Главная
Воскресенье, 18 Февраль 2024 10:48

Неделя 37-я по Пятидесятнице. День памяти иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

18 февраля, в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, отмечается память иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Имя этой иконы принадлежит к числу наиболее трогательных наименований, какими только была названа Пречистая Дева, и выражает глубокую и благородную мысль человечества о Богоматери как о последнем прибежище, последней надежде потерянных людей. 

К этой иконе обращаются люди с мольбой об освобождении от пороков, страждущие в болезнях, а также матери с ходатайством о погибающих детях. И всем Царица Небесная ниспосылает помощь и заступление.

Накануне, 17 февраля, в монастыре совершалось всенощное бдение в соединении со службой попразднства Сретения Господня и полиелейной службой иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

В воскресный день праздничную Божественную литургию совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Вадима Козлова, иерея Димитрия Болгова и диакона Николая Скафтымова. Перед началом службы по традиции был отслужен молебен всем святым с водосвятием. По окончании Литургии было совершено славление.

На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Неделю 37-ю по Пятидесятнице совершил иерей Александр Мурылёв.

 

 

«ВЗЫЩИ НАС, ПОГИБАЮЩИХ, ПРЕСВЯТАЯ ДЕВО»

«Взыщи нас, погибающих, Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас,
но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас».
(Тропарь, гл. 4)

Икона Божией Матери «Взыскание погибших»Прежде, нежели существовал мир, Дева Мария была предызбрана в Предвечном Совете Пресвятой Троицы послужить спасению рода человеческого. Прошли века, отошли в жизнь вечную миллионы людей, а чудесам и благодеяниям Матери Божией нет конца. Она как неиссякаемый живой источник по-прежнему милосердует о человеческом роде! Русский народ свято верит во всесильную помощь Пресвятой Богородицы.

«Взыскание погибших» — одно из многих наименований, данных Пресвятой Богородице любящим, верующим человеческим сердцем. Оно являет свидетельство о том, что у потерянной и погибающей души есть опора и спасение — сама Матерь Божия. Страшное слово «погибший» — безвозвратно утраченный для земли и неба, для себя самого, жалкое посмешище врага. И неожиданно переступивший порог допустимого, оказавшийся в руках смерти, не только телесной, но нередко и духовной, обретает чудесное заступление. Взыскует измученную падшую душу материнская любовь Пречистой Девы.

«Господь, желая показать людям бездну щедрот Своих, силу терпения Своего, даровал Тебя людям, как непреодолимую защиту. И если кто из них праведным Судом Божиим оказывается достойным осуждения, — Твоим державным покровом сохраняется за покаяние». (Свт. Иннокентий Херсонский)

Предание, в котором впервые упоминается икона Божией Матери «Взыскание погибших», отсылает нас к VII веку. Житие Феофила Аданского (+ ок. 538 г.) повествует, как по молитвам и ходатайству Пречистой Богоматери инок Феофил, впавший в смертный грех, был спасен от вечной погибели. Феофил, служивший у некоего епископа экономом, был незаслуженно обижен и изгнан. В желании поквитаться с обидчиками он обратился к темным силам. Одумавшись впоследствии, инок не дерзнул просить Бога о прощении, а возопил к Пресвятой Богородице. И помощь не замедлила прийти. Заступница рода людского удивительным способом уведомила инока о прощении его грехов и возвратила подписанную им с дьяволом хартию. Раскаявшийся Феофил достиг со временем высокого духовного совершенства и был прославлен Церковью в лике преподобных. Отсюда и название иконы — «Взыскание погибших», свидетельствующее о том, что к ней взывают как к последнему прибежищу в самых трудных и безнадежных жизненных обстоятельствах.

Доподлинно неизвестно, как выглядел образ Богородицы, пред которым молился преподобный Феофил, поэтому иконография Богоматери «Взыскание погибших» достаточно разнообразна. Все иконы различных списков с таким названием относятся к типу «Елеуса» — «Милостивая».

«Радуйся, сильным Твоим заступлением от всех бед нас избавляющая; Радуйся, от труса и потопа нас защищающая. Радуйся, от глада душевнаго и телеснаго нас снабдевающая; Радуйся, огнь росою молитв Твоих угашающая. Радуйся, от смертнаго губительства нас спасающая; Радуйся, в бранех крепкая Помощнице. Радуйся, от нашествия иноплеменных нас ограждающая; Радуйся, от междоусобныя брани охраняющая. Радуйся, плавающих легкое по водам прохождение; Радуйся, путешествующих добрая Водительнице. Радуйся, пленных свобождение; Радуйся, от належащаго праведнаго прещения Божия скорое избавление». (Икос 11 акафиста перед иконой Божией Матери «Взыскание погибших»)

Издревле на Руси писались иконы «Взыскание погибших», но в XVII веке образ сделался особенно известным. Один благочестивый крестьянин — Федот Обухов — по возможности своей помогал крайне бедному храму села Бор Калужской губернии: жертвовал иконы и утварь. Однажды в окрестностях Серпухова на праздник Крещения Господня Федот был застигнут в пути пургой. Лошади выбились из сил и остановились у непроходимого оврага. Не видя средств ко спасению, крестьянин от всего сердца воззвал к Царице Небесной о помощи и дал обет сделать список с Ее иконы «Взыскание погибших» и пожертвовать его в свой приходской храм. Затем он отпряг лошадь, привязал ее к саням, укрылся, чем мог, лег в сани и стал понемногу замерзать. Еще несколько минут — и он бы погиб. Но не дремало над ним око Той, Которую он с такой верой призывал.

Совершилось чудо: сани с отпряженной лошадью, стоявшие у края оврага, очутились у ворот крестьянина соседней деревни. Сидя внутри избы, он услыхал под окном голос: «Возьмите». Вышедши к воротам, крестьянин увидел лошадь, а в санях Федота Обухова. Его внесли в дом, отогрели и вернули к жизни. Когда Обухов совсем оправился, то заказал икону «Взыскание погибших» и по написании благоговейно перенес в свой храм. Икона эта, писанная в память чудесного спасения человека от гибели, прославилась чудесами. На поклонение ей ежегодно собиралось много народа, и на копейки усердных богомольцев на месте прежней бедной деревянной церковки был воздвигнут прекрасный каменный храм, где отправлялись торжественные службы.

Великое чудо сотворила Богоматерь через Борскую икону «Взыскание погибших» в 1871 году. Было холерное время, и жители Серпухова решили принести к себе икону. Живший в городе мальчик, немой и не владевший ногами, увидев икону, вдруг произнес: «Вот Взыскание погибших» — и тут же стал на ноги. По принесении иконы холера в Серпухове прекратилась. С тех пор икону Божией Матери ежегодно торжественным крестным ходом приносили из села Бор в Серпухов. Обычай этот сохранялся до тех пор, пока советская власть не разрушила борский храм до основания. Святая икона после этого бесследно исчезла.

До настоящего времени сохранились местночтимые чудотворные списки иконы «Взыскание погибших». Наиболее известные из них находятся в Москве — в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке, в Санкт-Петербурге — в Покровском храме в Мариенбурге, в Самаре — в Покровском кафедральном соборе.

Образ, находящийся в Покровском храме в Мариенбурге, был создан усердием настоятельницы Свято-Троицкого Раковского монастыря Самарской губернии игумении Анатолии с сестрами в память чудесного избавления от гибели императора Александра III с семьей при крушении поезда в 1888 году. Одно время подаренная икона пребывала в Гатчине. В 50-х гг. ХХ века ее вновь обрели две прихожанки Мариенбургского Покровского храма и передали Церкви.

В 1666 году по Волге к г. Саратову приплыла икона Божией Матери «Взыскание погибших» и была явлена смертельно раненому воеводе Кадышеву — и воевода исцелился. С тех пор она стала родовой реликвией этого дворянского рода, неоднократно являя чудесные знамения и исцеления от болезней. Двумя веками позже наследница воеводы устроила в селе Раковка Самарской области монастырь, и икона стала главной святыней новой обители. Вскоре о чудесных исцелениях у этого образа заговорили по всему государству. Образ радостно принимали в других городах и краях, в том числе в Петербурге, и традиция вывозить чудотворную икону прервалась только с революцией. В 1953 году икона была перенесена в Покровский кафедральный собор г. Самары, где пребывает и поныне.

В 1915 году по благословению святой блаженной Матроны Московской был написан список иконы Божией Матери «Взыскание погибших», с которым святая не расставалась всю жизнь. Сегодня эта икона пребывает в Покровском женском монастыре г. Москвы.

«Благодати залог восхотевши дати роду нашему, цельбоносную икону Твою явила еси нам, Богомати, от неяже токи чудес с верою приходящим источаются, недузи врачуются и скорби утоляются. Сего ради радостно о Тебе вопием Богу: Аллилуиа». (Кондак 12 акафиста перед иконой Божией Матери «Взыскание погибших»)

Кто из людей не испытывал бед и напастей? Кто мог прожить без горя и несчастий? Ищет мятущийся дух успокоения в молитве, припадает к подножиям святых икон, изливает свою тоску, свою скорбь пред святыней. Знает человек, что не отринута будет его слезная молитва, услышан будет вопль его сердца; и исчезнет горе, унесутся тучи, воссияет в душе солнце правды, и прекрасным покажется этот Божий мир, и добрыми покажутся окружающие люди, и сам он воспрянет душой и скажет: «Жив Господь, жива душа моя! Около меня Заступница Усердная, являющая Свою Благодатную помощь чрез Свои чудотворные иконы!» Притекают люди к тихому сему и доброму пристанищу. Приидем к Ней и мы и из глубины души воззовем:

«Заступнице усердная, благоутробная Господа Мати! К Тебе прибегаю аз окаянный и паче всех человек грешнейший, вонми гласу моления моего и вопль мой, и стенание услыши, не презри мене, отчаяннаго и во гресех погибающаго, помилуй мя, кающагося во злых делех моих, и обрати на путь правый заблуждшую окаянную душу мою. На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков. Аминь». (Фрагмент молитвы перед иконой Божией Матери «Взыскание погибших»)

https://obitel-minsk.ru
https://azbyka.ru/

Просмотров: 329  

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 11 10 2024dynmod 401
  • 08 28 2024dynmod 508
  • 11 05 2024dynmod 201
  • 08 28 2024dynmod 507
  • 11 21 2023dynmod 101
  • 11 05 2024dynmod 202
  • 10 02 2024dynmod
  • 10 14 2024dynmod 513
  • 10 14 2024dynmod 503
  • 11 04 2024dynmod 102
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 11 21 2024dynmod 501
  • 08 03 2024dynmod 300
  • 09 17 2024dynmod 901
  • 10 14 2024dynmod 507
  • 11 04 2024dynmod 105
  • 11 04 2024dynmod 104
  • 11 05 2024dynmod 204
  • 10 14 2024dynmod 505
  • 07 21 2024dynmod 702
  • 10 27 2024dynmod 810
  • 10 08 2024dynmod 301
  • 10 14 2024dynmod 506
  • 11 21 2024dynmod 502
  • 10 14 2024dynmod 512
  • 10 14 2024dynmod 504
  • 11 21 2024dynmod 503
  • 08 29 2024dynmod 703
  • 10 27 2024dynmod 814
  • 10 14 2024dynmod 508
  • 10 27 2024dynmod 812
  • 11 05 2024dynmod 206
  • 08 04 2024dynmod 208
  • 11 05 2024dynmod 205
allistshapka4

МОНАСТЫРЬ
АЛЕКСИЕВСКИЙ МОЙ

Каждый раз возвращаюсь другой-
Обновленной, очищенной, кроткой.
Монастырь Алексиевский мой
Стал на небо дорогой короткой.

Вырываясь из душных квартир,
От проблем, толчеи на дорогах,
Попадаем мы в Ангельский мир,
На земле - во владения Бога.

Здесь и дышится легче стократ,
Вторят птицы девичьему хору.
Озаряют восход и закат
Купол храма, венчающий гору.

Там внизу, под горой, суета
Правит бал в муравейнике буден.
Здесь молитвы, покой, чистота
Лечат души измученным людям.

Здесь просфоры, святая вода -
Цельбоноснее нету лекарства.
Потому нас и тянет сюда -
Во владения Божьего Царства.

Я на землю схожу, не спеша,
Здесь все то же - пороки и страсти...
Но хранит еще долго душа
Ощущение мира и счастья.


               Валерия Соколова

 

allistfoot

citPatr 2020

Календарь

Пожертвование на нужды монастыря

 

S5 Box

Патриархия  Православие и современность