В праздник Крещения Господня Святая Церковь прославляет Господа, явившегося во плоти, пришедшего креститься на Иордан, посетившего нас Своею благодатью и открывшего Своим явлением до тех пор неведомую тайну о Боге Едином в трех Лицах и поклонение Пресвятой Троице.
«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе», - воспевает в нынешний день Святая Церковь (тропарь праздника).
Великое освящение воды символизирует примирение творения с Творцом, обновление природы, искаженной грехом. Святая вода является одним из средств благодатного вовлечения человека и окружающего мира в общение с Богом. Чин водоосвящения на праздник Богоявления появился на Востоке в V-VI вв., уподобляясь освящению воды при Таинстве Крещения.
В праздник Крещения Господня, 19 января, в храме Одигитрия игумен Пимен (Хеладзе) возглавил всенощное бдение и праздничную Божественную литургию святителя Иоанна Златоустого. Ему сослужили иерей Вадим Козлов, иерей Димитрий Болгов и диакон Николай Скафтымов.
По окончании богослужения духовенство, сестры с Матушкой Игуменией, многочисленные прихожане обители перешли в Алексиевский храм монастыря, где был совершен чин Великого освящения воды. Торжественное богослужение завершилось кратким отпустом и величанием празднику Богоявления.
В раздаче крещенской воды принимали участие члены молодежки. Они предлагали Святое Евангелие, духовную литературу и буклеты, посвященные празднику Крещения Господня, отвечали на вопросы тех, кто пришел набрать крещенской воды, но не особенно воцерковлен и не знает, как правильно обращаться со святыней.
По традиции, Крещенской водой - Великой Агиасмой - были окроплены все участники службы, прихожане, а также храмы, постройки и помещения монастыря. Крещенскую воду в монастыре можно будет набрать еще несколько дней.
На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию праздника Крещения Господня совершил иерей Александр Мурылёв.
СЛОВО НА КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. (Гал. 3:27)
Аще кто не родится свыше — водою и Духом, не может внити в царствие Божие. (Ин. 3:3, 5)
Спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго. (Тит. 3:5)
Настал новый, пресветлый праздник, день Светов, день преславнаго, таинственнаго Крещения Господня, Которому мы все обязаны своим пакибытием или возрождением, просвещением, обновлением и усыновлением Отцу небесному, от Котораго отчуждено было скверною греха человечество несколько тысяч лет.
Снова порадуемся, дорогие братия и сестры, безмерной благости и премудрости Божией, чудно устроившей возрождение наше в водах Иордана, чрез погружение в них плотию Самого Господа славы, освятившаго воды, установившаго и подавшаго нам образ и способ таинственнаго обновления нашего. Глубоко и чудесно это таинство! Сколь чудесно и животворно таинство святого Причащения Тела и Крови Христовых, в коих Он весь почивает, чрез которыя и совершает державно очищение грехов наших, освящение и обожение, — столь же чудно и действенно ко спасению оскверненнаго и погибающаго грехом человеческаго рода таинство Божественнаго Крещения; и одно другому помогают, и то и другое необходимо ко спасению. О, несказанная премудрость и тайна Божия, которую только верою можно принимать и уразумевать, но не пытливым, близоруким и омраченным страстями умом человеческим.
Как сотворение наше Богом есть величайшая тайна благости, премудрости и всемогущества Божия, — так и тайна возрождения нашего в крещении есть таинство, пред которым должен в благоговении поникнуть разум человеческий. Только безконечный Разум Божий мог умыслить и предложить верное средство к очищению и возрождению растлевшаго грехом, до костей и мозгов, до самой глубины сердца рода человеческаго, и присвоению Богу совершенно отчужденнаго и погибавшаго человека. Никакой ум не только человеческий, но и ангельский не мог найти к тому средства.
Святая Церковь, богословствуя Духом Святым, о тайне Крещения Господа нашего, говорит, что Господь, крестившись в водах Иордана, потопил человеческий грех Своею безмерною праведностию, освятил воды и на все века дал им силу освящения, чтобы даровать нам баню пакибытия и обновления Духом Святым; отворить нам небо, заключенное грехопадением Адама и низвести на землю Духа Святаго, Который не имел на земле места, где голову приклонить, по причине крайняго развращения рода человеческаго; чтобы Адама очистить от скверны и возвести на небо оправданным после пятитысячелетняго наказания во аде.
«Да Твоея славы всяческая исполниши, Тебе Самаго истощил еси даже и до рабия образа. Ныне же длани раба (Предтечи) подклоняеши главу рабски, мое наздание благоутробно очищая», — возглашает Церковь в службе на этот праздник. «Явльшуся Тебе телом, освятися земля, воды благословишася, Небо просветися, род же человеков горькаго мучительства вражия избавися. Нов Адам быв Содетель, огнем, и Духом, и водою странное совершая возрождение и обновление чудное, кроме сокрушения и горнил Крещением Богодетельным новотворя. Духом души новотвориши, водою же освящаеши тело сложеное, животна назидая человека».
Слава Господу Иисусу, крестившемуся во Иордане нашего ради спасения и даровавшему нам возрождение, пакибытие (вторичное бытие), усыновление Богу и живот вечный, разорившему прежнее средостение вражды и проклятия, и праведнаго отвержения нашего от Бога.
«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», то есть крестившиеся во имя Христа и Святыя Троицы облеклись во Христа духовно: в Его правду, святость, кротость, смирение, послушание, терпение, воздержание, — словом в Христово совершенство, в Христов образ, во всякую благодать Христову — в новаго человека, созданнаго по Богу в правде и преподобии истины (Ефес. 4:24).
Облеклись ли мы во Христа? Спросим себя и размыслим о сем искренно. А если не облеклись, то мы и не Христовы. Ибо Апостол говорит, что кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8:9).
Если кто не родится водою и духом, тот не может видеть царствия Божия. Аминь.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
http://www.pravoslavie.ru/