Главная
Воскресенье, 26 Ноябрь 2023 08:50

Неделя 25-я по Пятидесятнице. Святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского

26 ноября, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, отмечается день памяти святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, чья жизнь стала примером твердой веры, бестрепетного служения долгу, преданности святой Церкви и сопряженной с великими трудами и подвигами любви к своим ближним.

Святителю Иоанну мы обязаны составлением Божественной литургии и многими трогающими сердце молитвами. Его многочисленные сочинения – проповеди, наставления, толкования слова Божия, книги, письма и послания, – все это остается непревзойденным образцом глубокомыслия, красноречия, горячности любящего сердца и неисчерпаемого назидания для верующих.

В нашем монастыре находится чтимая икона святителя Иоанна Златоуста с частицей мощей. Этот образ появился в монастыре в 2011 году, находится он в алтаре храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» Смоленская.

Всенощное бдение в соединении с бденной службой святителя Иоанна Златоуста накануне и Божественную Литургию в самый день праздника клирики монастыря совершили соборно. По окончании богослужения было совершено славление святителю Иоанну Златоусту. 

После Божественной литургии воспитанники воскресной школы монастыря вместе с участниками молодежного общества Одигитрия, а также воспитанницы и сестры монастыря поздравили Матушку Игумению Феодосию с Днем матери.

На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Неделю 25-ю по Пятидесятнице совершил иерей Александр Мурылёв.

 

Смотреть сюжет на видео-канале монастыря

 

 

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ — ЧЕЛОВЕК, УСЛЫШАВШИЙ БИЕНИЕ СЕРДЦА ЦЕРКВИ

Икона святителя Иоанна Златоуста26 ноября Русская Православная Церковь празднует память великого святителя и вселенского учителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Имя его знакомо каждому православному христианину, ведь на протяжении большей части церковного года в храмах совершается Божественная литургия по чину святителя Иоанна Златоуста.

Святитель Иоанн родился в середине IV века в Антиохии — в четвертом по величине городе Римской империи, в центре Сирии. Здесь же он стал священником.

В конце столетия, в 398 году, святитель Иоанн был избран епископом Константинопольской кафедры. Некоторым он казался суровым, замкнутым и даже высокомерным человеком. Но это было далеко не так. Вернее, он действительно был суровым — в аскетическом подвиге воздержания и молитвы, замкнутым — не любил увеселений и праздных компаний, «высокомерным» — применяя прежде всего к самому себе «высокую меру» христианской жизни. И он никогда не требовал от других того, чего не исполнял сам.

Святитель Иоанн Златоуст стал одним из самых плодовитых церковных писателей. В русском переводе собрание его творений представляет собой двенадцать больших томов, каждый из которых разделен на две (а некоторые и на три) книги. Большая часть творений святителя — это устные проповеди, записанные писцами и затем отредактированные им самим.

Особое внимание святитель Иоанн Златоуст уделял экзегезе — объяснению смысла текстов Священного Писания. Подробнейшие толкования на некоторые ветхозаветные книги — Бытие, Псалтирь, книгу Иова, книгу пророка Исайи, а также на большую часть новозаветных книг — Евангелия от Матфея и Иоанна, книгу Деяний, толкования на все послания святого апостола Павла — стали настоящей сокровищницей духовной мудрости, которой может воспользоваться каждый христианин при изучении Библии. Ведь и сам святитель Иоанн от всего сердца желал, чтобы каждый верующий мог знать и понимать эту Книгу.

Самым главным творением святителя Иоанна Златоуста является чинопоследование Божественной литургии. Почему именно его роль в этом деле столь велика? Ведь из церковной истории нам известны имена тех, кто составил песнопения, по сей день звучащие во время богослужений. Ответ на этот вопрос прост, но предполагает осознание того особого места, которое занимает Божественная литургия среди всех церковных служб.

Одному литургисту принадлежат потрясающие слова: «В Литургии мы слышим биение сердца Церкви». Как человек не может жить без сердца, так и Церковь невозможно представить без Литургии, потому что ее нет без Христа. А Святых Тела и Крови верующие причащаются именно во время Божественной литургии, и Церковь являет себя в ней, в Святых Дарах. Литургия становится и откровением Царства Божия.

В начале Божественной литургии все верующие слышат возглас священника: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа…». И это знак того, что сейчас же изменяется время и пространство — прихожане стоят в конкретном храме, который становится горницей Тайной вечери, в которой идущий на вольные страдания и смерть Господь Иисус Христос совершил первое причащение апостолов…

Литургия — проявление единства Церкви Христовой. Эту мысль лучше всего выразил безымянный автор одного из древнейших христианских текстов «Дидахэ» («Учения двенадцати апостолов»), написанного еще в апостольские времена: «Как был этот Хлеб преломленный рассеян по горам и, собранный, стал един, так да соберется и Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие». Все верующие, причащаясь Тела и Крови Христовых, становятся едины с Господом и друг с другом, прославляя Христа «едиными усты и единым сердцем».

Божественная литургия есть свидетельство того, что христианство не является религией для отдельного индивида. Нельзя быть христианином вне Церкви. Нельзя быть христианином без Литургии. Наверное, многим из нас приходилось слышать распространенное выражение: «Я верю, но в храм не хожу». «Не хожу в храм» — значит, не причащаюсь Тела и Крови Христовых…

Но давайте представим семью, один из членов которой вдруг сказал бы остальным: «Я не буду больше жить с вами в одном доме, не буду с вами общаться, мне больше не интересны ваши радости и горести. Хотя, может быть, я и буду иногда приходить в ваш дом, но только тогда, когда никого не будет, чтобы никто не мешал мне». То же самое происходит, когда человек «верит, но в храм не ходит». Причащение Тела и Крови Христовых становятся своеобразной проверкой нашего христианства. Причащение — это всегда подвиг предстояния перед Христом. С чем мы придем к Нему? Митрополит Антоний Сурожский писал: «Литургия совершается ради тела Христова, живого организма… Поэтому первое ее действие — собирание народа, не толпы, а общины, которая стоит перед лицом Божиим и только тогда может стоять достойно перед Божиим лицом, когда эта община есть организм любви…». Литургия являет нам любовь Христову.

Какова же была глубина веры и любви ко Христу святителя Иоанна Златоуста, принявшего на себя подвиг составления чинопоследования Божественной литургии? Конечно, он использовал те литургические тексты, которые существовали до него, но при этом создавал и свои. Сегодня в храмах возносятся те же молитвы, которые возносились самим святителем Иоанном шестнадцать веков назад.

…Лучшим почитанием памяти святителя Иоанна Златоуста будет наше участие в Литургии, причащение Святых Тела и Крови Христовых. Ведь не для себя великий проповедник составлял молитвословия, которые мы слышим в храме,— для нас. Для тех, кто приходит в дом Божий, чтобы стать участниками Тайной вечери Христовой.

Священник Василий Куценко
https://pravoslavie.ru/

Просмотров: 464  

Медиа

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 11 10 2024dynmod 401
  • 08 28 2024dynmod 508
  • 11 05 2024dynmod 201
  • 08 28 2024dynmod 507
  • 12 04 2024dynmod 101
  • 11 05 2024dynmod 202
  • 10 02 2024dynmod
  • 10 14 2024dynmod 513
  • 10 14 2024dynmod 503
  • 11 04 2024dynmod 102
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 11 21 2024dynmod 501
  • 08 03 2024dynmod 300
  • 09 17 2024dynmod 901
  • 10 14 2024dynmod 507
  • 11 04 2024dynmod 105
  • 11 04 2024dynmod 104
  • 11 05 2024dynmod 204
  • 10 14 2024dynmod 505
  • 07 21 2024dynmod 702
  • 10 27 2024dynmod 810
  • 12 04 2024dynmod 102
  • 10 14 2024dynmod 506
  • 10 08 2024dynmod 301
  • 11 21 2024dynmod 502
  • 10 14 2024dynmod 512
  • 10 14 2024dynmod 504
  • 11 21 2024dynmod 503
  • 08 29 2024dynmod 703
  • 10 27 2024dynmod 814
  • 10 14 2024dynmod 508
  • 10 27 2024dynmod 812
  • 11 05 2024dynmod 206
  • 08 04 2024dynmod 208
  • 11 05 2024dynmod 205
allistshapka4

МОНАСТЫРЬ
АЛЕКСИЕВСКИЙ МОЙ

Каждый раз возвращаюсь другой-
Обновленной, очищенной, кроткой.
Монастырь Алексиевский мой
Стал на небо дорогой короткой.

Вырываясь из душных квартир,
От проблем, толчеи на дорогах,
Попадаем мы в Ангельский мир,
На земле - во владения Бога.

Здесь и дышится легче стократ,
Вторят птицы девичьему хору.
Озаряют восход и закат
Купол храма, венчающий гору.

Там внизу, под горой, суета
Правит бал в муравейнике буден.
Здесь молитвы, покой, чистота
Лечат души измученным людям.

Здесь просфоры, святая вода -
Цельбоноснее нету лекарства.
Потому нас и тянет сюда -
Во владения Божьего Царства.

Я на землю схожу, не спеша,
Здесь все то же - пороки и страсти...
Но хранит еще долго душа
Ощущение мира и счастья.


               Валерия Соколова

 

allistfoot

S5 Box

Патриархия  Православие и современность