Главная
Четверг, 11 Январь 2024 12:33

Престольный праздник обители - день памяти святых мучеников Вифлеемских младенцев

11 января почитается память 14 тысяч Вифлеемских младенцев – первых мучеников за Христа. Много столетий человечество потрясает своей жестокостью злодеяние царя Ирода. С течением времени день памяти святых младенцев стал днем покаяния матерей, совершивших страшный грех против своих не рождённых детей. В настоящее время Церковь связывает почитание первых младенцев-мучеников с борьбой против абортов, ведь зло Ирода стало более циничным: младенцы погибают в утробах матерей с их согласия.

В честь этих святых в монастыре освящен храм, находящийся в цокольном этаже храма «Одигитрия» Смоленская. В монастыре имеется икона мучеников Вифлеемских младенцев, написанная в 2006 году мастером московской иконописной школы, с частицей мощей одного из младенцев. В 2011 году в обители появился большой мощевик с частицей мощей этих святых. Также в монастыре есть икона Вифлеемских младенцев из иконостаса храма этих святых, более сложной иконографии. В 2020 году еще одну икону «Образ святых младенцев за Христа в Вифлееме избиенных» с частицей мощей передали в дар монастырю саратовские паломники, давние прихожане монастыря.

Праздничную Божественную литургию в храме младенцев-мучеников и всенощное бдение накануне совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Димитрия Болгова и диакона Николая Скафтымова.

Вместе в Матушкой Игуменией Феодосией и сестрами монастыря за службой также молилась настоятельница Покровского Успенского монастыря игумения Георгия (Кузенкова). Гостями праздничной службы стали и учащиеся Саратовской Покровской Православной гимназии вместе с педагогами, которые  посетили монастырь в престольный праздник.

По окончании Литургии было совершено славление младенцам-мученикам и освящено коливо.

Продолжением богослужения стала праздничная трапеза, по окончании которой Матушка Игумения Феодосия тепло поздравила игумена Пимена в памятной датой:  20-летием иерейской хиротонии. Со словами поздравления и благодарности обратились с клирикам и насельницам монастыря педагоги Православной гимназии. Гимназисты исполнили несколько Рождественских колядок, народных праздничных песнопений. Все гости праздника получили подарок-пожелание, который сами снимали с монастырской ёлочки.

 

Фотогалерея

Смотреть сюжет на видео-канале монастыря

 

 

ТАЙНА ВИФЛЕЕМСКИХ МЛАДЕНЦЕВ

Тогда Ирод видев, яко поруган бысть от волхвов, разгневася зело,
и послав изби вся дети сущыя в Вифлееме, и во всех пределех его, 
от двою лету и нижайше, по времени, 
еже известно испыта от волхвов.

(Мф. 2: 16)

Икона Вифлеемских младенцев в монастыреКаждому, кто хоть как-то связан с Церковью, известно то гнусное злодеяние, что было совершено около 2000 лет назад. С тех времен и поныне многих оно потрясает. Многие рассуждали о нем, пытаясь найти главного виновника невинно пролитой крови. Многие при этом весьма неразумно судили о погубленных детях и, возмущаясь учиненной над ними несправедливостью, ставили более или менее скептические, а то и дерзкие вопросы. Многие говорили, что вполне понятно, что Ирод решился на подобное преступление, если вспомнить его нрав и присущее ему безудержное властолюбие. Но чем же виноваты убитые дети, и как же праведный Бог позволил Ироду это совершить? Эти вопросы волнуют многих и в наши дни. Неправедность Ирода ясна каждому, но само преступление озадачивает, ибо оно возмущает чувство справедливости, и людям хочется понять, почему пострадали невинные дети. Если Ирод был обманут волхвами, почему он выместил свой гнев на младенцах? Разве младенцы надоумили волхвов возвратиться иным путем в страны свои?

Несомненно, Ирод решился на это злодейство не потому, что считал вифлеемских младенцев виновными в том, что волхвы обманули его, но потому, что был одержим демоном властолюбия и зависти, а вернее – из страха, как бы «рождейся Царь» (Мф. 2: 2) не отнял у него престол. Он предпринял это избиение не из чувства мести или ненависти к детям, а из превеликой любви к себе и еще большей ненависти к Тому, на Кого указывала звезда, к Тому, ради Кого волхвы пустились в столь дальний путь, к Тому, Кого ангелы приветствовали песней: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (Лк. 2: 14). Сразу после этой песни вместо благоволения и мира является свирепая и бесовская воля Ирода, лишившая мира и невинных младенцев «от двою лету и нижайше» (Мф. 2: 16), и их матерей и сродников, и даже праматерь «Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть» (Мф. 2: 18). Господь Иисус Христос самим Своим Рождеством явил, а спустя 30 лет и высказал эту известную истину: «Не приидох воврещи мир, но меч» (Мф. 10: 34).

Так не правы ли тогда те, которые говорят, что вифлеемские младенцы были погублены из-за Господа Христа или даже что Сам Христос является причиной их убийства? Нет, Боже сохрани! Хотя Ирод преследовал Иисуса, едва Он родился, и, преследуя Его, погубил всех вифлеемских младенцев, все же младенцы эти были погублены не из-за Христа, а по причине бессердечия Ирода, его злобы и жестокости. Итак, эти дети пострадали не из-за Христа, но воистину за Христа – как первые невинные жертвенные агнцы, как первые мученики Христовы, пусть даже они и не осознавали этой своей жертвы. Господь принял их жертву как благоуханный фимиам, а Церковь ежегодно празднует их святую память 29 декабря / 11 января.

Такой ответ, хотя и точный, все же многих не удовлетворяет. Для них все еще остается неясным, почему Бог допустил, чтобы Ирод совершил такое злодейство. Дабы получить исчерпывающий ответ и на этот вопрос, необходимо сначала объяснить некоторые понятия.

Прежде всего, если бы предназначение человека ограничивалось его земной жизнью и, следовательно, завершалось его смертью, то есть если бы за свои добрые и дурные поступки люди получали воздаяние только здесь, на земле, тогда бы всякий страдающий за правду, всякий невинно осужденный, всякий незаслуженно терпящий скорби был бы вправе считать себя обездоленным и обиженным и имел бы основания сказать: «Где справедливость? И как Бог допускает, чтобы я страдал в то самое время, когда люди порочные благоденствуют?» Так и рассуждали язычники, не имеющие ни веры в вечную жизнь, ни понятия о воскресении; так рассуждают и сегодня все те, кому незнакома сущность христианства.

Настоящие христиане рассуждают иначе. Они знают, что Господь Иисус Христос говорил и учил о бессмертии души в предстоящем воскресении всех людей, о кратковременности земной и о вечности будущей жизни, о воздаянии в будущей жизни за все содеянное здесь, на земле, о ничтожности земных богатств и славы перед судом Божиим. Они знают, что Христос наглядным примером, то есть Своими страданием, смертью и воскресением, показал людям, что и они воскреснут. Поэтому истинные христиане ожидают в будущей жизни воздаяния за добро или зло, которое они делали на земле, и не обвиняют Бога в несправедливости к ним. Ведь если здесь мы претерпеваем незаслуженные страдания и несчастья, это значит, что они ниспосланы нам свыше ради испытания нашей веры (тому пример – многострадальный Иов), и переносимыми без ропота скорбями мы либо искупаем наши грехи, либо, если грехов не имеем, добываем себе в награду блистающие венцы.

Но и такое объяснение не всех успокаивает. Некоторые в недоумении вопрошают: «Разве были у младенцев грехи, которые требовалось бы смывать их кровью? Все изложенное выше правильнее было бы применить к взрослым людям, которые успели в своей жизни совершить или грех, или какое-либо добро». Как уже было сказано, претерпевание несправедливости и страданий в этой жизни (если у человека нет грехов) приносит ему награду в жизни будущей. Кроме того, на подобные недоумения святой Златоуст отвечает вопросом: «Что есть смерть?» И продолжает: «То же самое, что снимание с себя одежды. Тело, подобно одежде, облекает душу, и мы сбрасываем его с себя на краткое время, чтобы вновь его получить, но более светлым». И поэтому он так смело восклицает: «Дай мне лишь твердую веру в Царство Небесное – и убей меня, если угодно, прямо сейчас! Я возблагодарю Тебя за смерть, за то, что через нее Ты мгновенно переселишь меня к тем [небесным] благам». При этом следует подчеркнуть, что проблему страданий маленьких детей и – шире – праведников необходимо рассматривать и решать с учетом греховности и подверженности страданиям человеческой природы вообще вследствие первородного греха. Дети, без сомнения, не могли страдать за некие свои «личные» грехи, однако они не были исключены из той общей греховности, которую, вероятно, и имел в виду Иов, говоря: «Кто бо чист будет от скверны? Никтоже, аще и един день житие его на земли» (Иов 14: 4–5).

Тайна вифлеемских младенцев получает свою разгадку и свой смысл единственно в этом свете. Именно в таком аспекте можно смело и уверенно утверждать, что вифлеемские дети ничего не потеряли, слишком рано уйдя из своей земной жизни. Но всего лишился в вечности их палач – злочестивый Ирод, коего праведный суд Божий вскоре настиг, так что он завершил свою жизнь куда более тяжелой и позорной смертью, нежели погубленные им младенцы.

Это преступление Ирода против невинных детей совершилось не без предвидения и попущения Божиего. Ибо Бог знает все, хотя и не все делает. Доказательство тому – пророчество Иеремии, относящееся к этому событию: «Глас в Раме слышан бысть, плач, и рыдание, и вопль; Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть (Иер. 31: 15; Мф. 2: 18). Итак, если Бог предвидел и предсказал устами пророка это событие, значит, оно наверняка произошло не без Промысла Божия и не лишено своего смысла. «Ты говоришь, – пишет святой Иоанн Златоуст, – что эти младенцы могли бы многое совершить, даже и великие дела, если бы жизнь их была продолжительнее. Но тогда Бог не допустил бы их раннюю смерть, если бы им суждено было стать великими», то есть более великими, чем они стали благодаря своей смерти. «Напротив, – говорит архиепископ Иннокентий Херсонский, – они легко могли бы попасть в число тех, которые кричали Пилату: “Да распят будет… Кровь Его на нас, и на чадех наших” [Мф. 27: 22, 25]. Возможно, на них бы обрушились те беды и потрясения, о которых Господь говорил незадолго до своих страданий: “Се дние грядут, в няже рекут: блажены неплоды, и утробы, яже не родиша, и сосцы, иже не доиша” [Лк. 23: 29]. И вот, это блаженство и выпало ныне на долю вифлеемских матерей. Им было легче потерять своих детей, пока те были в невинном возрасте, нежели видеть их злосчастную смерть или ужасные несчастия тогда, когда эти дети стали бы опорой их немощной старости».

Несчастья сопровождают каждого человека на его жизненном пути. И вифлеемские младенцы, если бы продолжили жить, обязательно бы столкнулись в своей жизни со множеством невзгод. Между тем, как знать, помогли бы им эти невзгоды в стяжании Царства Небесного так, как помогла им в этом их ранняя смерть. Ибо несчастья идут на пользу человеку только тогда, когда он их смиренно и терпеливо переносит ради Бога. В этом случае несчастья и страдания очищают нас от грехов и доставляют нам награду. Но перенесли бы столь же героически эти младенцы все жизненные невзгоды, как перенесли они смерть, – вот в чем сложнейший вопрос и огромный риск. Они своим страданием вложили меньшее (хотя и самое большее, что имели в этом мире, – жизнь), дабы приобрести все – бессмертие и вечную жизнь в Царстве Небесном. Поэтому воистину они не претерпели никакого ущерба.

Наконец, когда многие сомнения и вопросы обуревают нас со всех сторон, когда мы видим бедствия, на первый взгляд незаслуженные, и не постигаем их смысла, и теряемся в недоумении, мы должны со смирением вспомнить слова Иисуса Христа, обращенные к апостолу Петру: «Еже Аз творю, ты не веси ныне, уразумееши же по сих» (Ин. 13: 7). Многое из того, что некогда было непостижимым, становится понятным по прошествии времени; окончательно же мы уразумеем все на последнем суде Христовом над родом человеческим.

Епископ Рашско-Призренский и Косовско-Метохийский Артемий (Радосавлевич)
Перевела с сербского Александра Копанева
https://pravoslavie.ru/

Просмотров: 533  

Медиа

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 11 10 2024dynmod 401
  • 08 28 2024dynmod 508
  • 11 05 2024dynmod 201
  • 08 28 2024dynmod 507
  • 12 04 2024dynmod 101
  • 11 05 2024dynmod 202
  • 10 02 2024dynmod
  • 10 14 2024dynmod 513
  • 10 14 2024dynmod 503
  • 11 04 2024dynmod 102
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 11 21 2024dynmod 501
  • 08 03 2024dynmod 300
  • 09 17 2024dynmod 901
  • 10 14 2024dynmod 507
  • 11 04 2024dynmod 105
  • 11 04 2024dynmod 104
  • 11 05 2024dynmod 204
  • 10 14 2024dynmod 505
  • 07 21 2024dynmod 702
  • 10 27 2024dynmod 810
  • 12 04 2024dynmod 102
  • 10 14 2024dynmod 506
  • 10 08 2024dynmod 301
  • 11 21 2024dynmod 502
  • 10 14 2024dynmod 512
  • 10 14 2024dynmod 504
  • 11 21 2024dynmod 503
  • 08 29 2024dynmod 703
  • 10 27 2024dynmod 814
  • 10 14 2024dynmod 508
  • 10 27 2024dynmod 812
  • 11 05 2024dynmod 206
  • 08 04 2024dynmod 208
  • 11 05 2024dynmod 205
allistshapka4

МОНАСТЫРЬ
АЛЕКСИЕВСКИЙ МОЙ

Каждый раз возвращаюсь другой-
Обновленной, очищенной, кроткой.
Монастырь Алексиевский мой
Стал на небо дорогой короткой.

Вырываясь из душных квартир,
От проблем, толчеи на дорогах,
Попадаем мы в Ангельский мир,
На земле - во владения Бога.

Здесь и дышится легче стократ,
Вторят птицы девичьему хору.
Озаряют восход и закат
Купол храма, венчающий гору.

Там внизу, под горой, суета
Правит бал в муравейнике буден.
Здесь молитвы, покой, чистота
Лечат души измученным людям.

Здесь просфоры, святая вода -
Цельбоноснее нету лекарства.
Потому нас и тянет сюда -
Во владения Божьего Царства.

Я на землю схожу, не спеша,
Здесь все то же - пороки и страсти...
Но хранит еще долго душа
Ощущение мира и счастья.


               Валерия Соколова

 

allistfoot

S5 Box

Патриархия  Православие и современность