Неделя сыропустная, последнее воскресенье перед наступлением Великого поста, посвящена воспоминанию Адамова изгнания. Сегодня в молитвах и песнопениях Церковь воспоминает изгнание Адама из рая, научая нас покаянию, показывая истоки бедственного положения человечества, необходимость поста и воодушевляя нас для благодушного несения поста. Великий пост - не только время отказа от некоторых видов пищи, но и период всеобщего воздержания наших чувств, мыслей, поступков, отвержения этого мира, возможность погружения в себя и покаяния.
Великий Пост предваряется Прощёным воскресеньем, сегодня мы от всего сердца просим у своих ближних прощения, стремимся простить все обиды, которые таятся в глубинах души, делая шаг к той внутренней свободе и радости, которые Господь подает сердцу милостивому и кроткому.
Святые дни Великого поста для христианина подобны плаванию к светлому берегу, на котором ждет нас Воскресший Спаситель. Мы призваны омыться покаянными слезами, укрепить себя подвигом воздержания и молитвы, чтобы в чистоте и силе встретить торжество торжеств — Пасху Христову.
Божественную Литургию в обители клирики монастыря совершили соборно. Вечером в Неделю сыропустную в монастыре, как и во всех православных храмах, совершалась Великая Вечерня с чином прощения, на которой все молящиеся испрашивали прощения у священнослужителей и друг у друга.
По окончании вечернего богослужения в монастыре Матушка Игумения Феодосия с несколькими сестрами отправились в храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Саратова, где вечерню с чином прощения совершал Митрополит Саратовский и Вольский Игнатий в сослужении духовенства саратовских храмов.
Матушка Игумения, а через Матушку и все сестры монастыря, получили архипастырское благословение на предстоящий Великий пост.
На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Неделю сыропустную совершил иерей Александр Мурылёв.
Великая вечерня с чином прощения в монастыре
Великая вечерня с чином прощения в Покровском храме
ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
В нынешний день Святая Церковь дает нам в своем богослужении образ падшего и кающегося Адама. Библейский рассказ о грехопадении первого человека принадлежит к числу мест Святого Писания, более всего смущающих неверующих. Нам часто приходится слышать от них: «Для чего Бог создал человека свободным, ведь Он же знал, что человек согрешит?»
Поразительно, что это говорят те, кто считают человека самостоятельным и способным своими силами, без Бога, построить новый мир, те, кто считают человека свободным, упрекают Бога в том, что Он не создал нас марионетками, которые не в силах сами определить свой путь на земле.
Совершенно иначе говорят об этом Святые Отцы. Бог, говорят они, дал человеку «самодержавие», т. е. возможность жить на земле самостоятельной жизнью. Он создал нас для творчества, а не для того, чтобы мы были марионетками в Его руках. Человек может жить в Боге и исполнять Его волю, а может не делать этого. Человек мог впасть в грех, но мог и не совершить его.
В жизни духовной нет принуждения, оно существует только в жизни мирской, где нас могут заставить сделать что-либо вопреки нашей воле и даже лишить жизни за неисполнение того, что нам навязано.
Закон духовной жизни иной: здесь каждый поступок вытекает из нашего свободного произволения. Преподобный Марк Подвижник говорит, что никакая духовная сила не может принудить человека сделать что-либо насильно. Человек сознательно избирает для себя путь Божий или путь диавола. Только если мы принимаем на себя добровольно диавольскую работу, то она начинает нам помогать. Против же нашей воли диавол не может заставить нас работать на него.
Обычно говорят, что Бог наказывает нас за непослушание Его воле, но в действительности это не так. Сотворив человека, Господь поставил его в определенные условия и подчинил нашу природу определенным законам. Заботясь о нашем благе, Он предупреждает нас о тех последствиях, к которым неизбежно приведет человека нарушение этих законов. Давая человеку, жившему в раю, заповедь – не вкушать плодов от древа познания, Господь не сказал ему: «В онь же аще день снесте от него, Аз умерщвлю вас». Так, несомненно, пригрозил бы человек, но Господь сказал: «В онь же аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт. 2:17). Что значит: «Если ты пойдешь по пути нарушения закона, ты сам себя накажешь».
Это подобно предупреждению, которое мать делает своему ребенку, когда он тянется к огню. Если он коснется огня, то не она обожжет его в наказание за непослушание, но он сам обожжется, ибо таков закон жизни. Так и Господь предостерегал Адама от нарушения закона. Нельзя касаться того, до чего ты еще не дорос духовно. Древо познания добра и зла было пищей совершенных, вкушение которой требовало от человека приготовления и подвига. А Адам захотел без подготовки, без труда и подвига вкушать от плодов этого дерева, чтобы сразу уподобиться Богу, ведающему доброе и лукавое.
И возмездие за нарушение этого закона последовало естественно, как ожог следует за прикосновением к огню.
Нарушив заповедь, Адам оплакивает свой грех так же, как плачет ребенок, ожегший руку об огонь. Поэтому напрасно говорят, что Господь будет судить нас и накажет нас за наши грехи. Это неверно: ибо каждый получит естественное воздаяние за нарушение божественного закона, которому Господь подчинил человеческую природу.
Господь по своей милости открывает перед согрешившим человеком путь покаяния. И в сегодняшней службе мы слышим плач согрешившего и каящегося Адама, который со слезами взывает к Богу: «Господи, помилуй мя падшего». Но как возможно исцеление поврежденного грехом человеческого естества? Высшее из творений Божиих, запечатленное печатью божественного образа, по собственному произволению пало, и тем самым нарушило в себе действие закона божественной жизни. Если вещь ломается и ее чинят, это уже не будет новая вещь, подобно этому и первые люди своим покаянием не могли возвратить себе первозданную красоту. Они уже не могли стать новыми, такими, какими они вышли из рук Творца в день творения. И не потому, что Бог захотел их наказать, но потому, что сами они своим грехопадением нарушили созданный Богом чин естества. Для того, чтобы восстановить его, нужно было создать НОВОГО ЧЕЛОВЕКА.
Бог – Отец, по безмерной любви к Своему творению, послал на землю Единородного Сына Своего, Который Своим рождением принес людям жизнь и воскресение.
Вместо ветхого, испорченного Адама, который сам повредил свое естество, Он создает новое творение – НОВОГО АДАМА. Во Христе и мы – новая тварь. И этому новому творению Господь принес все новое. Он дает ему новую заповедь: «Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лк. 6:36). Заповедями блаженства Он открыл нам путь к блаженной жизни, и ими Он как бы говорит нам: «Идите, не достигнете ли и вы блаженства». И мы знаем, что Божия Матерь, Иоанн Креститель шли этим путем и достигли на нем высочайшей ступени – степени обожения.
Но и теперь, в Новом Завете, Бог не покушается на свободную волю человека и не навязывает ему Своей воли. Господь только обращается к нам с призывом: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16:24).
И здесь, в Новом Завете, сохраняет свою силу закон свободы и самостоятельности твари: «Иже веру имет и крестится, спасен будет», – сказал Господь (Мк. 16:16). Не Бог его спасет, но сам он, если пойдет по этому пути, войдет в новые условия духовной жизни и спасется.
Так же, как и в Ветхом Завете, Бог не предъявляет человеку условий, не заключает с ним юридическую сделку: «Сделай то-то и то-то, и Я спасу тебя». Нет! Спасение и погибель человека – это не суд по особому назначению, а естественное воздаяние.
И ныне, когда совершается память изгнания из Рая первого человека, мы должны помнить о том, что Господь не является ни мстителем, ни судьей, но милостивым Творцом, пришедшим на землю, чтобы создать новое творение. И здесь, в условиях этого нового творения, так же как первый человек в раю, мы не являемся безвольными куклами. Господь не берет в руки бич и не гонит нас силою в рай или ад, как это часто делают люди.
Начинаются дни Святой Четыредесятницы, и в эти великие дни мы должны помнить о нашей свободе. Если ты хочешь, то пойдешь в эти дни путем покаяния, который приведет тебя к новой жизни. Ведь ты крещен и, следовательно, ты – новая тварь во Христе Иисусе (Гал. 6:15). Если ты и пал, то можешь встать, потому что перед тобой открыты двери покаяния. Христос обновил нас Своею Кровию, и потому я «Божественного Тела и Крови, брение, причащаюся и нетленен сотворяюся» (Канон ко Св. Причащению, песнь VIII).
Поэтому, если с первым Адамом мы сознаем свое согрешение, то вместе с ним будем и оплакивать его, вместе с ним будем очищаться от греха. Будем помнить, что только от нас зависит, станем мы одесную или ошуюю Господа в день Страшного Суда Христова. Ведь прежде, чем предстанем пред Страшным Престолом Его, мы будем обличены от своей совести. И если мы вопросим ее, она ответит нам и скажет нам, идем ли мы вслед за Господом Иисусом Христом, Который в кротости пришел к нам и в смирении отдал Себя на поругание за нас. Не для того, чтобы силою принудить нас к повиновению, пришел к нам Господь, но чтобы с любовью призвать всех нас к Себе. «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16:24).
Аминь.
Священномученик Сергий Мечёв
Источник: «Друг друга тяготы носите…»:
жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечёва
КТО ПРОЩАЕТ, ТОМУ ПРОСТИТСЯ
Величайший пример всепрощения подал нам Сам Иисус Христос, когда пригвожденный ко Кресту молился за Своих мучителей: Отче, прости им, ибо не ведают, что творят (Лк.23:34). Вслед за Спасителем первый христианский мученик архидиакон Стефан, побиваемый камнями, умер с молитвой о своих убийцах на устах: Господи! не вмени им греха сего (Деян.7:60). Великий угодник Божий преподобный Серафим Саровский простил и просил не наказывать разбойников, которые так жестоко избили его, что батюшка до конца жизни ходил согбенным.
Вспомним, как великая княгиня Елисавета Феодоровна простила убийцу своего мужа и навещала его в тюрьме. Как эта преподобномученица в последние минуты своей жизни молилась за тех, кто столкнул ее и других князей из рода Романовых в алапаевскую шахту. А вот и совсем недавний пример: протоиерей Павел Адельгейм, исповедник веры нынешнего века, перед лицом близко стоящей смерти пишет письмо человеку, по доносу которого в свое время оказался в лагере, — пишет со стремлением примириться с ним. За многовековую историю христианства таких примеров не счесть.
Итак, сам Господь заповедал нам прощать не только тех, кто нас просто чем-то обидел, но и своих врагов. К каждому из нас обращены евангельские слова, призывающие прощать обижающих нас и молиться за них: Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк.6:27-28).
У нашей Матери Церкви есть одна замечательная древняя традиция: в последний день перед Великим постом, перед этим нелегким семинедельным плаванием к счастливой пристани — Светлому Христову Воскресению, верующие собираются на вечернее богослужение, чтобы испросить друг у друга прощение. День этот издавна называется Прощеным воскресением. В древних обителях Египта и Палестины на время Великого поста монахи уходили поодиночке в пустыню, чтобы наедине с Богом в посте и молитве провести это время и возвратиться уже к Празднику Воскресения Христова. Понимая, что не все, может быть, доживут до Пасхи, в церкви они пели пасхальные стихиры и просили друг у друга прощения, как перед смертью. Отсюда и появился чин прощения. Вот и евангельские строки, которые читаются на этом особом богослужении, гласят: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф.6:14-15).
Хочу привести пример, показывающий силу и милость Божию к тем людям, которые искренне простили друг друга. Эту историю рассказали участники боевых действий в Афганистане. В тяжелом бою группа наших разведчиков противостояла большим силам моджахедов. Они отбили одну атаку, другую… Кончались боеприпасы, слабели силы, враг многократно превосходил их по численности. И вот бойцы, укрывшись в одной из горных расщелин, думали о том, что в случае еще одной атаки никто из них уже не выживет. Когда от нее отделяли считаные минуты, и воины, прижавшись спиной друг к другу, заняли круговую оборону, один из них вдруг сказал: «Слушай, брат! Я когда-то взял у тебя одну вещь без спросу, прости меня». А другой отвечает: «И ты меня прости, потому что я однажды свалил на тебя вину, чтобы выгородить себя». Третий же сказал: «И меня простите. Потому что я о вас думал и говорил плохо, а сейчас вижу, что вы настоящие друзья. Простите меня за дурные мысли о вас». Так у этих внешне неверующих людей произошло взаимное покаяние и прощение, потому, что каждый из них увидел смерть лицом к лицу.
И в тот момент, когда они от души простили друг друга, наверное, произошло прощение их на Небе Самим Богом. Разведчики слышали, как подходят моджахеды, слышали их голоса. По словам очевидца, будто какая-то неведомая сила укрыла их, и произошло немыслимое: они остались незамеченными в открытой гористой местности и моджахеды прошли мимо. Спустя какое-то время ребята смогли пробраться на свою базу и остались в живых, хотя это было совершенно невероятно. Так за очищение души явлена им была милость Божия, обещанная тем, кто всем сердцем обратится к Господу.
А вот другая, прямо противоположная история. В Киево-Печерском патерике есть назидательное повествование о священнике Тите и диаконе Евгарии. Они были связаны союзом братской любви и взаимопомощи. Но враг рода человеческого внушил одному против другого скверные мысли, масла в огонь подлили клеветники, и два брата рассорились. Тит никогда не благословлял Евгария, а последний всегда обходил Тита стороной. Взаимные обиды и вражда все более и более усиливались. Но вот священник Тит тяжело заболел и на смертном одре, вспомнил заповедь Христа Спасителя, попросил позвать Евгария, чтобы с ним примириться. Братья чуть ли не силком привели его к постели умирающего, и Тит обратился к нему: «Брат, прости меня грешного!».
И вдруг все услышали в ответ страшные слова: «Не прощу ни в сем веке, ни в будущем!». Но как только Евгарий произнес это, на глазах у братии сразу упал замертво. И, о чудо! Священник Тит встает со смертного одра совершенно здоровым и рассказывает: «Как только я высказал мольбу о прощении, то почувствовал благодать Божию, сходящую в мое сердце, как огненное пламя. А когда Евгарий произнес эти ужасные слова, то Ангел ударом копья поразил его, а меня исцелил и восставил с одра болезни». Эта история осталась в памяти Церкви на все времена, чтобы показать, какой это страшный грех — сердце, исполненное памятозлобия, не вмещающее любви и всепрощения. Такого человека может ожидать страшный час, когда Господь остановит его жизнь — жизнь, не наполненную покаянием, неисправленную. И как велика сила человека, если он понудит себя ради правды Божией хранить мир, доброту и благородство в своем сердце.
Прощеное воскресенье напоминает нам о милосердии, о том, что если Бог прощает нам бесчисленное количество раз, то тем более и мы друг другу должны прощать. Вспомним, как апостол Петр спросил у Господа о том, сколько раз надо прощать, до семи ли раз? Для него, человека жившего тогда умом еще в Ветхом Завете, который гласил: «око за око, зуб за зуб» (Лев.24:20), — это была некая недостижимая нравственная высота: если я до семи раз простил, то это превосходно. Христос, услышав его слова, ответил: «Не говорю тебе до семи, но говорю тебе семь раз по семьдесят, если согрешит против тебя брат твой в течение дня, прости ему и это» (Мф.18:21-22; Лк.17:3-4). Семь раз по семьдесят — это четыреста девяносто раз в день, если кто-нибудь обидит тебя. Маловероятно, чтобы за один день приключилось столько искушений и напастей. Но если уж так случится, то мы должны стремиться к всепрощению, и этим мы будем уподобляться Господу Иисусу Христу.
О прощении мы должны заботиться каждый день, помня слова апостола: Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф.4:26). Это значит, что христианин не должен ложиться спать, пока не примирился и с обиженным им, и с обидчиком. К сожалению, есть такие люди, которые даже раз в год, в Прощеное воскресенье не могут из себя выдавить: «Прости». Не то, что от сердца, а вообще не могут это слово произнести. Таким людям митрополит Антоний Сурожский советует подойти и сказать: «Прости, что я не могу тебя простить». Потому что просто кого-то не заметить, кого-то обойти будет равнозначно тому, как если во время операции по удалению раковой опухоли или аппендицита оставить нитки или инструмент в животе оперируемого человека. Значит, если в нашей душе останется хотя бы одна маленькая «нитка», она отравит всю нашу с вами жизнь. Если вычищать, то надо вычищать все. Иначе, как сказал однажды преподобный Серафим Саровский, если ты сотворишь тысячу добрых дел, но имеешь хотя бы одного человека, с которым по твоей вине ты не можешь найти общего языка и не можешь простить ему, то грош цена всем твоим подвигам и добрым делам.
Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил о том, что в наше время слово «простите» стало как неподъемная стопудовая гиря. Казалось бы, что может быть легче? Но у человека не поворачивается язык произнести это простое слово, которое закладывает фундамент правильным взаимоотношениям между нами. Чего у нас в жизни только не бывает! Но мы должны быть готовы на всякое оскорбительное слово брата сказать «прости», потому что так мы защищаем свое сердце от греховной заразы. Этим коротким словом человек сеет мир, любовь, доброжелательность и одновременно пресекает вражду, готовую разгореться между ним и ближним его.
Нам, людям гордым, надо понуждать себя. Если что-то сделали против отца или матери, против мужа или жены — найдем в себе силы сказать: «Прости». Легче попросить у ближнего прощения, чем дуться или, как змея, вынашивать в себе какие-то злые помыслы. Лучше примириться этим простым, коротким словом и положить начало любви и согласию внутри своей семьи, среди тех людей, с которыми мы общаемся, работаем и живем. Так между нами будет распространяться мир, и этот мир очень важен. Именно о нем сказал преподобный Серафим Саровский, великий угодник Божий: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». За одно только желание, за одно только побуждение к этому миру человек уже будет ближе к Богу.
Вот как важно это духовное и душевное устроение. Недаром во время церковного богослужения много раз звучат такие слова священника: «Мир вам!», «Мир всем!», «С миром изыдем», напоминая нам о самом главном: Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся (Мф.5:9). Никто не задумывался, какой напрашивается антоним этому выражению? А вот какой: «Прокляты враждотворцы, ибо они сынами диавола нарекутся» — в противовес миротворцам, которые будут названы сынами Божиими.
Преподобный Исидор Пелусиот учит нас: «Благодеяния записывай на меди, а обиды записывай на воде. Медь сохранит это навсегда, а вода, если и возмутится, то на несколько секунд, а потом не останется на ней и следа». Так и наше сердце должно стать водой: когда взаимные столкновения, недоумения, нерасположенность возмутят нас, все это должно уйти, не оставив следа в нашей жизни.
Давайте молиться всем сердцем, всей душой, чтобы Господь дал нам великодушие хотя бы мысленно суметь оправдать человека для того, чтобы его простить. У каждого человека есть свои немощи, свои недостатки, которыми он вольно или невольно задевает того или иного человека, причиняя ему неприятности, досады и оскорбления. Поэтому всем нам надо научиться взаимно друг друга жалеть: он тебя, ты меня и так все — друг друга. Кто-то прощает твою резкость — ты прости его медлительность, кто-то прощает твою разговорчивость — ты прости его молчаливость, кто-то прощает твой бурный характер, но и ты в свою очередь прости чужую бурность, потому что иногда именно ты бываешь ее причиной.
Часто мы дотошно изучаем этикетки на продуктах — не добавлены ли туда опасные концентраты, не высоко ли содержание жира или сахара. Но в то же время совершенно не исследуем свою душу: не попала ли в нее скрытая злоба на человека, неприязнь, высокомерие и памятозлобие? Святой вечер Прощеного воскресенья призывает нас заглянуть в уголки своей совести, заваленной разным хламом, заглянуть внутрь себя, чтобы не остаться обремененными тяжелейшим грузом, который может потопить весь корабль спасения нашей души. Очень важно не держать в сердце обиды на кого-либо. Если мы вникнем в это слово обида, то увидим, что оно созвучно слову беда. Тот, кто обиделся, попал в настоящую беду — беду для своей собственной души, поэтому надо приложить все усилия к примирению.
Примем же друг друга с лаской, любовью и все друг другу простим. Все, чем нам досадили, оскорбили, унизили, все, что нам сделали в помрачении ума, в безумии сердца, в нетрезвом колебании воли, в бунте плоти. Потому что не простить — это погрузиться во тьму, когда мы стремимся к свету, и остаться рабом греха, когда мы ищем свободы. Не простить — это сохранить в себе семя смерти, когда мы ищем и желаем Воскресения, молим о нем, стремимся к нему. Наконец, не простить, это значит не подражать Самому Богу, ведь Христос пришел в мир, чтобы примирить его с Собой и в Себе с Богом. И мы знаем, какой ценой Он за это заплатил — ценою Своей Крови. Если мы хотим быть Христовыми, то давайте следовать Его примеру хотя бы в том, чтобы каждый наш день заканчивался примирением с ближними в душе и в сердце. Чтобы мы с искренним чувством произносили слова молитвы на сон грядущим: «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбие».
Одному из святых отцов попал в руки текст молитвы первых христиан, живших духом, Богом, дышавших вечностью. Вот о чем молились они, вот какой образ молитвы оставлен нам:
«Господи, Боже мой, удостой меня быть орудием мира Твоего! Чтобы я вносил любовь туда, где ненависть; чтобы я прощал, где обижают; чтобы я соединял, где ссора; чтобы говорил правду, где заблуждение; чтобы я воздвигал веру, где давит сомнение; чтобы возбуждал надежду, где отчаяние; чтобы вносил свет туда, где тьма; чтобы я возбуждал радость, где горе живет. Господи, Боже мой, удостой не чтобы меня утешали, но чтобы я утешал, не чтобы меня понимали, но чтобы я понимал, не чтобы меня любили, но чтобы я любил. Ибо кто дает, тот получает. Кто себя забывает, тот обретает. Кто прощает, тому простится. Кто умирает, тот просыпается к вечной жизни. Аминь».
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Дорогой спасения. 33 беседы о Боге и вере
https://azbyka.ru/