15 октября, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, Русская Православная Церковь торжественно отмечает 655 лет со дня преставления благоверной княгини и инокини Анны Кашинской, небесной покровительницы нашего монастыря.
Святая с непростой судьбой, стяжавшая христианскую добродетель терпения, она перенесла многие скорби и испытания при жизни и была предана забвению после смерти. При жизни великая княгиня отличалась состраданием и молитвой о народе, претерпевающем горести и беды, и даже после смерти она оберегала свой город от несчастий. Прославившаяся чудотворениями по блаженном успении, благоверная княгиня оставила потомкам, монашествующим и мирянам, пример великого смирения, духовной стойкости и истинного благочестия.
«О, преподобная и преблаженная мати Анно! Молися присно Христу Богу нашему даровати людем православным на враги победы и одоление, и миру умирение, и всей Российстей земли великое утверждение, нам же грехов оставление и жития исправление, да тако Небеснаго Царствия наследницы будем…» (Акафист преподобной великой княгине Анне Кашинской)
Накануне в монастыре совершалось всенощное бдение с чтением акафиста благоверной Анне Кашинской. В самый день праздника перед началом Божественной Литургии был отслужен молебен святой с водосвятием.
Божественную литургию в монастыре совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Вадима Козлова, иерея Антония Хорькова, иерея Олега Артеменко и диакона Николая Скафтымова. По окончании Литургии было освящено коливо, совершено славление.
На Крестовоздвиженском подворье монастыря Божественную литургию в Неделю 19-ю по Пятидесятнице и всенощное бдение накануне совершил иерей Александр Мурылёв.
ВЕРУЕМ, ЧТО ТОЛЬКО ПО ЕЯ МОЛИТВАМ И СОХРАНИЛИСЬ МЫ
Святая благоверная княгиня инокиня Анна Дмитриевна Кашинская (ок. 1280 — 2 октября 1368) просияла своей святостью в тяжелейшую эпоху русской истории — во время монголо-татарского ига. Достойная жена своего святого супруга благоверного великого князя Михаила Тверского, как и он, имела высокое устроение души, желая послужить в Русской земле народу Божиему, измученному гнетом жестокого врага — кровопролитными набегами и поборами, смертями и потерями близких, имущества.
Повесть об убиении благоверного христолюбивого великого князя Михаила Ярославича, написанная спустя всего несколько лет после кончины святого, по всей видимости, духовником князя и очевидцем его подвига игуменом тверского Отроча монастыря Александром, разошлась в Русской земле во множестве списков. С глубоким сочувствием и состраданием внимали современники князя Михаила и их потомки рассказу о страдании святого и свидетельству духовника о его последней исповеди: «Если я куда-нибудь уклонюсь, а отчина моя вся в полоне перебита будет, — ведь мне же умирать после этого; так лучше мне ныне положить душу свою за многие души».
Святая княгиня пережила мужа на долгие полстолетия, стала свидетельницей широкого народного почитания его подвига и его памяти, являясь неотъемлемой, всеми признанной участницей и того, и другого. Много испытаний выпало на ее долю. Она не только похоронила мужа, но и потеряла двух сыновей, Дмитрия и Александра, а также внука Федора, тоже жестоко убитых в Орде. Скорби не сломали княгиню. Анна приняла монашеский постриг, впоследствии схиму и преставилась в 1368 году. Тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.
Многочисленные случаи чудотворений у гробницы святой известны с XVII столетия. В 1649 году совершилось обретение ее святых мощей и канонизация. Потом в пылу старообрядческих споров почитание благоверной княгини было приостановлено. В 1909 году состоялось второе обретение ее мощей и второе прославление.
Промыслом Божиим устроилось так, что по прошествии шести столетий после своей кончины, в иную трудную эпоху русской жизни, святая, имевшая в земной жизни жертвенное устроение быть со своим народом, и по смерти разделила с Божиим народом претерпеваемые им безбожные кощунства XX века. В 1930 году мощи ее были подвергнуты публичному освидетельствованию, а затем изъятию. Честные останки святой были открыты и положены в музее атеизма, в который был превращен кашинский собор Успения Пресвятой Богородицы, после чего они находились в краеведческом музее Кашина.
По замыслу безбожников, народ должен был разочароваться, видя лишь костные останки своих святых. Однако этот расчет не оправдался. За 17 лет (в этот период вошло и время Большого террора, и военные годы) музей пережил настоящее паломничество десятков тысяч человек — примечательный факт для города, не являвшегося тогда центром туризма и насчитывавшего всего несколько тысяч жителей. Необычно большое число посетителей отмечалось в советских документах, не скрывавших факт паломничества к святыне множества советских граждан — русских православных людей.
В годы войны очевидной стала несостоятельность политики первых двух десятилетий советской власти, направленной на разделение народа, натравливание одной его части на другую: бедных на богатых, неверующих на верующих. Военное время требовало других политических решений. В 1943-1948 годах довоенная антирелигиозная повестка была частично пересмотрена, в результате чего центральной властью были предприняты следующие шаги: создание Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР, открытие храмов, избрание Патриарха, возвращение Церкви мощей некоторых святых.
Мощи святой благоверной великой княгини инокини Анны Кашинской были переданы в Вознесенский собор Кашина 22 января 1948 года после длительной переписки (1946-1948 гг.), инициированной обращениями духовенства и верующих горожан к епископу Калининскому и Кашинскому Арсению (Крылову), а затем к Патриарху Алексию I и в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР.
В смиренной, скромной и тихой обстановке святые мощи Анны Кашинской вернулись в литургическое пространство Церкви. Впереди еще многое предстояло претерпеть русскому церковному народу и пребывающей с ним своими молитвами и мощами благоверной княгине. В результате хрущевских гонений в 1962 году, несмотря на сопротивление прихожан, Вознесенский храм был закрыт, после чего странствие святой продолжилось: мощи ее были перенесены в Петропавловский храм, затем в Христорождественский, а в 1993-м опять вернулись в открывшийся Вознесенский собор.
В 1990-е годы в Кашине возобновили обычай совершать крестный ход по городу с мощами святой 25 июня (перенесение мощей, второе прославление). Это празднование обыкновенно собирает множество жителей Кашина и паломников. Дни памяти благоверной княгини празднуются также 3 августа (обретение мощей) и 15 октября (преставление). В 2009 году на народные средства была сооружена новая серебряная рака для мощей благоверной княгини инокини Анны. В 2020 году по благословению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия мощи святой были облачены в новую схиму.
В наше время стали доступны многие исторические источники, проливающие свет на судьбы Церкви и ее святынь в XX веке. Знакомство с этими материалами позволяет представить всю сложность церковно-государственных отношений советского времени и с особым чувством обратиться к сохранившимся по милости Божией святыням, с благоговением почтить память заступников земли Русской, которые своими молитвами и мужественным предстательством способствовали сохранению веры в русском народе. Преемство плодов их жизни и благочестия вверено современному поколению Церкви, которая не перестает свидетельствовать о святости благоверной княгини инокини Анны.
По материалам статьи протоиерея Александра Рычкова
«Журнал Московской Патриархии» (№ 1, 2023)
http://www.patriarchia.ru/