3 августа Православная Церковь молитвенно чтит память великой святой княгини Анны Кашинской, в этот день были обретены ее святые мощи.
Житие святой Анны Кашинской являет пример достижения смирения через терпение, принятие житейских испытаний и посвящение себя служению Богу и людям. Ей выпала труднейшая судьба, но все беды и горести она переносила с истинно христианским смирением, не уступив сомнениям и соблазнам «мира сего». И даже после смерти, когда великая княгиня Анна была признана святой, ее почитание прекратилось из-за церковного раскола и человеческой немощи. Но, несмотря на все испытания, правда Божия восторжествовала. Мощи святой Анны были вновь обретены, и она снова стала почитаемой святой Церкви Христовой.
«О, преподобная и преблаженная мати Анно! Молися присно Христу Богу нашему даровати людем православным на враги победы и одоление, и миру умирение, и всей Российстей земли великое утверждение, нам же грехов оставление и жития исправление, да тако Небеснаго Царствия наследницы будем…» (Акафист преподобной великой княгине Анне Кашинской)
Великая княгиня Анна Кашинская является небесной покровительницей нашего монастыря, в её честь освящен второй придел в Алексиевском храме. В обители имеется икона с частицей мощей святой, послужившей Господу и на княжеском престоле, и в ангельском чине.
Накануне престольного праздника игумен Пимен (Хеладзе) совершил всенощное бдение, на котором пелся акафист святой благоверной княгине Анне Кашинской. 3 августа была совершена праздничная Божественная литургия. По окончании богослужения было совершено славление.
СВЯТАЯ ЖЕНА СВЯТОГО МУЖА.
УРОКИ БЛАГОВЕРНОЙ КНЯГИНИ АННЫ КАШИНСКОЙ
Сегодня память великой княгини инокини Анны Кашинской. Сказано: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Но на нее нападки продолжались и после смерти...
Святая благоверная княгиня Анна, дочь великого князя Ростовского Димитрия Борисовича, родилась в XIII веке в городе Кашине, входившем в Ростово-Суздальское княжество. Она возрастала в атмосфере благочестия, с детства прилежала молитве, приобрела навыки рукоделия, – ее духовным наставником был святитель Игнатий, епископ Ростовский.
Ее кроткий, смиренный нрав, ум и природная красота, которая усугублялась «красотою кроткого и молчаливого духа», привлекли внимание тверской княгини Ксении, которая пожелала видеть ее супругою своего сына, тверского князя Михаила, впоследствии благоверного князя-мученика.
И она стала добродетельной супругой и матерью пятерых детей. Вместе с князем они отличались христианскими добродетелями, были щедрыми благотворителями, утешали странников, помогали нуждающимся, убогим.
Князь Михаил принял мученическую кончину в Орде в 1318 году, и его благоверная супруга, предвидя эту телесную смерть, не отговаривала своего любимого мужа от скорбного пути, но, напротив, вдохновила его на подвиг и увещевала не отрекаться от Христа перед лицом самых лютых мучений.
И в этом она уподобилась Соломонии, матери ветхозаветных мучеников Маккавеев, святой мученице Софии, матери Веры, Надежды и Любови, матери святого мученика Пасикрата, святой мученице Наталии, которые видели счастье своих близких не в мирском довольстве и наслаждениях, но в страданиях за Христа, ведущих к Блаженной Вечной Жизни.
Люди, не сподобившиеся такого духовного опыта, желают своим близким родственникам не мученической кончины, но только лишь телесного здоровья, светского преуспеяния, мирских радостей и утешений, отвлекающих от Единого на потребу. Поэтому Господь и говорит: «враги человеку – домашние его» (Мф. 10:36).
И когда благоверная княгиня Анна потеряла своего любимого супруга, то не пожелала вновь вступать в брак, но приняла иноческое пострижение, а впоследствии и великую схиму и провела остальную жизнь в женских иноческих обителях, погруженная в непрестанную молитву.
Анна удалилась в Тверской Софийский монастырь, где приняла постриг с именем Ефросинии. Затем, переселившись в Кашинский Успенский монастырь, постриглась в схиму с именем Анна.
2 октября (15 октября по новому стилю) 1338 года она мирно отошла ко Господу.
Сыновья святой Анны повторили исповеднический подвиг отца: Димитрий (Грозные Очи) был убит в Орде в 1325 году, а Александр, князь Тверской, вместе с сыном Феодором – в 1339 году.
Между тем непрестанная молитва святой Анны не прерывается и по ее кончине. Чудеса при ее гробе начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. Святая княгиня явилась пономарю Успенского собора Герасиму и сказала, что она молит Спасителя и Пресвятую Богородицу об избавлении города от иноплеменников, после чего литовцы отступили.
Как при жизни она отличалась состраданием и молитвой о народе, претерпевающем горести и беды, так и по смерти она оберегала город Кашин от несчастий – например, от пожаров, которые там быстро прекращались. Кашин ни разу не был взят неприятелем во время нашествия поляков, а при вторжении Наполеона он был избавлен от разорения французами. В 1848 году во время холеры мор прекратился после крестного хода по городу с иконой святой Анны.
На Соборе 1649 года было постановлено открыть ее мощи для всеобщего почитания и причислить благоверную княгиню Анну к лику святых Русской Церкви.
В Евангельском чтении, посвященном преподобным женам, содержится притча о десяти девах. В ней говорится, что мудрые девы встречают приход Жениха с елеем в своих светильниках, а юродивые, то есть неразумные девы встречают Жениха с сосудами, в которых нет елея, и эти светильники не горят. Что это значит?
Это – возвращение Бога, Божественной энергии в сердце человека, которое есть обретение Царства Небесного внутрь нас. И это делает сердце горящим светильником, в котором горит огнь Божества, Блаженной Вечной Жизни.
И в конце этого чтения Господь говорит: «Итак, бодрствуйте, ибо не знаете ни дня, ни часа, в который Сын Человеческий приидет» (Мф. 25:13).
Спаситель призывает своих учеников – как апостолов, так и всех следующих Его учению, то есть христиан, бодрствовать и молиться. Ибо не знаем мы ни дня, ни часа кончины – ни своей, ни общей кончины мира. Поэтому надо всегда быть готовым. А этой готовности и содействует бодрствование и молитва.
Вспомним, что преподобный Серафим, любивший молиться с зажженной свечой в руках, и даже с пучком свечей, почил именно с горящей свечой. И от этого произошел пожар, засвидетельствовавший, что кончина последовала среди молитвы. Да и само положение тела свидетельствовало об этом.
У Анны Кашинской, как и у некоторых других святых, персты после кончины так и остались сложенными для крестного знамения, что также является знаком моления в час смерти.
История деканонизации и повторной канонизации Анны Кашинской как бы подчеркнула и запечатлела этот важный момент – законников смутило именно двоеперстие, которое было принято в Русской Церкви при жизни благоверной княгини. На этом основании и в связи с обострением старообрядческого раскола в 1677 году патриарх Иоаким поставил вопрос на Московском Соборе об упразднении почитания благоверной княгини в лике святых.
…Преподобному Серафиму и Анне Кашинской посвящены центральные алтари кладбищенского храма в Донском монастыре (на верхнем и нижнем этажах). А храм на кладбище, на погосте, призван располагать душу к размышлению о смерти и вечности.
Этот храм был построен сразу после прославления в лике святых преподобного Серафима и повторной канонизации Анны Кашинской в 1909 году. И преподобный Серафим, и Анна Кашинская были прославлены по инициативе императора Николая II.
Все это произошло как раз накануне нашей грандиозной катастрофы, – богоборческой смуты, предводители которой отвергли Краеугольный Камень – Всеведущий и вездесущий Разум Божий, поставив на его место падший человечески рассудок и вознамерившись с его помощью построить на земле всеобщее благоденствие.
Сегодня мы знаем о крахе этого безумного и несбыточного проекта.
Господь посредством этого деяния царя-мученика указывает нам путь истинный – не призрачное царство земного благоденствия, неосуществимое в мире, в котором неизбежны болезнь, старость и смерть, но реальное Царство Небесное, «идеже несть болезнь, печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная», должно стать нашей целью. И достигается оно бодрствованием и молитвой, чему как раз учит нас пример преподобного Серафима и благоверной княгини Анны Кашинской.
Да и сам царь-мученик, отказавшись от царства земного, наследовал именно Царство Небесное, блаженное и вечное, к которому стремится каждый христианин.
Гуревич Валентин, Иеросхимонах
Московский Донской монастырь