9 марта, накануне воскресного дня седмицы сырной (масленицы), Святая Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви.
Накануне, вечером пятницы, иерей Антоний Хорьков в сослужении диакона Николая Скафтымова совершил заупокойную службу - Параста́с – Великую панихиду по всем усопшим, на которой пелась 17 кафизма и заупокойный канон.
Божественную литургию в субботу утром совершил иерей Антоний Хорьков.
По окончании Литургии игумен Пимен в сослужении иерея Антония Хорькова и диакона Николая Скафтымова совершил панихиду по всем усопшим православным христианам и освятил поминальное коливо.
СМЫСЛ И ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ВСЕЛЕНСКОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ МЯСОПУСТНОЙ СУББОТЫ
В календаре Русской Православной Церкви есть семь дней особого поминовения усопших, называемых родительскими субботами, среди них выделяют Вселенские, в которые молитвенно поминаются вообще все православные христиане. Таких суббот две: Мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы). Остальные родительские субботы не относятся к Вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.
Смысл Вселенской родительской субботы
Название «родительская» произошло потому, что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей. Это долг наш молитвенный – из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы особо чтим тех, через кого этот дар жизни получили. Но в этот день мы поминаем не только родителей и близких родственников, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных. По слову Господа Иисуса Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о усопших проявляется самая величайшая, совершенно бескорыстная и сокровенная наша любовь.
Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений…».
Вселенская мясопустная родительская суббота, бывает ежегодно за два дня до начала масленичной седмицы. В этот день и вечером накануне в храмах совершаются богослужения по особому чину Вселенской панихиды, когда наряду с церковными песнопениями, которые Уставом положено исполнять, поются заупокойные тропари и кондаки, возглашаются ектении, в которых священство от лица всех собравшихся молит Бога простить грехи усопших православных христиан и даровать им вечную жизнь в Царствии Небесном.
У Бога нет мертвых, у Него все живы. Тело Христово состоит как из членов земной, странствующей Церкви, так и из членов Церкви Небесной, торжествующей. И эта Вселенская полнота молится в этот день Богу о всех – от Адама и до сего дня усопших ее членах. Традиция поминать усопших имеет древнюю историю и восходит еще к апостольским временам. Уже в V веке преподобный Савва Освященный фиксирует в своем уставе этот обычай, ссылаясь на его древность. Все мы будем в этот день молиться Богу о упокоении не только своих сродников, но и всех от века усопших христианах.
В России традиция подачи записок на поминовение именно в монастыри сложилась очень давно, что неудивительно, ведь смысл монашеской жизни и состоит в достижении вечной жизни посредством молитвы, в том числе и обо всём мире. Подавая записки в монастыри, мы тем самым увеличиваем количество молящихся об одном человеке, чтобы наша молитва была услышана.
Нередко люди умирают неестественною смертию. Например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, во время стихийных бедствий и катастроф… И все они лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили совершать это общее, вселенское поминовение, основываясь на учении апостольском.
День родительской субботы особенный, он ознаменован парастасом (Великой панихидой), обычно совершаемым на утрене. Безусловно, в этот день в храмах можно поминать не только умерших родителей, но и всех, близких сердцу скончавшихся православных христиан.
В синаксаре на этот день написано: «Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине, «кто быв застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви».
По словам священноисповедника Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского, «о каждом из наших близких мы обычно совершаем нарочитое поминовение ежегодно в дни их кончины... Но чтобы и те из преждепочивших братии наших о Христе, у кого нет уже теперь на земле сродников и друзей, о них молящихся и помнящих дни их кончины и именин, не оставались без ежегодного нарочитого поминовения, святая Церковь из всех поминальных дней особо выделяет два – две вселенские субботы, когда живущие приглашаются возносить заупокойные молитвы прежде всего о всех вообще усопших...Не возбраняется при этом и не устраняется совсем одновременное поминовение и ближайших сродников. Но все же православным следует знать и твердо помнить …, что в две Вселенские субботы, преимущественно пред всеми другими случаями поминовения усопших, их долг молиться прежде всего о всех от века усопших православных христианах, чтобы … обеспечить поминовение наших любимых усопших до скончания века, и как бы внести некоторый залог в сокровищницу Церкви в счет поминовения и нас самих в века последующие, да исполнится и на нас неложное слово Христово: «какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лук. 6:38)».
По смерти, согласно словам святых отцов (святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Игнатия Брянчанинова и многих других) душа встречается с миром ангельским (здесь и Божии ангелы, и демоны начинают борьбу за душу). Это момент соприкосновения души с Вечностью, но еще не конец.
Душа проходит мытарства, это занимает некоторое время. Наступает для души частный суд, но и это не окончательное определение для человека, иначе не было бы Страшного Суда во Второе Христово Пришествие. Господь дает время душе человеческой для исправления, но в том вся скорбь, что душа – не весь человек. Без тела, может, сложнее грешить, но и исправляться без тела тоже сложнее. Но выход из этого есть!
Почившие наши сродники еще не совсем люди, потому как человек – существо троечастное. Только тогда человек – человек, когда дух, душа и тело живы. Мертвые же мертвы телом, хотя и живы душой, а значит, есть у них время на покаяние. И помочь им можем мы, еще живые их сродники, близкие, соседи, просто собратья во Христе. Усердная молитва, щедрая милостыня могут совершить воистину чудеса. И главное чудо – прощение грехов и спасение души происходит незаметно для нас, но от этого оно не теряет своей важности. Ведь и нам в скором времени очень и очень важны будут молитвы об упокоении наших душ.
Особенности богослужения во Вселенскую родительскую субботу
В заупокойной ектении в субботу мясопустную взывается (возглашается): «Еще молимся о упокоении душ рабов Божиих, праотец, отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных христиан».
На вечерни и утрени в субботу мясопустную и Пятидесятницы совершается поминовение, главным образом, вообще всех прежде почивших.
Из службы в субботу мясопустную. Стихиры на Господи воззвах, глас 8:
«От века мертвых днесь всех по имени, верою поживших благочестно, память сотворяюще вернии, Спаса и Господа воспоим, просяще прилежно сим в час суда ответ благий дати, Тому Самому Богу нашему, всей судящему земли, деснаго Его предстояния получити в радости, в части праведных, и во святых жребии светлем, и достойным быти Небеснаго Царствия Его».
(От века мертвых всех, поживших с верою благочестиво, в сей день по имени память совершая, верные, Спасителя и Господа воспоем, прося усердно им в час суда дать добрый ответ Самому Богу нашему, суд совершающему над всею землей, достигнуть стояния справа от Него в радости, на месте праведных и во святых уделе светлом, стать достойными Небесного Царства Его).
«Твоею кровию человеки Спасе искупивый, и смертию Твоею от смерти горькия избавивый нас, и жизнь вечную подаяй нам Воскресением Твоим, вся упокой Господи, усопшия благочестно, или в пустынях, или во градех, или в мори, или на земли, или на всяком месте: цари же, священники, архиереи, монахи, и бельцы в возрасте всяком всеродном, и сподоби я Небеснаго Царствия Твоего».
(Своею кровию, Спаситель, искупивший людей, и смертию Своею от смерти горькой избавивший нас, и жизнь вечную подающий нам Воскресением Твоим, упокой, Господи, всех усопших во благочестии, или в пустынях, или в городах, или на море, или на земле, или на всяком месте: царей, священников, архиереев, монахов и мирян во всяком возрасте и всякого рода, и удостой их Небесного Царства Твоего).
Поминовение наших сродников несколько отодвигается, уступает место общему поминовению усопших. Но чтобы дать удовлетворение и родственному чувству молящихся, желающих в эти особливо поминальные дни усиленно помолиться и о своих усопших сродниках, церковный Устав в две вселенские субботы, кроме поминовения на вечерне и утрени, назначает еще великую панихиду после вечерни в качестве непременной, обязательной службы. Это как бы вторая поминальная утреня, но несколько иного, более интимного характера и содержания, назначаемая по преимуществу для поминовения усопших сродников.
Особенное внимание обращает на себя утренний канон, творение преп. Феодора Студита. В нем с такой выразительной и трогательной подробностью вспоминаются все многоразлично в жизни потрудившиеся и разнообразно скончавшиеся, «от века умершие» и «от рода родов».
Из канона, певаемого в субботу мясопустную: «Яже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огнь, яже попали верныя, Милостиво, в части учини праведных» (песнь 1, тропарь 4).
(Тех, кого вода покрыла и пожала война, землетрясение застигло и убийцы убили, и огнем попаленных верных водвори, Милостивый, в уделе праведных)
«Яже уби меч, и конь восхити, град, снег и туча умноженная, яже удави плинфа или персть посыпа, Христе Спасе наш, упокой» (песнь 4, тропарь 4).
(Тех, кого убил холод и конь понесшийся, град, снег и ливень безмерный; кого кирпичом задавило или землею засыпало, Христе, Спаситель наш, упокой.)
«Умершим напрасно (внезапно) от случаев, от клича же зельнаго (крика сильного), скораго течения и заушения, удавления же от искренняго (искренний – всякий человек), и лягания (здесь – ото сна), Господи славы, верою усопшим ослаби (прости) во веки» (песнь 8, тропарь 4).
«Умершия Божиим прощением (здесь – наказанием): смертных громов всяких с небесе изнесенных, земли разседшейся, морю восшумевшуся, вся верныя, Христе, упокой» (песнь 9, тропарь 3).
Святая Церковь, представляя нам очень много случаев к молитве о наших близких, дорогих усопших и к поминовению их по именам, вместе с тем в своих заупокойных песнопениях и молитвах постоянно поучает нас одновременно молить Господа и об упокоении всех рабов Божиих преставившихся, всех преждепочивших православных христиан. Этим она напоминает нам, что кроме любимых наших сродников и друзей у нас есть еще множество братии во Христе, которых мы, и не видавши их, должны любить, о которых, даже и не зная их имен, мы должны молиться.
https://valaam.ru/