Божию созданию – человеку. А значит, принять Богом определенный путь спасения необходимо каждому, и надо начинать учиться жить этими законами еще в земной юдоли.
Вот, дорогие мои, что значит и для нас с вами этот великий двунадесятый праздник. Знаменательно, что с тех пор как преобразился Христос, ежегодно до сего времени в этот день на гору Фаворскую сходит светлое облако, зримо напоминая о Царстве Божией благодати.
Преобразился Христос и Божество Свое явил человеку. Преобразился Христос, и человек в Нем явился в божественной славе. Преобразился Христос и открыл путь к Фаворской славе и свету земнородным.
Не исчез этот путь и до сих пор, не потерян во мраке времени и истории. Мы все призваны к неземному свету, отблеск которого хранит на земле Господь. Царство Небесное – первый Отчий Дом человека. Царство земное – место изгнания согрешившему. И не тоска ли по Отчему Дому живет в нас сердечной тугой и унынием душевным, томлением и постоянной неудовлетворенностью в погоне за неуловимым счастьем?
Дорогие мои, ведь это память о райском блаженстве хранит наша душа и безотчетно жаждет найти его на стезях земной жизни нашей. Но тщетно нетленного искать среди тленного мира и небесных благ в земном царстве.
А путь к родному дому открыт, и Спаситель, преобразившийся на Фаворе, сегодня опять напоминает нам всем об этом. Только живая вера в Бога и зрение чистым душевным оком Промысла Божия возносит человека в небесное отечество, а на земле приподнимает превыше всех бедствий.
Небесный свет праздника не обошел и нас, собрав под своды храма Божия. И напомню вам, дорогие мои, что преображение и наших душ уже зреет, и зародилось оно, как и у всех и во все времена, с молитвы, с живого обращения нас, немощных, к Живому Богу.
«Сам убо, Человеколюбче Христе Боже, и нас озари светом неприступныя Твоея славы, и достойны покажи наследники бесконечного Царствия Твоего, яко Преблаг» (стихира на литии), – молимся мы о преображении наших душ сегодня. А в ответ слышим глас Отца Небесного, идущий к нам с Фаворской горы: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих; Того послушайте (Мф.17:5). Аминь.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Неведомому чаду. Духовные наставления
https://azbyka.ru/