30 июля, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, Святая Церковь молитвенно воспоминает Святых Отцов шести Вселенских Соборов.
Предшественником Вселенских Соборов стал Апостольский Собор, созванный апостолами в 51 году и обозначенный в Библии (Деяния 15: 1–29). На Вселенские Соборы съезжались епископы и представители всех Церквей. Только Соборы обладали правом утверждать догматы в области христианской веры и церковного вероучения, определять его богословскую основу. Постановления, принятые на Соборе, записывались в Книгу Канонов (Правил) и впоследствии принимались Церковью в качестве учения. Отцы шести Вселенских Соборов шли на мучения и страдания, на исповедничество и мученичество за чистоту Православной веры.
Божественную литургию в монастыре и всенощное бдение накануне совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Вадима Козлова.
На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Неделю 8-ю по Пятидесятнице совершил иерей Александр Мурылёв.
ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ОТЦЕВ СЕМИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ
Дорогие братья и сестры, сегодня мы совершаем память святых отцов семи Вселенских соборов, которые созывались в ранние века христианства для защиты чистоты Православия. Именно ими были утверждены догматы – основы православной веры, которые мы исповедуем в символе веры за каждой Божественной литургией.
В первые века Церковь Христова подвергалась страшным гонениям со стороны императоров-язычников. Христиан предавали самым ужасным и мучительным казням. Только в начале IV века при святом равноапостольном императоре Константине Великом верующие получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.
Но диавол не оставил в покое Святую Церковь. По завершении эпохи гонений Церковь Божию стали пытаться поколебать изнутри еретические лжеучения. Так, еретик Арий, бывший Александрийский пресвитер, отвергал Божественную ипостась Спасителя, Сына Божия. Ересь арианства была осуждена на I Вселенском соборе.
Большую смуту внесла появившаяся позже ересь иконоборчества. Иконоборцы получили большую власть и почти сто лет терзали Церковь, запрещая почитание икон и предавая мучениям боголюбивых христиан, продолжавших молиться дома перед святыми образами.
Еретики в своем духовном ослеплении дерзали сравнивать иконы с идолами, кумирами, которые запрещает Заповедь Божия. Но идол есть то, что заменяет Живого Бога. Икона же есть образ, возводящий ум человека к Первообразу, изображенному на ней. Она не замещает собой поклонение Истинному Богу, но, напротив, помогает усилить благочестивое религиозное чувство.
Молясь перед иконами мы воздаем почитание не доске, не бумаге, на которых они написаны, но Господу, Пресвятой Богородице, святым. Подобно тому, как разглядывая семейный фотоальбом, мы переносимся мыслью к близким нам людях. Кто-то из них, возможно, перешел уже в мир иной, но наше сердце хранит любовь к ним, а фотографии оживляют дорогие воспоминания.
Под, казалось бы, благочестивым предлогом – почитания Бога, диавол смутил умы людей, ввергнув их в ересь иконоборчества. Нелегко было противостоять этому лжеучению. Ведь они склонили на свою сторону самого императора и многих вельмож.
Отстаивая чистоту веры в таких условиях, отцы Вселенских Соборов показали великое дерзновение в исповедническом подвиге и стойкость в хранении истины Христовой. Движимые лишь страхом Божиим, лишенные всякого лицеприятия и человекоугодничества, они не побоялись ни гонений, ни уничижений, ни презрения со стороны властей.
И сколько бы ни восставало еретиков на Церковь Божию, Господь Ее хранил, посылая пастырей богомудрых и богопросвещенных, стойко ограждавших стадо Христовых овец от «волков в овечьих шкурах» (см. Мф 7:15), ибо верно Слово Божие: «… создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18).
О том же, насколько бедственно бывает для человека следование различным лжеучениям, свидетельствует следующий случай, описанный в Отечнике.
Некий подвижник стал известен строгостью жизни. Иноки решили испытать его, не находится ли он в прелести. Придя к нему, они стали уничижать его, называя пьяницей, блудником, празднословом и прочими обидными клеветническими словами.
Старец смиренно признавал себя виновным во всех грехах, пока они не назвали его еретиком. На это он твердо ответил: «Нет. Я не еретик».
Братия ради пользы души просили его открыть, почему он не прекословил в прежних ложных обвинениях, но не захотел признать себя еретиком. На что подвижник отвечал: «Все грехи, в которых вы обвиняли меня до этого, я, если не совершил, то мог совершить по немощи человеческой, но прибегнув к покаянию, получил бы прощение от Господа. Причислив же себя к еретикам, я признал бы себя отпавшим от Христа и потому, не имеющим надежду на спасение». Тогда иноки поняли, какая страшная участь ожидает еретиков.
Так, Арий, отрицавший Божественность Спасителя, умер в отхожем месте. Как повествует церковная история, у него вывалились все внутренности. Его позорная смерть стала свидетельством гнева Божия и будущих адских мук, которые он избрал сам, предав любовь Божию плотским мудрованием.
Будем же, дорогие братья и сестры, молиться святым отцам Вселенских Соборов, прося их укрепить нас в истинной вере и духе любви христианской. Подобно им, предварявшим решения словами: «Изволися Духу Святому и нам», постараемся и мы во всем руководствоваться святыми Заповедями Божиими, Священным Писание и Священным Преданием Церкви, соборным разумом которой управляет Сам Господь Духом Святым.
Преосвященнейший епископ Усманский Евфимий
https://mitropolia-lip.ru/