В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение Акафиста Пресвятой Богородице, составленного в память чудесного избавления Константинополя от персов и аваров во время осады в 626 году по Р.Х. при греческом императоре Ираклии и Патриархе Сергии. Позднее этот византийский праздник распространился по всей Православной Церкви.
19 апреля, в канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (Субботы Акафиста), в монастыре была совершена утреня с чтением акафиста Божией Матери. Богослужение клирики совершили соборно.
На Крестовоздвиженском подворье монастыря богослужение в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы совершил иерей Александр Мурылев.
СЛОВО НА АКАФИСТЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Христос воскресе!
Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы…(Кондак Казанской иконе Божией Матери.)
Дорогие братия и сестры, некогда одна женщина, восхищенная чудным учением Христа- Спасителя, возвысив голос, воскликнула: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие (Лк. 11:27). В этих немногих словах выражены то величие и та слава Богоматери, которыми воздал Ей весь мир, видимый и невидимый, за Ее любовь и милость к страждущему человечеству.
Верующему христианскому сердцу всегда отрадно бывает вспоминать об этой любви и милости Пресвятой Богородицы, но особенно отрадно вспоминать об этом нам, насельникам и посетителям сей святой обители, которая удостоилась дивного посещения Богоматери, над которой обещала Она постоянно простирать Свой Божественный покров.
Православная Церковь Христова выше всех созданий земных и небесных почитает честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию. По учению Церкви, Она есть единая надежда грешных, спасение всех, притекающих к Ней, от бед и напастей, источник милости и стена необоримая, ходатайство ко Творцу непреложное, упование и предстательство верных, всех скорбящих Радость и обидимых Заступница. Она неусыпно ходатайствует в молитвах за нас пред Богом. Пред Ее взором каждый день, каждую ночь, каждый час и мгновение предстоит бесчисленное множество людей, из которых одни окружены несметными полчищами невидимых врагов, ищущих их погибели, другие отягчены непомерными скорбями и напастями, а иные страдают тяжкими недугами и болезнями; и всех их видит Преблагословенная Матерь Божия.
По Своей беспредельной любви к человеческому роду, Она близко к сердцу принимает всякую слезу, всякую беду и всякий вздох и непрестанно молит Своего Божественного Сына и Господа, да милостив будет Он к людским неправдам и да избавит рабов Своих от всякого зла. Святитель Димитрий Ростовский пишет: «Являясь Посредницей между Богом и нашими грехами, Пресвятая Богородица не дает возможности нашим грехам восходить близ пред Богом и гласом Своих молитв за нас отражает гласы грехов наших, вопиющих на нас к Богу». Поэтому нет ни одного истинного христианина, который бы со всецелой доверенностью и любовью не возносил своих частных и общественных молитв к Богоматери и не ощущал бы Ее благодатной помощи.
Дорогие братия и сестры, слово Божие возвещает нам, что есть мир злых духов, которые непрестанно пекутся о погибели человеческих душ. Святой апостол Петр говорит христианам: трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет. 5:8). Поэтому, где же бедному и немощному человеку укрыться и найти убежище от коварства этих супостатов? Прибежище от них христианин находит только в покрове Богоматери. В только что прочитанном акафисте мы слышали такие слова: Радуйся, бесов многоплачевное поражение (Акафист Пресвятой Богородице, икос 2.– Ред.), радуйся, мучителя безчеловечноаго изметающая от начальства, (Там же, Икос 5.– Ред.) радуйся невидимых врагов мучение, (Там же, Икос 4.– Ред.) радуйся, ниспадение бесов.(Там же, Икос 6.– Ред.) Эти слова уверяют нас в том, что Божия Матерь прогоняет от нас бесов, одно имя Ее обращает лукавых духов в бегство. И святая Церковь Христова знает множество случаев, когда Преблагословенная Матерь Божия избавляла людей от невидимых врагов. В Прологе рассказывается о некотором человеке по имени Кодрат. Он был бесноватый, и однажды бесы гнали его через пустыню десять недель. Он погибал от голода и ожидал уже смерти. Но вот, в минуту просветления ума он обратился с мольбой к Божией Матери, и Пресвятая Дева Сама явилась ему в пустыне, изгнала из него бесов, укрепила его, показала ему дорогу к дому родителей, и он сделался совершенно здоровым. Имеется и много других подобных примеров.
Но Пресвятая Богородица избавляет не только от враг невидимых, Она избавляет благочестивых людей и от враг видимых. В Александрии жил один благоговейный, милостивый, христолюбивый муж, имевший жену, смиренную нравом и постницу, и дочь лет шести. Однажды он должен был поехать по торговым делам из Александрии в Константинополь. Когда он уже отправлялся, то супруга спросила его: «Кому же ты нас поручаешь, господин наш, на время твоего отсутствия?» «Владычице нашей Богородице!» – отвечал муж. Оставив в доме одного раба, он уехал. Враг же всякого добра диавол внушил этому рабу злую мысль убить супругу и дочь своего хозяина, ограбить имение и убежать с похищенным имуществом. Для этой цели он взял нож и пошел в горницу, где находились мать и дочь. Но только подошел он к дверям горницы, где они занимались рукоделием, как внезапно был поражен слепотою и, не видя ничего, не мог двинуться ни вперед, ни назад.
Измучившись и не находя выхода, он начал кричать и звать госпожу свою, чтобы она вышла к нему и помогла ему. Не подозревая никакого злого умысла, она все же ответила ему: «Приди ты к нам». Тогда он стал звать ее дочь, но мать и дочь свою не пустила к нему. В конце концов, видя, что его замыслы не исполнились, он в порыве злобы поразил ножом самого себя и с ужасным криком упал на землю. На шум сбежались соседи, вышла и госпожа, и он, будучи еще жив, рассказал им о своем злом умысле и приключившемся ему несчастьи. И все собравшиеся прославили Бога и Его Пречистую Матерь, сохранивших жизнь благочестивых Своих рабов. Вот этот пример и нас научает, дорогие, чтобы и мы прибегали всегда к помощи и заступлению Божией Матери. Был и сейчас еще есть благочестивый обычай у христиан – поручать своих присных и детей защите и покрову Пресвятой Богородицы, отпуская их в далекий путь, или, напротив, самим отлучаясь по какой-нибудь надобности от них.
Дорогие братия и сестры, земная жизнь наша полна скорбей и печалей. Недаром и называется она так часто юдолию плача и сетования. С плачем рождается человек и в мир иной отправляется он со многими воздыханиями и мучениями. Так что миновать скорбей и слез в этой жизни не может никто; у человека бывает куда больше бед и несчастий, нежели радости. Каждый по опыту знает, как иногда жизненное горе давит душу со всех сторон, от тоски и скорби истомляется сердце, и невольно иногда льются слезы из глаз. Трудно бывает человеку переносить несчастья, и он порой впадает в уныние, и чувство печали овладевает им. Но, дорогие мои, самое главное – не отчаивайтесь, мужайтесь! Когда окружит вас облако скорбей так, что кажется и выхода никакого нет из этого положения, то вспомните тогда, что вы имеете на небесах Матерь, Царицу Небесную, Которая вас видит, слышит и знает все ваши душевные движения. Призовите Ее с верой, и Она тотчас придет к вам и избавит от бед и напастей.
Помолимся же Ей, чтобы Она услышала нас с вами и в сей час и избавила от всякой прискорбности и несчастья, очистила от всякого порока и греха и сподобила радости в вечном Царстве Сына Своего, дабы мы всегда с любовью взывали к Ней: Радуйся, всеблагая Скоропослушнице, прошения наша во благо исполняющая! Аминь.
Архимандрит Кирилл (Павлов)
https://azbyka.ru/
ПОХВАЛА БОГОМАТЕРИ
Икона «Похвала Богоматери» является праздничной для «Субботы Акафиста», приходящейся на 5-ю седмицу Великого Поста. История праздника восходит к 626 году, когда грекам пришлось защищать свою столицу от аварского и сарацинского флота. Жители Константинополя в надежде на Божие заступление вынесли из Влахернского собора и опустили в воды залива ризу Божией Матери. Поднялась буря и потопила корабли неприятеля. Ликующий народ заполнил храмы и всю ночь возносил Богородице благодарственные молитвы.
Позже было написано произведение из двенадцати икосов и кондаков, получившее название «акафист». В переводе с греческого «ὕμνος ἀκάθιστο» обозначает гимн, во время которого не сидят (неседален). Новый гимн, созданный, как полагают некоторые исследователи, очевидцами осады Георгием Писидой и патриархом Сергием, был посвящён Богородице. Тогда же была создана икона Божией Матери «Похвала Богоматери» в иконографии «Одигитрия». Сейчас она находится на Афоне в Дионисиатском монастыре.
Первообраз всегда закрыт окладом и репродуцировался крайне редко. К XVI веку сложился новый извод. Наиболее ранняя из известных таких икон хранится в Русском музее. Богородица, как на образах Благовещения, изображена сидящей на золотом вознесённом престоле, слегка склонившись, с раскрытой ладонью (знак внимания). Вокруг Неё овал из цветочных гирлянд, которые, сплетаясь выше, образуют ещё одну сферу, соединённую с нижней наподобие цифры восемь. В верхнем цветочном медальоне – поясная фигура благословляющего Предвечного Младенца Христа Эммануила, как мы видим Его на иконе «Воплощение». Таким образом, в икону «Похвала Богоматери» вписаны вычлененные из художественной структуры иконографии «Благовещение» и «Знамение» основополагающее образы. Их свободное знаковое использование в новой иконографии указывает на великий смысл Благовещения – начало Воплощения, «главизны нашего спасения», таинства сочетания Неба и земли, предречённого пророками.
Новый Адам-Христос и Новая Ева-Богородица изображены в аллегорическом райском саду, который символизирует гирлянды цветов. Это «потерянный рай», возвращённый человечеству в Благовещении. Обретается он через новозаветную Церковь, Которую являет Собою Богородица.
В композицию, естественно, включены и пророки. Их образы, словно две лозы с листами пророчеств, поднимаются к Христу – вершине всех обетований. Но центр иконы занимает Богородица, потому что Ею Христова слава явлена миру и Ей поют: «радуйся, колеснице Солнца Славы» (из стихиры Субботы Акафиста). Пророческие образы Богоматери представляет не Она Сама, как в иконах Иерусалимская, Донская, Владимирская, «Знамение», Свенская Печерская и других, а пророки. У каждого в руках изображение ветхозаветного символа Богородицы, на котором в синем медальоне запечатлена также икона Воплощение. Эти символы – Аввакум с горой, Иезекииль с вратами, Иеремия с каменной Скрижалью Завета, Иаков с лествицей, Аарон с цветущим жезлом, Гедеон с руном, Моисей с горящей купиной, Даниил с горой, Давид с ковчегом, Исаия с клещами. Внизу – коленопреклонённый Валаам, указывающий на звезду. На иконе словно свит словесный венок Богородице, возносящийся до Небес.
В России особо почитались московские списки «Похвалы Богородицы». Один из них стоял в Кремлевской церкви Спаса на Бору, другой – в церкви Похвалы Богоматери у Каменного моста.
О.В. Губарева
Божия Матерь в Её иконах :
Опыт художественно-богословского анализа /
- Москва : Паломник, 2006
https://azbyka.ru/