7 апреля, вечером в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, клирики монастыря соборно совершили Чинопоследование Пассии – особое великопостное богослужебное последование, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о спасительных Крестных страданиях Господа Иисуса Христа.
Пассия вместе во всеми другими церковными богослужениями ведет нас через поприще Святой Четыредясятницы к седмице Страстей Христовых и Его славному Воскресению.
ПАССИЯ. СВЕТ И ТЕНИ ГОЛГОФЫ
В Православной Церкви есть обычай Великим Постом в течение четырёх воскресных вечеров совершать особые умилительные службы Страданиям Христовым. Называются они Пассии. В середине храма поставляется большое Распятие. Храм освещён только мерцающим светом лампад и возжёнными свечами. Все стоят перед Распятием. Священник, предстоящий Распятию, читает акафист Страстям Христовым. Потом читается Страстное Евангелие (в течение четырех воскресений, соответственно, по Матфею, по Марку, по Луке и по Иоанну). Поются особые стихиры и прокимен Страстям Господним. После евангельского чтения священник произносит проповедь о Страстях Христовых. Потом все трижды зе́мно кланяются распятому Господу и Его Страданиям. Вереницей от Распятия все богомольцы подходят к священнику, и он помазывает их елеем из лампады, которая горела пред Распятием. Певчие поют стихиры о Страданиях Господа. Заканчивается служба, и в святом безмолвии расходится народ.
Слово «пассия» означает страдания. А в христианстве оно неразрывно связано со Страданиями Иисуса Христа. В течение четырёх воскресных вечеров здесь, в храме пред Распятием, мы соде́лываемся духовными зрителями величайших Страданий. Страданий, исцеливших всякое страдание.
В бесконечных просторах Космоса нёсся безвидный и пустой шар Земли. На нём не было жизни. На нём никто не радовался и никто не страдал.
И вот сотворил Бог жизнь и сотворил человека. И ожила Земля. Живое, в отличие от неживого, ощущает своё бытие. И этим ощущением является радость и блаженство.
Но человек согрешил, и во тьму греха погрузился мир. «Весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19). Без Бога во тьме греха человек, а вслед за ним и вся живая тварь (Рим.8:20–22) ощутили своё бытие как страдание и боль. Великий знаток страданий души человеческой Ф. Достоевский воскликнул: «Земля от коры до центра пропитана кровью и слезами»...
Пророчески взывает псалмопевец: «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!» (Пс.73:12). Этой Срединой Земли сделалась страшная Голгофа, Лобное место, место казней. Там Страданием исцелил страдания Христос. Там «Он был презрен и умален пред людьми, Муж Скорбей и изведавший болезни... Он был презираем... Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни... Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис.53:3–5). Как лучи света собираются линзой в точку–фокус, так там, на Голгофе, были собраны и сосредоточены на Кресте все страдания Вселенной, и то Страдание высвободило из страданий страждущую жизнь и вернуло всему живому радость бытия.
Страшная Пятница. День Великих Страданий.
«И будет в тот день не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу» (Зах.14:6–7). И неизмеримая глубина Страданий Того Дня ведома только Господу. Тогда страдали все окружающие Великого Страдальца: и распинатели, и предстоящие Кресту, и сораспятые с Ним. Тогда страдала Матерь земная, предстоя Кресту. Тогда страдал Сын, распятый на Кресте. Тогда страдал Отец Небесный, взирая на Сына Распятого. А с Ними страдало всё: Небо, Земля и Преисподняя…
Такова картина Великой Пассии:
– Страдания окружающих Крест;
– Страдания Матери, Сына и Отца;
– Страдания круга Вселенной: Неба, Земли и Преисподней.
И тьма страданий разорвалась, и воссияли радость и блаженство.
...В бесконечных просторах Космоса несётся шар Земли. И несёт на себе Страдания Голгофы, божественные Страдания Креста. А с ними и Свет и Радость Пасхальную.
Пассия вторая. Страдания Матери
Икона «Семистрельная» – «Не рыдай Мене Мати», «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк.2:35).
На прошлой Пассии мы взором своим окинули всех окружающих Христа–Страдальца в Тот День. Мы видели их страдания во всём их разнообразии. Во всём их величии и во всём их безобразии. Но стояла у Креста ещё Одна, к Скорби Которой мы не дерзнули тогда подойти. Не дерзнули мы вопросить Её, о чём скорбела Она. Её Скорбь была безмерна. Её Скорбь свята, Безмолвие Её Скорби было страшно.
Это была Скорбь Матери о Сыне.
То была Скорбь Богоматери.
Не лучше ли было нам и ныне безмолвно вслушаться в Её Скорбь и тихо отступить, ни о чём Её не вопрошая?.. Так бы и поступили мы, не дерзая рассуждать о том, чего не ведаем. Но сама святая Церковь раскрывает нам, чадам своим, эту тайну Материнской Скорби в каноне «Плач Богоматери», читаемом у Плащаницы Христовой в День Страшной Пятницы. Дальнейшие наши рассуждения о Страданиях Богоматери будут своеобразным осмыслением и переизложением канона Симеона Логофета «Плач Богоматери».
«Сумма страданий души пропорциональна степени её совершенства» (Из дневников Анри-Фредерика Амьелья – швейцарского писателя, поэта, мыслителя – эссеиста 19 века). Кто же измерит Страдания души Богоматери, совершеннейшей в роде человеческом, честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим?! А Ф.М. Достоевский говорил: «Великие люди испытывают великую грусть». Матери Голгофского Страдальца сотворил величие Сам Бог. Сколь велика была Её Грусть!
Дерзнём благоговейно приступить к Той, чьё Страдание было безмерно. К Матери, Скорбящей о Сыне, и внять Её Страданиям, услышать Ее Скорбь.
Скорбь Встретившей Сына на Скорбном Пути.
Скорбь Предстоящей Кресту Распятого Сына.
Скорбь Державшей на коленях Бездыханного Сына.
Скорбь Стоявшей у Сыновнего Гроба.
Семь – число полноты. Есть икона Богоматери, на которой изображены семь мечей, пронзающих Её («Симеоново пронаречие», или «Умягчение злых сердец»). То осуществившееся пронаречие старца Симеона: «И Тебе Самой оружие пройдёт душу» (Лк.2:35).
В Тот День оружие пронзило не только Христа. Оно же пронзило и душу Матери Его. Семь мечей – полнота Страданий, прошедших в Тот День чрез душу Марии. По разумению святых Отцов, только по особому действию Божией силы не умерла Богоматерь в Тот День. Как некогда Соломония, Матерь семи сыновей, мучеников Маккавейских, стояла рядом и видела нечеловеческие муки своих сыновей и провожала их одного за другим всех семерых на мученическую смерть, а потом, уязвленная в сердце своем их страданиями, как семью мечами, скончалась сама (2Мак.7:1, 20–23, 41). Так бы произошло и у Креста. Но смерть есть избавление от страданий. А Пречистая не была от них избавлена. Особой силой Божией была сохранена Её жизнь. А семь мечей полноты Страданий Её Божественного Сына так и остались вонзившимися в Её Сердце, подобно язвам гвоздяным, оставшимся в Сыне.
И так скорбела Она.
И так скорбит Она.
Скорбящая Мать о Сыне.
Скорбящая Мать о мире, о всех скорбях людских.
...В бесконечных просторах Космоса несётся шар Земли. Он несёт на себе Страдания Матери о Сыне. А Матерь, воздев руки пред Сыном, несёт Ему все страдания шара Земного. Так несут Они, Земля и Мать, страдания друг друга…
Протоиерей Геннадий Фаст
Свет и тени Голгофы (фрагменты)
- Красноярск: Енисейский благовест, 1993 (1994). - 197
https://azbyka.ru/